Разлука

Екатерина Бычковская
Петровский (сидя в кресле): Вы знаете, я что-то очень плохо себя
чувствую.
Сергеев (раздраженно): Коли плохо себя чувствуешь, может, и говорить-то ничего не стоит.
П (поспешно): Нет, я не настолько плохо себя чувствую, чтобы ничего не говорить.               
Пауза.
Я здоров, Я рад Вас видеть.
Пауза.
С: Зачем Вы меня звали?
П: Я Вас не звал.
С. А кто же меня звал?               
П (холодно-насмешливо): Не я.
(Нагибается, чтобы почесать ногу).
Пауза.
С. А зачем же я пришел?
П (отворачивается от него): Не знаю.
(Перебирает на столе бумаги, напевая себе под нос.)
С (чувствуя себя явно неловко): Ну, я пошел…
П: Ну-ну.
С (надевая шляпу): Ну... Ну, я пошел.
(Топчется на месте)               
П: Не уходите!               
С: Что Вы сказали?               
П: Я сказал:  "Не уходите!"          
С: А мне послышалось, Вы сказали, что в ухо дадите.
П:  Нет, я сказал:  "Не уходите".   
С (недоверчиво): Значит, я могу остаться?
П (внушительно): Вы не только можете, Вы должны остаться.
(в упор смотрит на Сергеева).
С: Почему?
 П (раздельно-внушительно):Потому, что сейчас сюда придет Ваша жена.
Пауза.
П: Почему Вы побледнели?
С: Я не побледнел.
П: Побледнели. Послушайте, в конце концов глупо так бояться собственной жены. Зачем Вы на ней женились, если так ее боитесь? Человек вдруг женится, потом боится жены... Нелогично!
Пауза.
Вы же не станете отрицать, что это нелогично?
(Сергеев молчит.)
П(мягко): Ну ведь меня Вы не боитесь?
С: Нет.
П (мягко): Ну так зачем же бояться жены?
Пауза.
(Сергеев весь дрожит)
Она ведь такой же человек, как Вы и как я.
(Пьет воду из стакана)
С (через силу): Я не боюсь жены.
П: Не боитесь?
С (смелее): Не боюсь.
П (издевательски): А вот мы сейчас и посмотрим, как это Вы не боитесь жены.
(Открывает дверь и кричит в коридор) Жена! Жена!
(оглядывается и смотрит, какое действие произвели его крики на Сергеева. Пауза. Сергеев молчит. Петровский осторожно закрывает дверь и опять садится в кресло).
П: Не пришла еще. |
С: И не придет. Моя жена дома, варит мне обед. А Вы просто гнусный
шантажист!
П (перебирая бумаги):А что у Вас на обед?
С: У меня на обед макароны по-флотски.(с воодушевлением): Знаете, что?
Приходите ко мне обедать!
П: Да мне неудобно.
С: А чего ж тут неудобного? (ободряюще): Я сам иногда в гостях обедаю.
П: А как это? Как мне это... (грустно): Это сложно…
С (бодро): А что ж тут сложного?
П: А что я скажу?
С: Ну, Вы скажете:  "Здравствуйте! Я пришел к Вам обедать."
П: А ноги вытирать нужно?
С: Нужно.
П: Значит, я вхожу, вытираю ноги и говорю: "Здравствуйте, я пришел к Вам обедать!» Так?
С: Так.
П: Вы знаете что, давайте-ка отрепетируем.
С: Давайте.
П: Значит, так: (Пауза) Я вхожу, меня встречает ваша жена…
С: Угу.
П: Значит, Вы будете - жена.
(Задумчиво ходит по сцене, трогает рукой мебель): Я буду я…               .                С: Угу.
П (обрадованно): А вот этот стул - будете Вы.  (Ставит посреди сцены   
стул)
С: Угу.
П: Ну, начали.  (Подходит к двери и вытирает ноги. Сергеев достает из кармана платок и отирает пот).
П (вытирая ноги): Здравствуйте! Вы - жена Сергеева?
С: Угу.
П (старательно выговаривая слова): Я пришел к Вам обедать.
(Озирается, не зная, что говорить дальше).
С: Моего мужа нет дома,
П (растерянно глядя на стул): А это разве не он?
С: Не он.
П: А что же это?
С: Вы разве не видите, что это стул?
П: Да, действительно, стул.
Пауза.
А где же Сергеев?
С: Не знаю. Может, к Вам пошел?
П: Как же так? Обедать приглашал, а сам ушел...
