Возвращение блудного Леонардо

Койфман Валерий
 Возвращение "блудного" Леонардо, или чудесное явление «Спасителя Мира» кисти великого Мастера

Это уже стало своеобразной традицией, что парочка шедевров какого-либо великого художника обязательно должны затеряться в пучине времени, и вновь «всплыть» самым чудесным образом через столетия, чтобы в один прекрасный момент восторженная публика могла воскликнуть: «ОН вернулся!».
Теперь, пожалуй, всем нам самое время воскликнуть: «ЛЕОНАРДО вернулся!». Мировые СМИ объявили о крупнейшем за последние сто лет искусствоведческом открытии: группа американских арт-дилеров объявила, что в их распоряжении находится считавшаяся утраченной картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира (Salvator Mundi)», выполненная маслом на ореховой доске размером примерно 65x45 см.
 Это заявление было сделало после многолетней реставрации и последовавших сложных экспертиз картины мастера «Миланской школы» начала XVI века. Специалисты из музея Метрополитен и Лондонской национальной галереи подтвердили принадлежность исследуемой картины кисти Леонардо.
«Спаситель мира» («Salvаtor Mundi») - довольно известный сюжет в иконографии Иисуса Христа. К нему обращались Ян ван Эйк, А. Дюрер, Эль Греко, а также многие мастера итальянского Возрождения. Христос изображается фронтально с поднятой в жесте благословения правой рукой и с державой, символом Земли, - в левой.
Блистательный Леонардо да Винчи (1452-1519) – одна из наиболее притягательных фигур в истории искусств, а его вечно молодая и загадочная «Мона Лиза» уже давно стала самой известной и любимой картиной в мире, поэтому любая новость, связанная с этим универсальным гением Возрождения сразу становится событием мирового масштаба.
До недавнего времени последней найденной крупной работой да Винчи была «Мадонна с цветком» из собрания российского архитектора Леонтия Бенуа.  В начале XX века в Лондоне было получено подтверждение того, что это подлинная картина Леонардо, а в 1914 году Эрмитаж выкупил ее у семьи архитектора, и она стала известной в истории искусства как «Мадонна Бенуа».
Известно, что картина под называнием «Спаситель Мира» была заказана Леонардо да Винчи королем Франции Людовиком XII в 1506 году. Художник закончил работу над ней в 1513 году. Позднее картина была передана в дар некоему религиозному ордену. В 1650 году Генриетта Мария Французская, вдова казненного короля Англии Карла I, заказала для своей коллекции дошедшую до наших дней гравюру с этой картины Леонардо. В XIX веке монастырь, в котором хранилась картина, был распущен, и шедевр Леонардо перепродавался несколько раз.
В итоге картину приобрел известный британский текстильный магнат и коллекционер сэр Фрэнсис Кук. В конце 1940-х его коллекция, включая  «Спасителя мира», была представлена на выставке в Англии, где картина фигурировала уже как работа художника «Миланской школы». В 1958 году собственники коллекции Кука продали анонимному покупателю на аукционе Sotheby’s в Лондоне ряд картин и среди них, буквально за гроши, - картину «Спаситель Мира».
Оказалось, что последние 6-7 лет картина уже принадлежит «консорциуму арт-дилеров» из США, среди которых известный дилер из Нью-Йорка Роберт Саймон. Он и организовал экспертизу, проведенную в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Позднее работа была показана кураторам Музея изобразительных искусств в Бостоне. Поскольку картину в прошлом часто подкрашивали и покрывали лаком, она выглядела копией. Поверхность потрескалась и потемнела, а один несведущий реставратор даже покрыл ее синтетической смолой, которая со временем посерела, и снимать ее приходилось с большим трудом. Но когда лишние красочные слои были удалены, показалась достойная большого мастера удивительно тонкая оригинальная живопись и написанная нежнейшим голубым цветом одежда Христа. Состояние работы не безупречное, но картина все равно производит потрясающее впечатление. Все согласились с тем, что это рука Леонардо. Потом картину привезли в Национальную галерею в Лондоне. По инициативе директора галереи Николаса Пенни в ее реставрационную студию пригласили 4-х крупнейших специалистов по Леонардо. Не раскрывая цели встречи, Николас Пенни обещал коллегам просто показать нечто весьма интересное.
В составе приглашенных были Пьетро Марани, руководитель реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане, Кармен Бамбах из  музея Метрополитен, Мария-Тереза Фьорио, автор множества монографий об эпохе Ренессанса, и Мартин Кемп, профессор истории искусств Оксфордского университета, один из наиболее уважаемых мировых специалистов по творчеству Леонардо да Винчи. На встрече присутствовал и Роберт Саймон. По многим параметрам представленный «Спаситель Мира» оказался похож на известный портрет Иоанна Крестителя, созданный Леонардо в тот же период: состав красок, манера наложения мазков, даже дерево, на котором написаны обе картины, практически идентичны.
Все согласились с тем, что представленная после реставрации и нескольких экспертиз считавшаяся утраченной картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi) может быть признана существующей, и что это тот оригинал, с которого было сделано множество живописных и графических копий.
Нынешняя судьба «Спасителя Мира» пока складывается весьма благополучно.
Несмотря на целый ряд сомнений и опасений в целесообразности поспешного показа новоявленного шедевра широкой публике, «Спаситель мира» выставлен в лондонской Национальной галерее в рамках экспозиции «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», которая открылась 9 ноября с. г. и продлится до 5 февраля 2012 года. Уникальная выставка посвящена годам, которые Леонардо провел при дворе под покровительством легендарного правителя Милана Лодовико Сфорца. Как отметила британская газета The Independent, выставка работ Леонардо да Винчи в Лондоне, установила рекорд по числу собранных вместе картин великого итальянца. Организаторам удалось договориться об экспозиции 9-ти из 15-ти картин, автором (или соавтором) которых специалисты практически единодушно называют Леонардо. На выставке помимо картин представлены и его наброски. Некоторые экспонаты выставки впервые выставлены в Лондоне.
Одно то, что кураторы выставки, подготовка которой шла четыре года, согласились представить «Спасителя мира» в своих стенах рядом с общепризнанными шедеврами Леонардо, говорит о многом. Пикантность событию придает тот факт, что картина находится в частном владении группы лиц, а значит, в принципе, когда-нибудь может появиться на рынке с целью продажи.
Лондонская выставка Леонардо имеет грандиозный успех. По информации прессы в истории галереи поставлен еще один рекорд - по скорости продажи входных билетов.
Предварительные заказы на билеты уже давно не принимаются. Спекулянты тоже «высоко оценили» новую лондонскую выставку. Билеты стоимостью 16 фунтов стерлингов продаются в Интернете в 15- 20 раз дороже. Руководство Национальной галереи даже обратилась к интернет-сайтам и компаниям-перекупщикам с просьбой не поддерживать нелегальную торговлю билетами.
Наличие леонардовского «Спасителя мира», безусловно, подогревает и без того огромный интерес к выставке.
Ведь на фоне буквально взрывающих общественное сознание сообщений об угрозах самому существованию человечества, трудно переоценить то возвышающее воздействие на наши души, какое вызывает такое прекрасное событие, как находка еще одной картины кисти гениального Леонардо. Хочется вслед за Ф. М. Достоевским повторить: «Красота спасет мир».