Очерк- мысли и чувства по произведениям О. Уайльда

Осинцева Татьяна
Очерк
О природе добра и зла. Мысли и чувства по произведениям Оскара Уайльда.
Всем известны такие произведения как "Фауст", "Портрет Дориана Грея" "Странная история мистера Джекила и доктора Хайда", "Шагреневая кожа". Казалось - бы они написаны в разное время, разными авторами, столь же далекими друг от друга по стилю и способу мышления, сколь только могут различаться люди.
Наконец, недавно вышедший фильм "Области тьмы"- довольно оптимистично обходящий проблему, которая так и осталась завершенной длинным  многоточием на протяжении многих веков в отечественной и зарубежной классической литературе.
На мой взгляд, проблему можно сформулировать следующим образом: в человеческой душе изначально заложен механизм, существующий наравне с сознанием, или (и) включенный в модель отношения сознательного и бессознательного, открытую Фрейдом и развернутую Карлом Густавом Юнгом. Механизм этот нельзя разобрать, от него нельзя отказаться, его невозможно игнорировать. И трудно зафиксировать момент, в который этот механизм включается, запуская неотвратимую цепь дальнейших, уже фатальных событий.
Он существует как выбор из трех дорог, на которых стоял сказочный богатырь, и каждая из которых сулила ему серьезные неприятности. И выбор человека еще более ограничен – активный  путь познания, на котором неминуемо душа скатывается в сторону зла, безразличия, и даже насилия, или же путь терпения, бедности и пассивного, рабского существования, но со спокойной совестью. Если же еще конкретизировать суть мысли, то все, что связано с продуктивностью, эффективностью, талантом, ясным мышлением, как результатом этих качеств - признанием и славой, связано с либидо, сексуальностью (что не противоречит, а находится в согласии с теорией Фрейда), но также связано и с жестокостью, равнодушием, преступлением неких морально- этических норм, заложенных как идеальное ядро в личность каждого человека - мужчины или женщины. Связано органически, то есть на уровне психических энергий, нейрохимических процессов. И, напротив - такие качества как терпеливость, лень, пассивность, неосознанность, праздность - на уровне химии связаны с милосердием, согласием, подчинением, служением, жертвенностью. Во всяком случае, до тех пор, пока они не становятся полностью осознанным выбором. Оба пути в своем конце вызревают в некую новую форму. У тех, кто выбрал путь терпения, чаша терпения переполняется, угрожая отравить душу местью и воздаянием. У выбравших первый путь, раскаяние и осознание зла, причиненного ближним, толкает на самобичевание, осознанное или неосознанное, вплоть до смерти, как это и случается с героями перечисленных произведений
Связь эта прослеживается. Она, все же, фатальна не всегда. Известны исторические  личности, обладавшие эффективностью и продуктивность вместе с лучшими человеческими качествами, однако нельзя сказать, что это изначально заложено в природу избранных людей. С другой стороны можно привести немало примеров деградации, когда отсутствие честолюбия и напора не спасало от жестокости, и не делало человека добрее. Но, все же, можно говорить о том, что взаимосвязь между энергией (как таковой, как источника вдохновения и средства к достижению цели) и черствостью, если не жестокостью, существует. И одним из средств, позволяющим реализовать энергию, вытеснив, или реализовав жестокость, является ложь.