С: А вы не переживайте так. С ним это случается. (отворачивается)
П (растерянно): Здравствуйте! (Вытирает ноги)
С. Здравствуйте. Да Вы проходите, что в дверях-то стоять.
(Петровский проходит и садится в кресло. Сергеев идет за ним, ози¬раясь. Пауза).
С: Ишь как натоптали!
(Петровский вздрагивает и притворяется, что не слышит. Пауза.)
П: Что?
С: Натоптали, говорю.
Пауза.
П: Я вытру.
С (грубо): Да ладно уж.  (Садится в кресло напротив Петровского. Заку¬ривает. Пауза).
П (с ужасом): Вы курите?
С: Мой муж ужасный человек!   (Смотрит на Петровского).
П (растерянно): Да...
С. Вы не поверите, как он меня доводит. (таинственно): Он постоянно приглашает гостей.
П (любезно): Что Вы говорите?
С: Да уж говорю, что знаю. И это еще не все!
П: Не все?
С: Далеко не все! Всего Вы еще не знаете!
П (нежно): Ну так расскажите. Доверьтесь мне!
С: Но Вы ведь тоже его гость!
П: Да какой я гость...
С: Как - не гость?
П: Да он просто меня обедать пригласил. (Пауза). Сказал: "Заходи, пообе¬даем"...
С: И Вы так сразу и согласились?
П (горячо): Понимаете, у меня не было выхода!
С: Вот как?
П: Он угрожал мне ножом!
С: Ножом? В самом деле?
П: И даже не ножом, а огромным пистолетом. А глаза его при этом так и
сверкали. По-моему, он у Вас нездоров.
С: Да, он говорил, что плохо себя чувствует.
П: Ну, я пойду…
С. Не уходите.
П: Что Вы сказали?
С: Я сказала: "Не уходите". Поболтаем, пока Сергеева нет.  (Пауза)
П (подозрительно):А его правда нет?
С: Нет.
П (доверительно): А мне все кажется, он тут где-то, рядом.
(Стук в дверь)
П(обрадованно): Вот он!
С(задумчиво): Вряд ли это он…
П: Я открою?
С(отрешенно): Да-да, откройте.
(Петровский открывает дверь. Входит женщина.)
П: Вы кто?
Женщина: Я - жена Сергеева.
П: Не может быть!
Жена Сергеева (растерянно): Как - не может быть?  А кто же я?
П: Не знаю. А жена Сергеева - вот.  (Показывает на Сергеева).
Ж: Тоже?      
П (грозно): Что значит - тоже?
Ж (растерянно): Ну, как и я?
П: Нет.      
Ж (радостно): Так - нет? Не жена?
П. Что - не жена?
Ж: Ну, я говорю, что она ему не жена. Вы же сами сказали?
П: Что я сказал?
Ж: Вы сказали: "Нет."
П (устало): Во всяком случае, я сказал то, что думал, что и Вам сове¬тую.
Ж: Я думаю, что я - жена Сергеева.
П (разоблачительно): А где же, в таком случае, сам Сергеев? (Загляды¬вает под кровать).   
Ж(показывая пальцем на Сергеева): А вот!
Долгая пауза.
П (подходит близко-близко к Сергееву): Да… Действительно – Сергеев. Что вы мне голову-то морочили! То Сергеев, то жена его какая-то! Обед какой-то! И не стыдно вам?
Ж (пудрится): Мне совершенно не стыдно.
П: Отрываете человека от работы!
Ж: Мы с Сергеевым всегда жили честно. Нам стыдиться нечего.
П: Но Вы же сами сказали мне, что он ужасный человек! Зачем вы явились
ко мне! Что вам от меня надо? Чтобы я пришел к вам на обед?!      
(укоризненно): И добиваться этого таким нечестным путем?.. Зачем
вам это?!
(горько): И ведь я совершенно, совершенно не хочу есть!
 С (внушительно): Поймите, никто вам есть и не предлагает.
 П: А чего мне предлагать! Я у себя дома. Это я могу вам предложить
пообедать, а не вы мне!
С (с вызовом): Ну так предложите!
П: Э...э...Не откажите в любезности отобедать со мной…(озирается.)
(Сергееву) Я так сказал?
С: Так, так.
Ж (молитвенно сложив руки на груди): Вы совершенно правильно сказали.
(Отходит в угол)
С (жене): Лапушка, ну что, пообедаем у него? (Обнимает ее).
Ж: Как хочешь, милый.
С (щекочет жену): А, может, нет?
