Блокпост в горах

Игорь Караваев 2
          В 1941 году, в один из тех дней, когда линия фронта вплотную приблизилась к Северному Кавказу, маленький Сева вместе со своей тётей ехал по горной дороге, заполненной повозками и автомобилями. Светило солнце, дышалось легко - но ясная погода не радовала людей, сидевших на лошадях, в телегах или в кузовах машин: они пытались уйти от войны, покидая родные места, на подступах к которым уже шли бои.

          Вдруг кто-то из попутчиков услышал отдалённый гул авиационных моторов. В небе, с той стороны, откуда плыл звук, показалось несколько чёрных точек. Точки приближались, увеличиваясь в размерах, постепенно они превратились в горизонтальные чёрточки, а вскоре уже можно было рассмотреть большие двухмоторные самолёты. Вот уже стали видны солнечные блики на вращающихся пропеллерах и на остеклении кабин, а затем от фюзеляжей начали отделяться чёрные капли падающих бомб. Немцы!

          Все, кто был на дороге, бросились врассыпную. Сева с тётей побежали в густой придорожный лес.

          Самолёты развернулись на второй заход, и вскоре земля под ногами опять задрожала от взрывов. Женщина и мальчик, спасаясь от бомб, углублялись в чащу всё дальше и дальше, не разбирая дороги. Они ощущали свою полную беззащитность, понимая, что в любой момент очередная бомба может упасть прямо на них. Им было совсем не до того, чтобы запоминать путь, по которому пришлось убегать от опасного места...

          Налёт закончился. Затих удаляющийся звук авиадвигателей. Сева с тётей попытались вернуться на дорогу, но не тут-то было. Они заблудились.
 
          Два дня и две ночи они плутали по лесу, пока не набрели на советский блокпост. Грузины-ополченцы, стоявшие там, встретили их тепло и сердечно, как родных. Голодных и нечеловечески уставших женщину и мальчика накормили и уложили спать.

          На следующий день ополченцы снарядили спасённых в путь. Бойцы заботливо собрали им в дорогу узелок с нехитрой снедью. Один из грузин быстро, ловко и аккуратно сшил для Севы тапки-«опорки» из сыромятной кожи (сандалии мальчика потерялись где-то в лесу) и дал ему с собой тридцать рублей - на всякий случай, лишними не будут...

          Мальчик и женщина пошли по тропинке, которую им показали, и довольно скоро выбрались на дорогу. Когда они попали к родным, их там уже считали погибшими...

          Прошло много лет. Сева, переживший войну, вырос, окончил школу, а потом и Ленинградский кораблестроительный институт. Всеволод Игоревич Жарков стал известным конструктором-корабелом, работавшим над созданием многих интереснейших проектов подводных лодок. В частности, он принимал самое непосредственное участие и в создании первых советских подводных лодок с баллистическими ракетами.

          Через всю свою жизнь Всеволод Игоревич пронёс благодарность к тем совершенно незнакомым людям, которые в 1941 году встретились ему на блокпосту в горах.