о деньгах, одно из школьных сочинений по литератур

Денис Липаткин
Бытует мнение, что «за деньги можно купить всё». Это устойчивое выражение ещё с незапамятных времён стало страшной аксиомой нашей повседневной жизни. Первоначально, деньги были изобретены для обмена товаров и услуг. Как и в любой другой сфере деятельности, и здесь злой человеческий гений нашёл своё применение.

Сложно сыскать такой человеческий порок, движущей силой которого не могли бы стать деньги. За деньги совершается любое преступление - вопрос не в степени тяжести этого преступления и даже не в степени порядочности преступника - вопрос в цене; ведь первые два понятия относительны ( поведение порядочного человека одного общества окажется верхом неприличия в другом), поэтому - субъективны, а последнее понятие всегда номинально, поэтому - абсолютно, и зависит, разве что от курса валют  (который изменяется обычно плавно). Таким образом, как и любое другое изобретение, деньги сразу нашли себе дурное применение, по сути, они стали посредниками злодеяний, причём здесь щекотливость ситуации заключается в том, что само средство совершения преступления зачастую представляет собой также средство самооправдания его субъекта: любой психически здоровый преступник верит в то, что «цель оправдывает средства». Здесь необходимо отметить то, что «деньги портят человека».

В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов представляет нашему вниманию образ Дмитрия Старцева: талантливого, умного, любознательного,  образованного и интеллигентного земского врача, деградация которого в аморфного, равнодушного ко всему толстого зажиточного Ионыча выражает проблематику произведения. В варианте, предложенным А. П. Чеховым, человек, в погоне за материальным благосостоянием, теряет самое важное - духовное богатство.

Знаменитый журналист М. Задорнов, имея обыкновение декламировать в своих телепередачах различные небезынтересные этимологические особенности русского языка, как-то отметил, что «Богат тот, кто богат душой. А тот, у кого много денег - коллекционер».  Я считаю, что деньги - это искуситель. На мой взгляд, абсолютно любой человек может быть, как минимум, введён в «денежное заблуждение»: прямым или косвенным образом. Несомненно, все люди зависимы финансово. Современный социум не подразумевает безденежное существование, однако, хрупкость человеческой психики, иными словами – человеческий фактор, часто размывает границы между «можно» и «нельзя»: здесь всегда играют роль внешние обстоятельства, особенности каждого человека в отдельности и т.д. Да и кто придумал, что точно «можно», а что точно «нельзя»? Пятьдесят лет назад можно было уничтожать историю и веру, но совершенно запрещено было выделяться среди людей. Законы пишутся такими же людьми, как и те, что совершают преступление. Моральные принципы также меняются со временем, с людьми. Даже такая великая заповедь, как «не убей» нарушается во имя Истины, то есть - самооправданно, пример тому – бесчисленное множество священных войн в прошлом и, не исключено, - в будущем.


Одним из жертв рокового выбора между «хорошо» и «плохо» стал главный герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание». Родион Раскольников преступает закон, следуя своей идеологии. Помимо этого на него влияют некоторые события , происходившие с ним и вокруг него. Главным обстоятельством, оказавшим воздействие на Родиона, стало его финансовая несостоятельность. Его каморка «походила более на шкаф», а сам он жил в бедном районе Санкт-Петербурга.

 В огромном числе книг красной нитью проходит мысль о том, что зачастую деньги становятся фальшивым строительным материалом человеческих отношений.

В рассказе Франца Кафки «Превращение» молодой Грегор Замза, в прошлом - финансовая опора семьи, становится никчёмным и никому не нужным, забытым ближайшими родными, однажды утром проснувшись насекомым - существом, не способным на заработки. Во многих романах ставится вопрос о браке по расчёту. Таким образом, часто бывает так, что чувства, правда, счастье, взаимопонимание, одним словом - все добродетели - всё может уступить злосчастным деньгам, ищущим нового хозяина.


Несомненно, «деньги - корень зла». Кажется невозможным перечислить все те бедствия, что учиняет их присутствие. Более того, никто не застрахован от ошибок. Совокупность собственных взглядов и убеждений с характерными личностными особенностями, качествами или недостатками, вкупе с внешними обстоятельствами, на пересечении интересов разных людей, каждого человека почти всегда и является основной их причиной. Мне кажется, денежная необходимость, осложнённая материальной несостоятельностью, - это смертоносная рана нашего социума. К сожалению, эту рану невозможно вылечить, хотя, лекарственным бальзамом могло бы послужить адекватное отношение к деньгам, взаимоуважение между людьми и добропорядочность.