Цинизм

Гадаев Алексей Вениаминович
Цинизм - это специфическое проявления презрения, то есть это устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности к нравственным ценностям. Термин "цинизм" обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили диспуты на афинском холме под названием Kynosarges (Зоркий пес).  В латинском языке "киники" стало звучать как "циники". Киникизм представляет собой попытку обоснования духовной свободы как асоциального состояния: укорененность в социальной структуре, приобщенность к культурным ценностям, традиционный моральный ригоризм - всё трактуется киниками как "дым", который нужно развеять.С одной стороны, в киникизме отчетливо выражена критическая составляющая, а с другой идея отказа от социальной адаптации. Именно к киникизму восходит идея "гражданина мира" и парадигма космополитизма. Сознательная программа киников - то отказ от социальной укорененности: " лучше быть варваром, чем эллином, и животным, чем человеком". С точки зрения киникизма, не только социальное "иметь", но и социальное "быть"  есть не что иное, как иллюзия, и моральные сила и достоинство заключаются в понимании этого и отказе от иллюзорных благ. Человек должен быть "нагим и свободным": именно ничем не связанный, он неуязвим. Отсюда идеал предельного бытового аскетизма киников вплоть до бездомного нищенства, что дало основание говорить о "собачей жизни", отказ от социальных ценностей - "родина моя - бесчестье и нищета", о "приучение себя к отказам". Осудив себя защиной стратегией ребенка "А мне не хотелось!" в тоже время провозглашать "свои законы" и судьбе противопоставляется мужество,закону - природа, а страсти - разум.  В отличие от учения "Бхагавадгиты" (отрешенность как путь к духовной свободе), кинизм - свобода как способ социальной адаптации невостребованного маргинального интеллектуала - "лучше не иметь , чем иметь" - асоциальная свобода в условиях социальной несвободы - отсюда готовность ко всякому повороту судьбы[(Всемирная энциклопедия. Философия.)2.c.969].
Проявляется цинизм как и в словах, так и в поступках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеяния идеалов, попрании человеческого достоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и моральным чувством.
Почему помогает цинизм в нашей работе?
Может это помогает:
1) Старению(взрослению);
2) Успокоению, утешению коллег на работе;
3) Поддержанию разговоров о политике;
4) Обсуждению всего, что нам недоступно;
5) Обсуждению(или примирению) неразрешимых проблем, касающиеся нас лично;
6) Расслаблению и отдыху.
Литература:
1. Ильин Е,П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.
2. Всемирная энциклопедия.Философия.М.: АСТ, 2001.


