Как нас приучали к капитализму

Борис Ящук
К А К      Н А С    П Р И У Ч А Л И        К      К А П И Т А Л И З М У



      Не могу  смириться    с тем, что  с развалом нашей  страны   всё так обернётся…
Как  жалкой кучке  воров и приспособленцев  удалось одурачить народы великой державы?   Банда поделила  на отдельные  «малины»  бывшие  республики   и началась  истинная вакханалия. Хочу рассказать   на личном примере, как вдруг   мы стали  «капиталистами».   Как –то утром  нас   собрал  на цеховом пятачке  начальник цеха и радостно объявил, что наш завод теперь  называется  Открытым  Акционерским Объединением.     И  теперь  мы   все   -  участники  всех богатств  объединения,  совладельцы.  Для   пущей важности момента , улыбающийся  шеф сообщил, что каждый вскоре   получит  документ, выражающий нашу долю  в денежном выражении. Послушали… и разошлись  по рабочим  местам, привычные к трудовому  распорядку и взялись за выполнение   сменных заданий. И хотя  теперь пропали   соцсоревнования,  сок  из станочников  продолжали выжимать  по-капиталистически  при  расценках  за труд ещё  по-социалистически. Такая вилка,  конечно, возмущала,  но на это  начцеха резюмировал:  кто недоволен – увольняйтесь, к нам очередь   от самого речпорта.  Некоторые  проблески  капиталистического рая  вылились  в талоны  бесплатного питания  в заводских столовых и талонах  на молоко. Правда вскоре  девочки в белых халатиках  забегали по цеху  с «большими  клизмочками»  - брали воздух на анализ. Результат последовал немедленно – талоны на молоко нам  отменили.   Через  пару недель    всем выдали  невзрачные   клочки серой бумажки  с блёклыми цифрами – оказывается  это  сумма  нашего персонального  богатства из заводского( капиталистического) кармана.  Если подойти к этому  по советским нормам и деньгам . я оказался владельцем семи с лишним  тысяч рублей! ОГО!!! У меня  ранее  ежемесячный заработок  был триста пятьдесят рублей. При Советской власти  такой  получки  хватало на всю мою семью и на коммунальные платежи. Можно сказать жили припеваючи.  Но пришли  другие   времена. Многие  ребята помусолили –помусолили эти бумажки  и выбросили  в мусорные  урны.  А напрасно!  Моя   армейская  закваска   подсказала: прибери бумажку, может пригодиться. Так и оказалось через пяток лет.
      За  это   время  многое   изменилось.  На несколько  порядков  выросло  и окрепло  свинское  отношение  к рабочим.  Одновременно  усилилась  охрана  дорогого предприятия.  Рабочего, несущего  домой  какую-то  нужную железяку, предавали анафеме  и   выбрасывали за ворота. Каждого стали обыскивать металлоискателями – а вдруг  теракт  задумал?  Одновременно   руководители разных  рангов  безбедно  воровали вагоны  проката  ,  заготовок  из отличной стали   и процветали…. Никто  их и не наказывал, ведь пришла  пора, когда победил  принцип:  рука руку моет. И наплевать, что заработки рабочих  и  руководителей  отличались  в десятки раз. Помнится, советские  директора  заводов  со всякими  премиями  получали  500-700  рублей,  почти  на таком уровне  был и высокооплачиваемый  рабочий –сталевар.  Когда  дорвались  до корыта новые хозяева, эта разница стала несравнимой.   
         Наконец  пришла  и наша   пора  разбогатеть. Вот тогда и забегали те, кто выбросил ту бумажку!  Ох и попили из них кровушки  крючкотворы заводской  «булгартерии»!!!! Теперь надо было  в  заводоуправлении  показать ту замусоленную серенькую  бумажку и  обменять   на акции  нашего  Объединения. У меня  их оказалась целая  бумажная  гора. Но в руки АКЦИИ  мне не дали!  Сидящий рядом  с бумажной тётенькой  очкарик из  Приватбанка, немедленно  предложил  обменять  их на денежные  знаки  по самому  низкому  коэффициенту. За свои семь тысяч  мне  предложили каких-то  четыреста… ( По справедливости!) Как водится, люди,  привыкшие к неправде, решили :  с паршивой овцы хоть клок  урвать. И сдавали акции за бесценок.  Мужики  прижимистые решили  «погодить».  Наивные!!!! Только об этом  прослышали  по цехам, как  начальники и мастера  начали грозно обрабатывать рабочих:  сдавайте, или хуже  будет!  Лавируя  ставкой на акции, жулики  выкупили  все акции . И с тех пор  рабочие предприятия    перестали быть хозяевами  своего  родного  завода. Потом  завод переходил из одних воровских рук  в другие.    С нищенской  пенсией за полувековой труд  на благо отечества в новой бандитской стране пришлось расстаться с работой.  С  орденоносным заводом  со славным    революционным  героическим  прошлым. Иногда  встречаюсь  с цеховыми  друзьями. О  коллективе  не говорят, а машут руками… Из  шестисот  рабочих  осталось  менее сотни. На вопрос, как  работается , ответ  -крепко гайки закручивают!       Остаётся  вопрос – как  долго  народ  будет радоваться капитализму  со  звериным   рылом???