Что же рождает ложь?? Когда она появляется? Зачем она появляется? Кому она нужна? Что она скрывает? В чем вообще ее смысл?? Ведь известно, что прожить, не солгав, нормальный человек, даже ребенок, просто не может. Это не просто механизм защиты от общества, правил, или самого себя. Это механизм познания, который малоизучен, но, в отсутствие которого, человека, увы, называют либо блаженным, либо святым. Известно, что слабоумный не лжет, и, довольно часто мерилом ума является способность лгать- лгать красиво, убедительно, осознанно, убежденно, с чувством. Или, хотя бы - способность недоговаривать, для менее сильной личности - хитрить. Все это прекрасно прописано в романе "Портрет Дориана Грея", где герой так и остался молодым, прекрасным и безнаказанным - кроме одного наказания - осознания своего истинного лица. В романе от момента падения, или вступления в силу психологического механизма, разделившего душу молодого человека на две части - яркую, блестящую, превосходящую средние мерки своего времени и жестокую, и обыкновенную, обывательскую, но добрую и полную сострадания и любви, до момента его гибели проходит много времени. Почти целая жизнь. Сколько же времени может длиться процесс осознания? Что происходит после того, как осознание свершилось? Какой у молодого человека был выбор?? Можно предположить, что процесс этот индивидуален. Можно даже предположить, что он связан и с процессами органического старения, что интуитивно угадал Оскар Уайльд в конце девятнадцатого века, буквально в преддверии наступления эпохи Фрейда. Можно также предположить что он делит душу не просто на две полярные части под знаком плюс, или минус, но также на ее мужскую и женскую составляющие, аниму и анимус, о которых писал К.Г. Юнг, и которые равно важны - присутствие обоих частей и для мужчины, и для женщины, - жестокую, покоряющую - мужчины, и слабую, подчиняющуюся- женщины.
То, что человеческая душа имеет энергетическую природу, некий объем, сравнимый с электромагнитным конденсатором,  имеющую свою собственную жизнь и способность к трансформации, неосознаваемую иногда самим человеком,  в доказательствах уже вряд ли нуждается. Теория эта выдвинута Фрейдом, и развита его учеником Юнгом. Но, как известно, для существования электричества необходимо два полюса. Как наполнить душу правильно таким образом, чтобы она существовала, как замкнутая цепь с постоянным - переменным (привычный повседневный парадокс, достойный пера Оскара Уайльда) током??? В чем суть того, что мы называем злом, но что постоянно оказывается источником добра (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"). И, наконец, можно ли поддерживать этот духовный - "постоянный - переменный" ток - в одиночку??
Наконец еще вопрос - сколько времени можно творить зло неосознанно. Когда наступает тот предел, когда не остается ничего другого кроме как всадить нож в собственный портрет, или пойти обратной - такой же длиной дорогой - более того, дорогой позорной, ибо путь обратно невозможен без публичного раскаяния. Можно ли заплатить за причиненное зло собственным успехом, или пользой, которая – безусловно - есть в результате этой чистой личной эффективности. Или просто заработанными на этом пути деньгами. Какова цена вопроса, иными словами. Можно ли заплатить за этот путь авансом??? Личной жертвой?? Подвигом?? Для чего нам даны социальные и  сексуально - нравственные конфликты, над которыми человечество так скрупулезно и с любовью работает, и которые не менее скрупулезно и с любовью создает своими же руками, создавая невыполнимые требования к ближним. Кто принимает решение  кому командовать, а кому подчиняться - Бог ли, судьба ли случай, карма, или, все - же - это свободный выбор?? Наконец - на мой взгляд - главный вопрос. Какова в этом роль мужского и женского.  Попробую разобраться в последнем на примере жизни и творчества своего любимого писателя – О. Уайльда.

Пьесу «Саломея» О. Уайльд писал биографически позже романа «Портрет Дориана Грея», и после фатального для него знакомства с лордом Альфредом Дугласом.  Роман «Портрет Дориана Грея» был написал до его знакомства с лордом, и, в чем- то, по словам самого же Уайльда оказался пророческим ( De Profundis Из глубин). Что хотел сказать Уайльд этими словами, кого имел в виду - может быть себя, но – скорее - юного лорда. «Саломея»- единственная пьеса, которая изначально предназначалась для того, чтобы женскую роль исполнял мужчина. Хотя считается, что она была написана для Сары Бернар - «этой змеи Нила». Сам Оскар Уайльд играл в этой пьесе роль Саломеи - спровоцировав новый шквал обвинений и слухов. Но, возможно, писатель вкладывал в это пожелание иной смысл, к которому публика должна была подойти сама - может быть - спустя век, может быть - даже не один. Ведь другие женские образы в пьесах Уайльда прописаны очень точно, иногда саркастично, иногда с любовью и нежностью - но и мысли не возникает о том, чтобы мужчина мог быть исполнителем хотя бы одной из них.
