Елена

Игорь Лебедевъ
Елена
Или Преступление без Наказания.

Послесловие к фильму «Елена»,   
(режиссер: Андрей Звягинцев; продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов; оператор: Михаил Кричман; в ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Елена Лядова, Алексей Розин).
Драма.
2011.

Скажу сразу, фильм мне очень не понравился. Даже более того…
Непонятны мораль, мотив и творческий смысл всего, что режиссер попытался не то, чтобы передать, «всучить» зрителю.
 
Главная героиня.

Вроде бы нормальная женщина средних лет. Бывший медработник. Со своими проблемами в виде семьи сына. Мужем-бизнесменом, отошедшим от дел. Приличной квартирой с консьержкой и доставкой продуктов из магазина на дом. Вроде бы все ОК! Но, не слишком ли всё спокойно? Устраивает ли её роль «домработницы» при богатом муже и нет ли здесь «двойного дна»? 
 
Атмосфера.

Ватное удушье. Бесконечно тянущиеся паузы. Наводит на мысль о «малобюджетке», т.е. о фильме с недостаточным бюджетом, который для формата полнометражного кино нужно чем-то заполнить. Операторская работа тоже не блещет талантом. Планы блёклы и не помогают развитию сюжетной линии, а «замыливают» глаз зрителю и вызывают смертную тоску. Нет никаких акцентов и «заготовок», как нет или почти нет метафор. Всё серо, рутинно, приглушённо, за исключением одного «но»… Так не должно продолжаться вечно!..

Главный герой. Он же – жертва.

Вполне обеспеченный господин, предпенсионного возраста, жесткий бизнесмен, отошедший от дел, но управляющий своими, по-видимому, немалыми активами, с вполне умеренными жизненными запросами, но бесконечно одинокий человек, любящий свою единственную дочь, свою жену и свой спокойный образ жизни.  Но, не слишком ли он доверяет людям?..
    
Сын главной героини.

Именно его-то и можно назвать героем нашего времени, или «антигероем», как будет угодно. Этакий ничего не желающий менять в своей жизни субъект, ему просто лень, нет, - просто не по силам оторваться от дивана, на котором он и проводит всё свое время, свою ЖИЗНЬ, которая, естественно, не повторится. Его мир – это очередная бутылка пива из холодильника, телик и даже компьютерные игры, в которые он играет на пару со своим сыном.  Семья его не то, чтобы не интересует.  Она у него есть и он вроде бы даже её глава. Но нет работы. Нет смысла в жизни. Нет перспективы. Ничего нет…  Этот персонаж не вызывает ни малейшей симпатии со стороны зрителя. Увы.

Внук главной героини.

Внук – дитя своего времени. Учится не очень хорошо. Хотя на носу – поступление в ВУЗ (или попытка поступления).  Его мир – компьютерные игры, друзья, дикие уличные забавы с избиением случайных жертв, погони, преследования. Его перспективы – туманны, но не очень отличаются от той жизни, которой живут его родители. Городская окраина. Безработица. Жалкое существование. Вместе с тем, именно Внук явился катализатором главного действия фильма, его точкой, в которой пересекаются линии судеб главных героев, его целью и фактически главным героем, закамуфлированным под героя второго, или даже третьего плана. Ведь для поступления в ВУЗ нужны «большие деньги»!

Дочь главного героя.

Независимая особа. Она мало интересуется жизнью отца, живущего другой семьей. Её интересы страшно далеки не только от прагматической бизнес-модели жизни, построенной её отцом, но и от всех других жизненных моделей, присутствующих в фильме. Она современна. Цинична. Казалось бы, её ничего не интересует из того, что дорого отцу. Но зато она точно знает, где у отца лежат в доме деньги, и в каких количествах.
    
Сюжет.

Сюжет прост. Брак, кажущийся надежным и прочным. Преданность, оказывающаяся лишь имитацией. Доверие, оказываемое, не тому, кому следовало бы. Стремление помочь другим за счет убийства. Преступление без наказания. Радость «халявы» в виде похищенных Еленой денег из сейфа убитого ею мужа. Хладнокровное вступление в права наследования.  Социальный и моральный тупик, в который заводит всех режиссер. Коллектив актеров и других специалистов, задействованных в фильме, кажется кукольной труппой из театра «Карабаса-барабаса». Для чего всё это? Разве это жизнь? Чему может научить это фильм? Какую он несет социальную и моральную нагрузку?      

Финал.

Семья сына вместе с Еленой переезжают в «хоромы», которые покинул главный герой, отправившийся при помощи «верной» Елены в мир иной. Им здесь нравится всё: планировка квартиры, район (окна выходят в парк), богатство (или то, что кажется им богатством)….   
Елена вместе с дочерью покойного делят наследство…
У внука есть перспектива закончить ВУЗ и стать «человеком»...    Деньги для этого – вот они!..
Жена Сына главной героини снова ждет ребенка. Что его ждет? Какая жизнь?

Выводы.

Этот фильм можно было бы назвать социальным заказом, если бы нашелся хоть один политический деятель, сказавший смело: «Да, это нужное всем кино»! Но, думается, такой, не скоро найдется. И если даже назвать этот фильм «детективом», то хочется, прежде всего, поставить вопрос: «Кому это выгодно»? Чему может научить такое кино? И кого?