Цинизм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/cinik_cinizm
Цинизм - личностная (иногда шире - жизненная) позиция, выражающая демонстративное пренебрежение к принятым нормам и традициям, мешающим решению прагматических задач и/или малопригодных в практическом смысле.00:00
Типы Циников
Черный юмор
Человек, любимый анекдот которого относится к разряду: «Чтобы решить две глобальные проблемы в мире, нужно бездомных скормить голодным». В машине он кричит: «Дави!!! Kill!!! Kill!!! » на каждого прохожего и записывает на видео все серии «South Park» (они убили Кенни!!!). Да, перед вами циник. И хотя это самая безобидная форма цинизма, она способна обидеть любую чувствительную натуру. В конце концов, ему жаль маленького бездомного котенка, и он уважает старость. Кровожадные шутки для него просто шутки. Он не смешивает настоящую жизнь с выдуманной. Одно дело «отрежем, отрежем Мересьеву ноги, хахаха», другое дело, что нужно подать калеке в метро. Без тени улыбки.
Чего следует опасаться. Вас могут счесть грубым и циничным. Не стоит переходить границ и навязывать свой юмор окружающим. Если твою гениальную шутку не понимают, не нужно многократно повторять ее или обижаться. Лучше извиниться и улыбнуться самому себе. Или рассказать ее кому-нибудь понимающему. Черный юмор – целое искусство. И вопреки мнению многих, чтобы им овладеть, нужно быть не просто нравственным, а чрезвычайно нравственным человеком. Иначе легко перейти границу общедозволенного, когда шутки превращаются в злорадные, а вы сами попадаете в группу «Злостный вредитель» (см. ниже).
Здоровый циник
Вы игнорируете лотереи, вас не трогает Интернет-рассылка о закрытии приюта для животных, а цыган и цыганят вы обходите стороной. Уж слишком много вокруг уловок, использующих благородные чувства. А вы не позволите, чтобы кто-то поживился за ваш счет. Никто не придерется к вашему поведению и не посмеет назвать вас циником. А все-таки равнодушие к окружающим – это именно цинизм. Хоть и вынужденный. Вы никогда не подадите старушке, так как уверенны – все попрошайки относятся к сети московской мафии, но вы готовы помочь этой же старушке подняться по лестнице. Ваше недоверчивое отношение к миру компенсируется добротой душевной. Одно дело, когда вас хотят использовать, другое – когда вы идете на это сами.
Чего следует опасаться. От разумного цинизма до трусливого эгоизма – рукой подать. Например, в Нью-Йорке, если на улице человеку станет плохо, коренные жители ни за что к нему не подойдут. Это элементарный закон выживания. Однако он работает, что становится уже не важно, кто нуждается в помощи – подозрительный бродяга или бабуля-божий одуванчик. Иногда стоит поступиться собой.
Анти-лирик
Вы раз и навсегда уяснили, что находитесь где-то в промежутке между:"Вы такой не романтичный!» и «фу, до чего вы циничный!». Только это не правда. Если вас выводят из себя притворные приветственные поцелуи и сердечки на День св. Валентина, это не значит, что вы бесчувственны. Просто ваши представления о настоящей романтике идут дальше пошлого букета красных роз. Максималистский склад характера не такая уж редкость. Нетерпимость к фальши и склонность к крайностям чаще всего проходят с возрастом, хотя и формируют вкусы. А пока ваш презрительный цинизм – просто знак протеста против обыденности и навязываемых стереотипов.
Чего опасаться. Замкнуться на себе или все-таки начать вредительствовать. Естественно, что когда многого ждешь и мало получаешь, часто хочется злиться на весь мир. Но это не продуктивно. Лучше искать красоту во всем вокруг, а не выискивать с болезненным упорством несовершенства окружающего мира.
Материалист без воображения
Циник не от ума, а от природы. Это тот случай, когда разум развит больше чем эмоции. Это даже в чем-то неплохо. Вам не грозит страдать от неразделенной любви. Однажды поняв, что этот человек не про вас, вы тут же бросите этот вариант и начнете рассматривать другие. Внезапно обрушившаяся неприятность не выбьет вас из колеи. Вы сразу, засучив рукава, возьметесь за решение. И все-таки многое в этой жизни проходит мимо вас. В кино, вместо того чтобы наслаждаться впечатлениями, вы оцениваете игру актеров и высчитываете количество глицерина в их слезах. Наблюдая чей-то счастливый роман, надолго ли хватит гормонов. И вы не верите в бескорыстность, опираясь на теорию: если кто-то делает кому-то хорошо, то только затем, чтобы получить удовольствие от его благодарности или чтобы возвыситься в собственных глазах. Сопереживать вы не умеете: либо действуете, не тратя времени на сопли, либо самонейтрализуетесь. Вы холодны и всегда знаете, что вам нужно.
Чего опасаться. Вам грозит остаться без простых человеческих отношений в жизни. Только при деловых. Если ничто в характере не сглаживает вашего материализма, вас просто будут бояться. А прямодушие может вылиться в нетактичность. Вы самодостаточны и у вас нет слабых мест, а дружба требует равенства.
Злостный вредитель
Это то состояние, к которому приходят все циники, которые не сумели однажды остановиться. Это уже состояние души и стиль жизни. Плевать на чужие радости, злорадствовать, отворачиваться от нищих духом и материально. Цинизм обрастает кучей пороков и недостатков. А, в общем-то, это глубоко несчастные люди. Ну, убийство вам не по плечу. Разбой с насилием тоже не для вас. Но вот изводить кого-нибудь безобидного – самый лучший размерчик. Хотя если не подходить к вам близко, то вы просто будете портить общий пейзаж.

Цинизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Цини;зм или цини;чность (др.-греч. K;;;;;;;) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности [1] [2], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[3], к официальным догмам господствующей идеологии [4]. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы, как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[5].
Говоря о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить — как правило этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами)[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими, как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором [7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задает установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам [8] [9].
Цинизм берет свое название от древнегреческой философии кинизма, некоторые элементы которой, в упрощенной и огрубленной форме, он воспроизводит. В сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV векe до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворенность, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония, входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленным как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворенностью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[9][8].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжелое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[13], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества [14] [15].
• Нигилизм
• Дерзость
Литература
• Кинизм и цинизм. Отжившее и живое (к истории понятия и слов). Нахов И. М. // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, Вып. IX. М., 1987, с. 231—245
• Критика цинического разума. Слотердайк П. (1983) // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 584 стр.; ISBN 5-7525-0441-4, ISBN 5-7525-1128-3
• О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
• Key Concepts in Political Communication Darren G Lilleker, 2006
• О цинизме М. Горький