Высоцкий... Впечатления от фильма

Дмитрий Воблин
Самый ожидаемый кинопроект года состоялся - фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» вышел на киноэкраны страны 1 декабря 2011 года. Зритель увидел тот фильм, о котором говорили, писали, вокруг которого роились слухи и домыслы, премьера которого не раз переносилась. По поводу этого фильма было сказано много, а будет еще больше. Главная интрига фильма –  кто сыграл Высоцкого -  осталась неразрешенной. Вероятно, еще долго не будут утихать споры о том, кто же сыграл легендарного певца и поэта – Вдовиченков, Безруков или кто-то другой. Одно можно с уверенностью сказать уже сегодня – этому фильму суждено стать киноклассикой,  критикуемой, неоднозначный, но все же одной из самых значительных картин современного российского кино. Почему?
 
 Я не стану осуждать и спорить с теми, кто скажет, что разочарован фильмом. Да, Высоцкий показан больным, зависимым человеком, затронуты некоторые темы, обсуждать которые имеют право лишь близкие люди. Но сценарий был написан сыном певца, значит сделалось это сознательно. Главный герой местами не впечатляющ, есть ляпы, несыгранность в каких-то эпизодах «звездных» актеров, сюжет не соответствует образу великого творца…  Со многим из этого перечня претензий можно будет и согласиться. Лично я также ожидал  большего. Но было и то, чего я увидеть не ожидал и даже предположить не мог, что такое произойдет на этой картине. Актерскому и режиссерскому коллективу удалось добиться эффекта сопричастности! Изначально критически настроенный, ожидая увидеть типичный медийный коммерческий продукт, по ходу фильма я совершенно перестроился. Я как будто побывал там, в той эпохе: искренне переживал за героев картины, радовался тому, что Высоцкий выжил, клял про себя всех и вся - и систему «уравниловки», при которой великий артист, чтобы заработать денег должен «химичить» с левыми концертами, и его корыстолюбивое окружение, и кэгэбэшников, устроивших травлю, и врачей, неспособных настоять на госпитализации тяжело больного человека, и самого певца, не думающего о себе. Когда закончился фильм и зал сопроводил начавшиеся титры аплодисментами, было искреннее чувство радости, что все в фильме завершилось благополучно и у народного кумира впереди еще ЦЕЛЫЙ ГОД жизни!

 В общем, все воспринималось как в детстве, на старых приключенческих кинофильмах, только вернуться из кино пришлось на улицы  мегаполиса двадцать первого века. Да, скорее всего все дело в нашем времени, ведь прошло уже тридцать лет с тех дней, о которых повествует фильм –  и теперь, на наших глазах, легенда превращается в историю.  Хотя, скорее всего, этот кинофильм создан для будущего. Для тех поколений, которые выросли в другой стране, не в той, в которой жил и пел Владимир Семенович. Они знают Высоцкого как кумира своих родителей, кто-то его слушает, кого-то его творчество уже не трогает. Но будем надеяться, что эта кинокартина не оставит никого равнодушным и через долгие годы, вызывая интерес к личности и творчеству поэта.
 
 Что значило и значит сейчас для страны творчество Высоцкого? Его песни заставляют быть сопричастными темам войны и любви, романтики городских окраин и покорения вершин, проблемам неустроенного быта и мятущийся бунтарской души… Да, не объять, не осилить никакому литературоведу  то, что такое был Высоцкий! Потому, что он был близок совершенно разным людям - и трудяге, и профессору, и блатарю. А сейчас Высоцкий соединяет нас с эпохой великой и неоднозначной страны, из которой мы вышли и вряд ли когда-нибудь в неё вернемся. Наверное, в том, что эту картину пустили в прокат именно сейчас, есть и предвыборный замысел.

  Может ли быть фильм о гении гениальным, возможно ли такое  совпадение? Едва ли. Сравнение настоящего образа с воссоздаваемым всегда будет не в пользу последнего.  Но качественно, талантливо снятым и сыгранным такой фильм может быть. Так и получилось.