Саломея- юная блестящая иудейская царевна, красавица и великолепная танцовщица, для царевны талант несколько необычный. Персонаж библейский, не вымышленный. Жестокость этой юной красавицы вошла в историю так прочно, что стала именем нарицательным. Насколько твердым должно было быть это юное сердце, которое в момент торжества, когда можно было просить о чем угодно сурового царя, не склонного к щедрости, но ценящего своего слово, и не отступающего от него, чтобы вместо исполнения своих – без сомнения существующих женских прихотей просить о совершенно не укладывающейся в женскую психологию казни мужчины, считавшегося в Иудее кем-то вроде политического преступника. Согласно библии Саломею подговорила мать. Оскар Уайльд предложил другую трактовку. По его мнению, желание матери просто совпало с совершенно осознанным желанием умной, властной, гордой царевны. Которая была не слепым орудием в руках матери, а скорее наоборот, прикрывала всю глубину своей настоящей натуры тем, что ее желание совпало с более мелкими и трусливыми желаниями старших по возрасту, но не по сути, родственников. Может ли быть, что Уайльд делает Саломею мужчиной по внутреннему содержанию, именно в силу того, что женщина просто не может оставаться женщиной после принятия такого – ОСОЗНАННОГО - решения?? По пьесе Иоканаан отвергает Саломею. Она влюблена. Влюблена в заключенного. Это точно не царский выбор, и она это понимает. Она признается в любви, но получает отказ. В силу своей гордости она не может этого перенести, и добивается своего - поцелуя Иоканаана, пусть даже для этого ему пришлось для этого отрубить голову. Можно ли сказать что Саломея - это тот же Дориан Грей, только в женском теле?? Наверное, можно. Дориан Грей явился виновником смерти любимой, и с этого момента началось его падение, хотя в его судьбе смерть женщины случилась не оттого, что она отвергла Дориана, а , напротив, оттого, что поставила его интересы выше собственных. Между ее сердцем и своим положением в обществе он выбрал второе. Примерно так же поступает и Саломея, хотя ее положению в обществе не угрожает ровным счетом ничего, ей просто невыносимо осознавать себя отверженной, и завоевывать любовь, которую ей не дали просто как дань ее красоте и прихоти. Возможно, ей просто хочется устранить единственного  и главного свидетеля ее падения,- ведь охранник сам предпочел смерть осознанию и хранению подобной тайны; возможно - отомстить за отказ, но и в том, и в другом случае жизнь любимого человека оказывается не значимой в сравнении с собственной гордостью. Возможно именно осознание того, что перед ним - не женщина, делает для Ирода Антипы возможным убийство - поступок, применимый лишь к мужчине, к равному, но постыдный и не мужской по отношению к женщине, тем более - царевне, падчерице, и красавице, на которую царь не мог смотреть без вожделения.
Сейчас уже невозможно сказать, в чем же хотел раскаяться Уайльд, и хотел ли, - в убийстве ли, нечаянном, о котором мы не знаем ровным счетом ничего, или в порочащей, но не признанной, связи ли с лордом Альфредом Дугласом, или просто он зашел немного дальше Фрейда, даже опередив его появление, просто исследуя человеческую природу, психологию, и механизмы, которые, будучи запущенными, уже ведут человека к неизбежному финалу. Которым может быть либо самоубийство как акт символического раскаяния в случае с Дорианом Грея, - либо полное отчуждение от общества, да, порочного – но - не дошедшего до этой крайней точки. Историю Саломеи мы знаем. Мы знаем о том, что она была раздавлена щитами по приказу царя, ибо она ужаснула даже его. Возможно, подобно Дориану Грею, она тоже закончила бы жизнь самоубийством. Во всяком случае, жизнь ее после отрубленной головы Иоанна - Крестителя, представить трудно. И совершенно невозможно представить ее замужней, или просто матерью. Невозможно представить и путь раскаяния, который она должна пройти, чтобы вновь вернуть себе человеческий, тем более - женский облик.
Так и остается неизвестным, почему Оскар Уайльд выбрал для пьесы настолько необычный персонаж - Саломею, и полюбил, или возненавидел настолько, что на премьере играл сам. Известно лишь то, что Оскар Уайльд каким- то непостижимым образом угадал, что эта крайняя - совершенно дикая степень жестокости и окажется проблемой именно наступающего- 20 века, когда общество вступило в новую эру своего развития, и должно было бы стать лучше.