Ж (томно): Как хочешь, милый...
С (гладит жену по волосам): А, может, домой пойдем, а?
Ж (нежно глядя на Сергеева): Мне все равно.
С: Мы тут с супругой посовещались и решили пойти домой.
Пауза.
П: Домой вы не уйдете, пока не объясните, зачем приходили.
С и Ж (хором): То есть как это, не уйдем? Не имеете права!
П. Не уйдете!
С: Нет, уйдем!
П: Не уйдете!
С: Уйдем!
П. Я дверь запру!   (Запирает дверь).
(торжествующе): Ну что, ушли?
С.: Да мы бы все равно не ушли…
П: А почему?
Ж: Нам некуда идти.
С: Мы решили жить у вас. Не возражаете?
П (растерянно): Да нет, конечно, живите. Я, собственно, давно хотел пригласить вас к себе жить. Одному, знаете ли, скучно. Все один да один. Особенно, когда дождь за окном.
С: А теперь вместе будем!
П: Да, вечером чай будем пить.
С: В карты играть...
П: О политике говорить...      
С:  А то еще можно телевизор смотреть...
П: Чай пить…
С: Про чай вы уже говорили.
П (задумчиво: Да, чай пить…
С: А жена?               
П: Что - жена?
С (встревоженно): А жена нам не помещает?
П (задумчиво): Пожалуй, помешает...
С: Помешает, да!
П (обреченно): Помешает... Вот представьте себе: вечер… Сидим, чай
пьем…
С (мечтательно): Да...
П (драматично): И вдруг (пауза) - жена!
С (задумчиво): Н-да... Плохо дело…
П: А знаете что?
С (с надеждой): Что?
П: А давайте-ка мы ее выгоним. А?  (Поворачивается к жене Сергеева).
(жене Сергеева): Пошла вон!
(Жена Сергеева не двигается).
П: Не слышит? А? (Сергееву): Давайте-ка вместе!
П и С(хором): Пошла вон! Пошла вон! Пошла вон! (Машут руками).
П (удивленно): Не идет.
С: И не пойдет. (горестно): Зачем только вы ее звали…
П (запальчиво): А зачем вы на ней женились?
С. Ну, Вам до этого дела нет!
П (сморкаясь): И верно - нет.
С: Нет?
П. Конечно. Не мое это дело.
Пауза
С: Вам ни до чего нет дела! (с гневом): Как вы равнодушны!!!
П: А что? Жизнь прошла…(Чешет ногу): Зря я прожил…
С: Очень может быть.
П (обиженно): Ну, вряд ли все-таки.
С: А что вы обижаетесь? Вы же сами сказали. Сами на себя и обижайтесь.
П (раздумчиво): Да я бы рад обидеться на себя, а что-то не выходит.
С: А вы разозлитесь! Скажите себе: «я - свинья, я – подлец»
П: Значит я должен сказать себе: «ты – подлец», правильно?
С: Правильно. (покровительственно): Ну, пробуй.
П: Сейчас. Сейчас попробую.  (Пауза. Грозно): Ты – подлец!
С (встает): Что Вы сказали?
П: Я сказал: «ты - подлец!»
С (хватает стул): Почему это я подлец?
П (испуганно): Да я не вас имел в виду. Я вообще. Абстрактно. И Вы правильно сказали. Вы совершенно правы.
С (садясь): Я ничего не сказал.
П: Ну и правильно. Чего говорить.
С: А жена-то, кстати, ушла.
П (ехидно): Вот Вы, небось, рады.
С (грустно): Да уж рад. Чего говорить. (всхлипывает)
П (участливо): А Вы не расстраивайтесь. Бог дал, Бог и взял.
(Сергеев чуть не плачет)
П: Вы вообще можете считать, что она не приходила.
С: Зачем это так считать?
П: Чтобы не расстраиваться. Чего зря расстраиваться.
(Пауза. Сергеев всхлипывает)
П: Голубчик! Ну что Вы! Успокойтесь! Не было никакой жены. Это вам померещилось!
С: Не было?
П (ласково): Не было. Какие у Вас нервы, однако, слабые.
С: Но ведь я ее явственно видел. Вот как Вас. Вас ведь тоже нет? Куда же Вы делись? Вы же были тут?
П: Я и сейчас тут. (с достоинством): Но сейчас я уйду. Мне надоело с Вами общаться.
С: Ах, Вы уходите? Ну тогда и я пошел. До свидания.
П (одевая галоши): До свидания. Приходите ещё.

                Занавес.