Боль и отрада души. Несколько слов об авторе

Сергей Федченко 2
 
   
    Сборник стихов с таким названием выпустил несколько месяцев назад мой давний друг Филимонов Анатолий Алексеевич.

     У многих людей после определённого рубежа появляется желание осмысления и подытоживания жизни. У некоторых оно выливается в написание автобиографической повести или сборника стихов, дающими представление о самих авторах, сослуживцах, товарищах, друзьях и времени, в котором им довелось жить и работать. Стихи в этом сборнике представлены автором не в хронологическом порядке, а сгруппированы тематически, и это представляется правильным решением, так как он таким образом выразил предпочтение более близким, родным людям, поместив посвящённые им стихи вначале.

    Особенностью их является глубокая проникновенность, выражение сокровенных чувств, доброта и лиризм. Это с лихвой компенсирует небольшие погрешности, наблюдающиеся в некоторых стихах в виде сбоев в размерности стиха или в не созвучности рифмы, а то и в переходе в ряде мест к форме “белого  стиха”. Автор не пытается улучшить рифму и звуковую тональность таких стихов в ущерб полноте и глубине чувств, которые он выражает в них, а идёт по более простому пути, отделяя разделителями отличающиеся друг от друга по “стилю”  фрагменты, при этом сохраняя лирические достоинства каждого из них. Некоторые такие стихи представляют маленькие эссе, написанные по форме как “полубелые “. И уже одним этим привлекают к себе внимание и вызывают интерес как самобытные произведения, написанные не профессионалом литературного творчества.

    Сам автор: Анатолий Алексеевич Филимонов – кадровый военный, полковник в отставке, 37 лет прослуживший в Советской армии.
В 1964 году закончил Артиллерийскую радиотехническую академию им. Говорова Л.А., служил в Ленинградском  военном округе инженером командного пункта. С 1969 года преподавал в  Пушкинском  высшем командном училище радиоэлектроники ПВО, а с 1977 года–начальник специальной кафедры училища. Кандидат технических наук, доцент, награждён орденом Красной Звезды. Уволен в запас в 1990 году и до 2010 года работал инженером, старшим научным сотрудником и преподавателем в других организациях. В последний год работал над данным сборником.
 
     За 40-летний период дружбы с автором меня всегда трогало его нежное, заботливое отношение к своей маме и маме его жены, которые отвечали ему такой же материнской любовью на протяжении всей их жизни. Так же по–сыновни, с уважением он относился к матерям своих друзей и вообще ко всем матерям, считая их основой жизни на Земле. Поэтому для меня не стало неожиданным, что в свой сборник он отдельным последним разделом решил включить по случаю приближающегося дня Матери лучшие стихи маститых и неизвестных поэтов о материнской святости как украшение своей книги, которое не должно никого оставить равнодушным. Честь и хвала ему за это.
  27 ноября 2011 года                Сергей Федченко

     Уважая желание своего друга, публикую этот раздел на своей авторской странице нашего сайта.

    СПАСИБО НАЩИМ МАТЕРЯМ (ко дню матери)

                А. Дементьев
           Я верю...
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею и умом.
Ещё весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нём.
Не их наряды и не профиль римский,
Нас покоряет женская душа
И молодость её, и материнство,
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родней страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лица матерей.
               
               Памяти мамы
Повидаться лишний раз
Было некогда.
Я теперь спешить горазд,
Только некуда.
Было некогда, стало некуда.
Если можешь, то прости…
Все мы дети суеты,
Её рекруты.
Прихожу в твой дом пустой,
Грустно в нём и тихо.
Ставлю рюмочки на стол
И кладу гвоздики.
Сколько праздников с тобой
Мы не встретили.
А теперь лишь я да боль,
Нету третьего.
Посижу и помяну
Одиноко.
Ты услышь мою вину
Ради бога.
               
                С. Есенин
            Письмо матери 
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет
   
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
………………………………..
………………………………….
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
………………………………
………………………………
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
……………………………..
……………………………
               
                В. Кузнецова
             ***
Последним–нет, не мне с тобой делиться:
Я всё тебе отдам, мой сын, тебя любя,
Сама готова в посох превратиться,
Чтобы в пути поддерживать тебя.
              ***
Она всю правду про него постигла,
И слабый ей он всё же не постыл.
Она ему обиды все простила,
Те, что себе и сам он не простил.
               
                С. Федченко
               ***
Всё проходит: любовь и страдания,
Боль разлук, ожидание встреч.
Остаются лишь воспоминания,-
Те, что нам удаётся сберечь.

Всё проходит и всё меняется,
Забываешь, чем встарь дорожил,
Лишь порой иногда вспоминается,
Что когда-то и с кем-то дружил.

Лишь любовь матерей незабвенных
Невозможно забыть никогда.
Если жизнь – основа вселенной,
Мать – основа жизни тогда.
               
                ***
               
Где-то там далеко-далеко
Ты, наверно, грустишь обо мне.
Кто так любит, как ты, глубоко,
Дорогая моя, и нежней?

А бывало, порой с тобой
Был и сух, и неласков я.
Ты ж боролась со злой судьбой,
Дорогая, родная моя.

И обиды, и боль свою
Ты могла от других скрывать.
Лишь тебя  я одну люблю,
Незабвенная, милая мать.

               ***
Милая, добрая, славная,
Горе своё позабудь.
Горечь, обиды недавние
Пусть не волнуют грудь.

Радостей в жизни не много,
Но и они хороши.
Пусть не коснутся тревоги
Доброй твоей души.

               ***
Если будет грустно, тяжело,
Перечти стихи ты эти.
Не одну тебя судьбы крыло
Занесло в несчастий злые сети.

Ты прошла недаром трудный путь,
Хоть и мало радостей ты знала.
Радость пусть твою взволнует грудь,
Что меня таким ты воспитала.
               
                ***
           Памяти незабвенной Нины Филипповны  Клименчук

Мы не ценили  мам своих подчас,
Их доброту, заботу - самых близких!
И лишь, когда они ушли от нас,
Скорбим у их безмолвных обелисков.

Мы были молоды и в спешке, кутерьме
Порою не внимательны к вам были.
А ты заботилась о всей большой семье
И в этом своё счастье находила.

Ты разрывалась между дочерьми,
И сына было жаль, и внучек тоже:
На всё готова, даже “лечь костьми”
Лишь только б жизнь у них была пригожей.

Как жаль, что время вспять не повернуть,
Что жизнь загробная - пустое обольщенье,
Что не услышишь больше нас ничуть
И не пришлёшь своё для нас прощенье.
               
                В. Тушнова

                Черёмуха
……………………………….
……………………………….
А стоит ли уж так печалиться,
Прощаясь с миром дорогим?
Ничто на свете не кончается,
Лишь поручается другим.
…………………………………
………………………………
Ничто не пропадёт, не минется.
Всё праздничнее, всё милей
Цветёт черёмуха-любимица
Покойной матери моей.