Игумен Нестор. Тайна Лермонтова

Галина Магницкая
Игумен Нестор (Кумыш)
Тайна Лермонтова

Издательство: Филологический факультет СПбГУ 
Тип переплета: Твердый переплет
Количество страниц: 340
Год издания: 2011
Тираж: 500 экз.

Так называется новая книга основателя Нарвской Православной гуманитарной школы о. Нестора (Кумыша).
Книга стала результатом многолетней серьезной филологической работы. Под одной обложкой теперь собраны работы разных лет, выходившие отдельными изданиями и посвященные анализу с духовной точки зрения наиболее известных творений М. Ю. Лермонтова.
Примечательно, что это научное издание выпустил в свет филологический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета.

Аннотация издательства.

В основе исследования лежит цельная концепция, которая позволяет прочесть творчество Лермонтова в контексте христианского миропонимания. Автор исходит не из философских построений и религиозных постулатов, искусственно «встраивая» их в произведения, а исключительно из текстов самого Лермонтова. Ненасилие над словом поэта является одним из достоинств книги. Анализируя тексты от ранней лирики до романа «Герой нашего времени», автор не только предлагает новое и подчас неожиданное прочтение ставших хрестоматийными произведений, но и проникает в сокровенную тайну личности поэта. Исследование написано великолепным русским языком, подобные образцы которого редко встречаются в практике филологического анализа. Книга предназначена для широкого круга читателей.

***

Книгу игумена Нестора пока не приобрела. Не знаю, о какой именно тайне поэта идет речь. В связи с появившейся возможностью захотелось сказать несколько слов (скорее всего в защиту) о Николае Соломоновиче Мартынове (1815—1875), имевшем несчастье убить на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова. Родился он в Нижнем Новгороде и принадлежал к старинному роду. Считается, что  предок их выехал в 1460 году из Польши на службу  к великому князю Василию Тёмному.

В Википедии по поводу состоявшейся дуэли приводится следующая информация: «Подробности столкновения и дуэли были в значительной степени скрыты и мистифицированы Мартыновым и секундантами перед военным судом, и не все её детали реконструируются теперь надёжно. Есть серьёзные основания доверять рассказу о том, что Лермонтов отказался стрелять в Мартынова (или даже успел выстрелить в воздух) перед тем, как получил смертельную пулю. Версии о том, что Мартынов был орудием некоего «заговора против поэта», направлявшегося из Петербурга (популярные в 1930—1940-е годы), или же поэт был сражён не им, а якобы скрывшимся в кустах снайпером-казаком (1950—1970-е), являются явно фантастическими».
 
Потомок Елена Игоревна Давыдова-Мартынова выдвигает иную семейную версию: «Обычные представления об обстоятельствах, приведших к этой роковой дуэли, опровергаются бумагами Мартынова, написанные в "Русском Архиве" 1893 г. № 8, и данными, собранными кн. Д. Д. Оболенским. Мартынов, получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в Юнкерскую школу, где был обычным партнером поэта по фехтованию на эспадронах. Прослужив некоторое время в кавалергардском полку, Мартынов в 1837 г. отправился волонтером на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубанью. В том же году сестры Мартынова жили в Пятигорске, и одна из них, Наталья Соломоновна (впоследствии графиня Латурдонне), была очень увлечена Лермонтовым. Поэту, уезжавшему из Пятигорска в экспедицию, они поручили передать брату пакет со своим дневником. В тот же пакет вложены были триста рублей ассигнациями. По словам одних, Лермонтову был вручен пакет с намеком прочесть дневник; по словам других, Лермонтов не имел права распечатывать это письмо. Как бы то ни было, Лермонтов прочел дневник и, найдя в пакете 300 р., передал их Мартынову., которому заявил, что по дороге он был ограблен, письмо похищено, деньги же возвращает из своих. Через эту передачу денег, о вложении которых Лермонтов знать не мог, если бы не вскрыл пакета, и обнаружилось впоследствии, что Лермонтов распечатал письмо Н.С.Мартыновой к ее брату. Это и послужило поводом к дуэли, ссора же на вечере у Верзилиных была, вероятно, лишь предлогом. К шуткам Лермонтова Мартынов относился сперва добродушно, привыкнув к ним, но потом это ему, видимо, надоело. Установлено также, что Мартынов не умел стрелять из пистолета; в поэта попала без прицела пущенная пуля. Мартынов был приговорен к трехмесячному аресту и церковному покаянию; в течение нескольких лет он выдерживал довольно суровую епитимию в Киеве».

В наше время имеют место быть выше изложенные версии о дуэли двух представителей дворянства, почти равных по образованию и положению в обществе. Думается, что события тех роковых дней так и останутся тайной.

Ссылка: http://www.kiaraz.org/page166