В службе честь. Часть 2. На просторах мирового и ж

Борис Шадрин
Часть 2. На просторах мирового и житейского океанов
Глава 2. Ходили мы походами…

Военная служба, а служба офицера ВМФ в особенности, в отличии от специфики работы гражданского специалиста, не предусматривает статического нахождения на одном месте. В связи с этим интересно было определить географию службы выпускников ТОВВМУ им. С.О.Макарова 1970 г. Можно считать, что эта попытка удалась.
Поскольку мобильность морской службы достаточно высока, понадобилось снять однозначность некоторых формулировок и предложить воспользоваться оборотами «в основном» или «преимущественно». Действительно, многие выезжали на учебу за пределы постоянного места базирования и жительства, убывали в длительные командировки для приема новых кораблей и перегона их на Тихий океан. Часть из наших однокашников служила определенное время на других флотах или флотилиях, а потом снова возвращались на «свой» флот. Это и было тем допуском, который позволил выявить и с достаточной четкостью распределить их по всем флотам, вернее, отразить их преимущественную принадлежность к тому или иному флоту.
И вот что интересно. Количество ответивших не соответствовало географии службы и было значительно ниже. Как показатель это можно расценивать интенсивностью использования боевых сил ВМФ во второй половине XX века и задействованием в этом людского ресурса. Примечательно то, что в основном на Тихоокеанском флоте прослужили 2/3 штурманов и чуть больше 50% выпускников минно-торпедного факультета. Интересно и то, что штурмана не только дольше всех прослужили на кораблях, но и то, что эта служба преимущественно прошла на Тихом океане и Северном флоте. Что касается других флотов, то эти показатели заметно ниже. Это закономерно, поскольку по географии Тихоокеанское военно-морское училище готовило офицеров для защиты восточных рубежей, а также тем, что Тихоокеанский и Северный флота были самыми мощными флотами СССР.
Как уже отмечалось ранее, учеба и длительные командировки не считались основанием для лишения принадлежности человека к тому или иному флоту. Вывод был сделан на основании личного выбора опрошенных и отсутствия данных, позволяющих сделать другое заключение.
Локальная или региональная география службы определялась прежде всего расположением основных баз флота. Это сложный организм предполагающий не только структуру «пирс-корабль», но и инфраструктуру тылового обеспечения, ремонтной базы бытовые условия и т.д. Для Тихоокеанского флота это Камчатка, где базировались основные стратегические силы флота и Приморье – место дислокации кораблей составлявших костяк оперативно-тактических сил выполнявших боевые задачи в Индийском океане. И именно большее количество опрошенных проходили службу в этих регионах. Выпускники, которые были распределены на Северный флот связали свою судьбу со службой на стратегических объектах.
В тоже время, как свидетельствует практика военно-морской службы, ее география не определяется только принадлежностью к флоту, месту дислокации корабля, а тем более месту жительства офицера и его семьи. Как правило, служба на корабле в наше время обязательно была связана не просто с выходами в море, а с длительным пребыванием в дальних походах и на боевой службе и т.п. Даже ремонт корабля не всегда проводился в местах его постоянного базирования. На долю моряков нашего поколения выпала славная полоса активной деятельности нашего флота во всех морях и океанах и на всех широтах. Например, Галюк Г.Г. (выпускник 1958г) представил выписку из личного дела, где указано: «пробыл в фактическом плавании, в том числе в дальнем плавании, сто сорок три (143) месяца». Это же 11,92 года непрерывного пребывания в море! Выпускник этого же года Юманов Ю.К. пишет: «Каждый может понимать, как хочет, но я сошел с мостика корабля через 30 лет». А выпускник 1970 года Б.Д. Шадрин в составе экипажей кораблей ГС ТОФ совершил кругосветное плавание, фактически повторив маршрут Ф. Магеллана. Трудно суммировать все пройденные нами за службу морские мили, но уж точно они многократно, в десятки раз, превышают расстояние от Луны до Земли.
70-80-е годы прошлого столетия, как уже отмечалось, были годами бурного развития и освоения отечественного флота и просторов Мирового океана. Многие из нас принимали участие в переходах Северным морским путем с Северного флота на Тихоокеанский, в переходах с Балтийского флота на Тихоокеанский южным путем вокруг Америки. Принимали корабли на западных верфях, брали их под свое командование, переводили их на Тихий океан и там продолжали командовать ими.
Многие наши однокашники участвовали различного вида деятельности Военно-Морского Флота страны. И не всегда это была обычная повседневная деятельность мирного времени. Так, в боевых действиях и мероприятиях, приравниваемых к ним, участвовали 30%. Некоторые из них участвовали в таких действиях на территориях и в акваториях иностранных государств, выполняя интернациональный долг. Часть принимали участие в решении специальных задач и заданий, в ликвидации последствий техногенных катастров. Ветеран подразделения особого риска, выпускник 1970 года, А.Г. Зайцев за участие в решении специальных задач правительства и успешное освоение новой техники, в 1993 году, получил звание Героя России.
Наиболее интенсивный вид боевой деятельности в мирное время – несение боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Более 40% наших однокашников неоднократно побывали на боевой службе разной интенсивности и продолжительности. Для некоторых практически каждый выход в море за пределы территориальных вод являлся такой службой. Разумеется, что таких примеров могло быть великое множество, если бы опросом были хвачены 100% респондентов.
Неотъемлемой частью длительных походов, как правило, являлись визиты наших кораблей в иностранные порты. Большинство из нас побывали с такими визитами во многих странах, в том числе и в статусе командиров кораблей и командиров соединений. Это подчеркивается не случайно, так как чрезвычайно высока степень ответственности, ложащаяся на плечи офицера в этой ситуации.
Способности, знания и опыт наших однокашников были востребованы и за пределами нашей страны. 34% проходили службу на территории зарубежных государств или находились там в служебных командировках, как в длительных, так и в краткосрочных. Цели и задачи этого пребывания были различными: от службы военным советником, военным специалистом до пребывания на отдыхе.
Всего же в зарубежных странах побывало 30 человек (41%).
Большинство побывавших за рубежом наших выпускников посетили более чем одну страну, с достоинством демонстрируя за рубежом флаг Военно-Морского флота СССР.
Самоотверженное исполнение воинского и служебного долга нашими однокашниками, что бы сейчас по этому поводу ни говорили и ни писали, приносило не только личное самоудовлетворение, но и получило общественное и государственное признание. За время службы все выпускники были удостоены правительственных наград, а отдельные из них награждены государственными наградами и особыми знаками отличия, орденами и медалями иностранных государств.
Определенный вклад наши однокашники внесли в развитие науки и педагогической деятельности, получив ученые звания и научные степени за достижения в научно-исследовательской работе и успехи в педагогической деятельности.