Времена года. Заря купается в снегу

Иллюстрация из интернета.

                   ВРЕМЕНА ГОДА. ЗАРЯ КУПАЕТСЯ В СНЕГУ

 
Муз. Евгения Гудкова (р.1939 – 2008)         
Стихи  Людмилы Татьяничевой (р.1915 -1980)


        Хоровая миниатюра состоит из трёх частей. Первая часть повествовательно-созерцательного характера изложена в гамофонно-гармоническом стиле: мелодия звучит в партии сопрано, затем, при повторе, она - у теноров, остальной хор выполняет роль гармонического сопровождения. Яркая середина – вторая часть и третья часть – возвращение образов первой части.
   
    Розовые лучи зари, умываясь белыми снегами, озаряют их своим нежным сиянием.                                                                        

    Начинается произведение как бы «вращающейся» в пределах небольшого диапазона мелодией в верхнем голосе (сопрано) на фоне остальных голосов хора, создавая звучанием почти зримый живой образ, выраженный в стихах: «Заря купается в снегу»…

А гармоническое сопровождение пятиголосного остального хора дорисовывает эту светлую зимнюю акварель постоянно меняющейся окраской аккордов, образующихся вследствие применения композитором современных острых и сладостно-терпких септово-секундовых созвучий,  отражающих всю богатую палитру цветопереливов и светотеней, глубину и простор на земле и в небе яркого солнечного зимнего утра.
 
    Общий характер звучания насыщенно-оптимистический, светлый. Подбору таких средств выразительности способствовал исключительно певучий, с обилием звонких согласных, текст стихов Л.К.Татьяничевой:

ЗАРЯ КУПАЕТСЯ В СНЕГУ ЗА РОЩИЦЕЙ БЕРЁЗОВОЙ,
И СНЕГ НА УТРЕННЕМ ЛУГУ ЦВЕТЁТ ГРЕЧИХОЙ РОЗОВОЙ.
СВЕТЛЕЮТ ТЁМНЫЕ САДЫ И ЕЛЬНИЧКИ ЗУБЧАТЫЕ.
А ЧЬИ-ТО ЛЫЖНЫЕ СЛЕДЫ, КАК ДВЕ СТРОКИ ПЕЧАТНЫЕ. –

   
    Меняются в природе блики – меняется и тембровая окраска: далее весь текст повторяется проведением основной темы  в партии теноров. Остальные хоровые партии, теперь с преимущественным тембром светлых женских голосов, создают остропряный гармонический фон для солирующей мелодии у мужчин.

    Звонким, ярким контрастом врывается средняя часть. Задорные альтово-сопрановые терции в мажорной тональности вносят весёлый, красочный колорит,  открывая новую, живую грань зимнего пейзажа:

ЗАРУМЯНИЛИСЬ КУСТАРНИКИ НЕ ОТ УТРЕННЕЙ ЗАРИ:
ЭТО – КРАСНЫЕ ФОНАРИКИ – ЗАСВЕТИЛИСЬ СНЕГИРИ! –

                                                    
И снова – удивительно вокальный текст. Мелодия у женского хора яркая , с элементами частушечной танцевальности. Это слышится и в ритме стихов.

В каждой строке на ритмически сильные доли вступают поочерёдно тенора и басы с восторженным возгласом – подголоском   А…, словно включающийся новый яркий огонёк - снегирёк,  заполняя звучание терций женского хора до мягко диссонируюших аккордов и «раскрашивая» звуками богатый цветовой фон природной картинки.
 
    Далее радостный терцовый скачок на мажорную сексту в мелодии женских голосов  дорисовывает  живописный сюжет с пернатыми:

ЧИСТЯТ ПЁРЫШКИ ПУНЦОВЫЕ, ВОДУ ПЬЮТ ИЗ РОДНИКА;            
ПЕРЕЛИВЫ БУБЕНЦОВЫЕ НАМ СЛЫШНЫ ИЗДАЛЕКА!.. -
      
    Звучит насыщенное, торжествующе - восторженное шестиголосное тутти всего хора, - эмоциональная и динамическая кульминация произведения, затихающая на коротком замедлении к концу части.

Звучание останавливается на последнем тоническом диссонирующем нонаккорде, как бы прислушиваясь… и подготавливая повтор изумительно  живописной первой части миниатюры: «Заря купается в снегу …»

    Последние, звучащие на пиано (тихо) три аккорда - «РО-ЗО-ВОЙ» - гармонически бифункциональны, т.к. образованы наложением ми-мажорного трезвучия на си-мажор. (Тоника на доминанте)
 
Удивительно «цветной» диссонанс возникает от двойного задержания звуков верхней терции у сопрано, разрешающейся затем в ми-мажор с оставшимся в нём мягко диссонирующим ре-диезом  доминанты  (Си-мажор).
       
    Несовершенная каденция ( окончание) у женского хора, тонально прянонеопределённое аккордовое звучание передают неустойчивую, трепетно колеблющуюся в морозном воздухе «живую» вуаль изморози зимнего розового утра…

на фоне глубокой (удвоенной) на пиано (тихой) доминанты у басов, - будто неясно-тёмная полоска леса вдали, обрамляющая, являющаяся зыбкой, как марево, гармонической опорой и заключающая в свои тембровые объятия весь этот чудесный зимний лубок естественной красоты в Природе…               
 Продолжение:http://www.proza.ru/2012/03/06/592                                                                                                            
Павлова В.К.  11.11.11г.


Рецензии
Слова на музыку - это привычно, но музыку изложить словами... искупалась в поэзии Людмилы Константиновны! Спасибо!

Любовь Архипова-Уральцева   19.02.2016 14:45     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отклик, Любовь.
Извините за поздний ответ.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями -

Павлова Вера Калиновна   15.04.2016 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.