Девочка и война. 1. Утомленное солнце нежно с море

Людмила Москвич
    Эту песню в 1941г. пела вся страна. Ее передавали по радио, прокручивали на патефонах пластинки , пели со сцены.  Казалось, что весь воздух был наполнен этой мелодией. Дома мама напевала ее, готовя обед, или строча на машинке. И я ей подпевала «Утомленное солнце нежно с морем прощалось, в этот час я призналась, что нет любви». Конечно, я еще не понимала всего смысла песни, но мелодия завораживала. Я помню, как ранней весной мама в военторге  смогла купить эту пластинку, сколько было радости. Мы с ней почти бегом мчались домой, чтобы поставить ее на патефонный диск, прокрутить ручку и, наконец, услышать любимую мелодию.

    Ах, какое это было хорошее время! Папу перевели в г. Белая Церковь. Нам дали удобную квартиру: большую комнату и кухню. Вход был отдельный. Крылечко выходило в небольшой палисадник на центральной улице. А через дорогу был детский сад и рядом школа. Мама, вспоминая это предвоенное время, говорила, что в ее жизни это было самое счастливые дни. Утихло напряжение тридцатых годов, жизнь с каждым годом становилась все лучше. Папе присвоили очередное звание. В военторге  заметно улучшилось снабжение. Квартиру обставили своей мебелью, а не казенной. И даже купили ковер на стену и швейную машинку. И еще купили патефон и десяток пластинок. Меня отдали в детский сад, где мне очень нравилось. Больше всего мне нравились уроки рисования. Особенно, когда мы рисовали акварельными красками. А потом в садике устроили конкурс на лучший детский уголок.  Коммисия  из родителей и воспитателей ходила по квартирам и смотрела, есть ли у детей свои уголки с книжками и игрушками. Лучшие уголки снимали на фотокарточки,  и потом их развесили на стенах  в детском саду. Мой уголок тоже удостоился такой чести. Карточка сохранилась до сих пор.

    Мама ждала ребенка, родители мечтали о мальчике, а мне уже шел шестой год. Но все, враз, изменилось. Той памятной ночью была страшная гроза. Молнии сверкали, гром гремел прямо над нами, мы не спали всю ночь. Перед самим утром поднялся страшный ветер, над головой гремела жестяная крыша, а потом страшный грохот сорвал всех с постелей. Оказывается,  ветер повалил огромный старый тополь. Он упал на крышу соседней с нами квартиры, разрушив кровлю и ранив мальчика.

    А утром мы узнали, что началась война. Так кончилась наша счастливая жизнь. А ведь мы собирились с мамой ехать в  Ленинград, уже и билеты были куплены. Но война все решила по-своему. Буквально через несколько дней нас вывозили на грузовиках из города. Киев уже заняли немцы, дороги были блокированы. Четыре месяца мы добирались до Уральска, куда было эвакуировано военное училище летчиков, где служил папа. Мы неделями сидели на каких-то станциях, наш поезд бомбили, а мы спасались в лесопосадке, братик мой родился в поезде в моем присутствии, не доезжая до Уральска. А потом суровые зимы, голод, переезды из дома в дом с маленьким, вечно болеющим братиком. Казалось, конца войны не будет. Но всему бывает конец, наступил конец и войне.

    Вчера смотрела по телевизору картину Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». За кадром звучал такой знакомый мотив довоенной песни «Утомленное солнце нежно с морем прощалось. В этот час я призналась, что нет любви»! Эта нежная лирическая песня и война! Какая чудовищная несовместимость, и какая правда жизни! И память опять лишила меня сна, в очередной раз прокручивая перед глазами эпизоды тех лет. Счастливых и страшных. И та довоенная песня звучала в памяти, вызывая слезы. « Утомленное солнце нежно с морем…»