Все же можно ли сказать, что путь познания добра и зла - путь Дориана Грея, или Фауста, или доктора Джекила, который неотвратимо превращался в мистера Хайда, - единственно возможный, неизбежно фатальный и сугубо мужской, те превращающий все исконно женское в мужское??? Что женщина, познающая добро и зло перестает быть женщиной? Что мужчина, не познающий добро и зло, перестает быть мужчиной??? Или же истинный путь познания добра и зла лежит в страдании, в осознанной жертве, будь- то Иоанн Креститель, отказывающий в малом - в поцелуе, и идущий за это на смерть. Ведь он не мог не понимать последствий своего отказа. Тогда можно провести аналогию и с самим Оскаром Уайльдом. Или же в жертвенной любви Сибиллы Вэйн к Дориану, жертвенной потому что она – изначально - не могла не понимать что это опасно для нее, и могла бы предпочесть любви личную- безусловно- возможную, карьеру блестящей актрисы, и обречь тем самым Дориана на гибель, ибо отвергнутый мужчина страдает не меньше, если не больше отвергнутой женщины. И тогда ее на месте Сибиллы Вэйн оказался бы сам Дориан.
Что - возможно - выбрал для себя неосознанно сам Уайльд- опять же- не вполне осознанно выбирая объектом любви, видимо- платонической, в крайней степени жестокого и циничного лорда Альфреда, который просто не смог бы не привести его к гибели? Если любовь платонической не была, то и жертвой ее Оскар Уайльд стать вряд ли бы смог. Скорее жертвой оказался бы сам лорд Альфред.
С другой стороны - называя любимую главного героя именем Вэйн, Оскар Уйальд, возможно, хотел сказать о ее внутренней пустоте. Вэйн в переводе с английского означает тщету. Может быть, она могла бы, как героиня пьесы «Женщина, не стоящая внимания»,- нести свой крест, невзирая на разбитое сердце и искать смысл жизни, и найти, и найти в себе силы, чтобы отпустить недостойного любимого, не обрекая его своей смертью на муки ада. Немаловажная деталь - оба они, и Дориан Грей, и Сибилла Вэйн были рождены от адюльтера.
Наверное трудно представить себе в наше время любовь, из-за которой стоило бы заканчивать жизнь самоубийством, и это- по счастью, или наоборот- происходит не часто, и в этом ситуацию Оскар Уайльд довел до крайности, делающей возможность очевидность конца пути. Возможно люди, не доходя до конца останавливаются где- то на половине, и затем начинают «снова» и «снова», женщины- постепенно утрачивая свою женственность, а мужчины- приобретая сексуальность, энергию, деловые качества, и волю к достижению цели но лишь до той поры, пока злополучный портрет не загородит собой все эти достижения. И не поставит перед неизбежным выбором смерти или признания истины. Есть ли какой то иной- не Фаустовский путь познания добра и зла- не ценой жизни искренно любящей женщины. Есть ли у женщины другой путь - не принести себя в жертву искренней любви к мужчине, дав ему возможность познавать, оценить и вернуться? Какой- то средний, благополучный, путь - ведь в жизни мы чаще видим - пусть не очень благополучные – но - все же!! браки и семьи. Или это всего лишь временная ширма для монстров, неизбежно растущих в нашей душе как старик на портрете Дориана. Согласитесь, что Дориана можно себе легко представить благополучно женатым на столь же равнодушной, сколько блестящей и успешной женщине. Это покажет лишь время. Оскар Уайльд же хотел нам сказать, возможно, что все тайное – действительно - неизбежно станет явным. Можно не смотреть правде в лицо. Но игнорировать ее бесконечно нельзя. И встать на верный путь, не признав правду публично тоже невозможно.

Оскару Уайльду посвящается:
- искусство это способ сделать исповедь настолько красивой, чтобы избежать наказания, и даже заработать деньги. Но иногда это единственный способ доказать свою невиновность, чтобы сохранить если не жизнь, то имя.   
Каждый может сказать только о своем, или остаться незамеченным.
Если ты ничего не написал о себе, либо ты слишком глуп, либо слишком порочен. Писателю скромность неприлична, а преувеличение достойно. Потому что о чем бы ни писал писатель - он обязательно пишет о пороке, и о себе самом.