Батя и волюнтаризм

Игорь Теряев 2
                (история  фотоснимка)

Мой  батя – тесть,  заменивший мне отца - с тридцатых годов прошлого века  рос и работал на земле.  Как избрали его председателем колхоза в 1930 году, так  всю жизнь  (кроме военных лет, когда его оставили в тылу фашистов командовать партизанским отрядом)  он,     занимался сельским хозяйством.  Было у него образования всего четыре класса, но землю он знал. Когда, где и что сеять, как ухаживать  за  культурами, когда  и как собирать урожай и другие премудрости  сельского хозяйства  были у него в крови  ещё  с  батрацких лет, принуждавших работать на  хозяина.
После войны он руководил  совхозом, к которому   регулярно,  в виде отделений, присоединяли   разорявшиеся колхозы.  Растущий совхоз  занимался  мясным животноводством,  молоком,  кормом для скота  и фруктовыми садами.   
Трудно передать словами,  что чувствовал  рачительный  хозяин  большого хозяйства,  когда ему,  в угоду  волюнтаристски настроенному  очередному вождю,  спустили директиву  засеять такую–то площадь кукурузой.
– Я же знаю чего и сколько посеять, чтоб прокормить свою скотину.   У меня есть и поле с кукурузой,  но столько? –  пенился он в большом кабинете областного комитета  партии.   Но… директива спущена,  и любой чиновник лопнет, а её  выполнит.  Не навлекать же на себя гнев высоких пачальников?   Отменять указания  сверху не в его силах.   И батю,  вопреки здравому смыслу,  принудили столько–то гектаров засеять ставшей модной в то время кукурузой.

В  каждом отпуске батя находил возможность показать мне  свои  «владения».  Так и в том году,  как–то вечером говорит:
– Завтра,  сынку, вставай  пораньше, поедем в хозяйство.
Мне, военному лётчику, очень интересно было смотреть на зелёные поля  пастбищ, на зерновые, густо взошедшие на необозримых полях,  на гектары фруктовых садов, на парники–теплицы, на свинарники,  коровники,  птичники, на  людей, с энтузиазмом  работавших в прибыльном хозяйстве.

Въехали на пригорок, с которого открывался вид на большое вспаханное  поле с редко взошедшими тощими ростками,  невзирая  на  середину  звонкого лета.  Вышли из  машины,
И батя с торжествующим  сарказмом  сказал:
–  А це в мене,  сынку,  кукургуза…
И я его понял:  нужны чиновникам вопреки трезвому смыслу  дополнительные  гектары с модной новинкой?  Получайте – хоть и на самых никудышных землях,  но  я выполнил вашу директиву. 

В день экскурсии по обширному хозяйству я и  «щёлкнул»  удачно  нашего батю – защитника,  рачительного хозяина родной земли.


На снимке кавалер трёх боевых  и четырёх трудовых  орденов  Александр  Павлович  Камышан.