Все умрут, а я останусь - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Россия, 2008
Режиссёр: Валерия Гай Германика
В главных ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова

Так получилось, что наш, российский, фильм «Все умрут, а я останусь» я посмотрела сразу вслед за первым сезоном американского молодёжного сериала «Сплетница», поэтому, хотя картины эти совершенно разные, я невольно их сравнивала. Эти произведения объединяет общая тематика и не слишком лицеприятный взгляд на современную молодёжь. Оба фильма смахивают больше не на рассказ о молодых людях и их взаимоотношениях, а на передачу «В мире животных». НО! Сериал «Сплетница» вызывает у публики полный восторг, а фильм Валерии Гай Германики – отторжение зрителя. Почему?

Создатели «Сплетницы» знают меру. Их герои – это элитные умные дети в «дурном», переходном возрасте. Они вхолостую растранжиривают свои лучшие годы. Большинство из них – достаточно сложные натуры, которые ведомы не только животными инстинктами, иногда они проявляют себя неожиданно с лучшей, благородной стороны. Они слегка идеализированы и ведут роскошный образ жизни, потому импонируют молодому зрителю, который не замечает сарказма создателей картины.

А вот попробуйте не заметить сарказма, когда вам дают пощёчину! Три главных героини фильма «Все умрут, а я останусь» примитивны, как амёбы. Предел их мечтаний – школьная дискотека. Разум проявляется на уровне инстинктов. Даже на уровне жертв они не вызывают симпатии, в лучшем случае – брезгливое сочувствие. И это, по представлению создателей фильма – самые обычные девушки. Ведь школьное окружение их – ничуть не лучше.

Весь сюжет фильма делится на две части: подготовка к дискотеке и сама дискотека. Первая часть – знакомство с персонажами. Катя, Жанна, Вика – три четырнадцатилетних девочки. Они дружат. Как бы дружат. Из солидарности срывают урок. При необходимости покрывают друг друга. Не моргнув глазом, врут. Манипулируют родителями, хамят учителям. До тех пор, пока не приходит испытание. Ничтожное испытание. Дискотека. И здесь отношениям Кати с подругами приходит конец.

Сама вожделенная дискотека принесла в их жизнь совсем не то, что им грезилось. Жанна напилась до полного бесчувствия. Вика накурилась травки и переспала со случайным знакомым. Катю сперва изнасиловали, а после избили.

Если мир «Сплетницы» - ухоженный культурный заповедник, то мир Германики – грязный, тесный зверинец, обезьянник. Оправдана ли такая мизантропия? Не возьмусь сказать, насколько массово и типично показанное в фильме, но то, что оно присутствует в нашей жизни – с этим не поспоришь. Фильм Германики характеризует тревожные тенденции современного общества, и кто, как не человек искусства, должен эти язвы обнажать. Даже если зрителю это очень и очень не нравится. Всё так, однако, технически уровень картины не соответствует значимости заявленной темы.

И прежде всего, работа оператора… Я понимаю, что это технический приём – снимать с рук, без стабилизатора – для создания эффекта документального кино, я понимаю, что это модно, но очень надеюсь, что этой моде придёт конец. Так сильно камеру, как во «Все умрут, а я останусь» не трясло ни в одном из мной просмотренных фильмов. Просто укачало и стало дурно, несмотря на маленький экран нэтбука.

Но помимо этого, слабый, фрагментарный сценарий. Диалоги рваные. Речь с трудом воспринимается (что вообще беда российского кинематографа). Это, конечно, усугубляет ощущение от «всеобщего обезьянника», но смотреть картину непросто, потому что приходится напрягать не только зрение из-за трясущейся камеры, но и слух.

Есть несколько очень удачных в режиссёрском смысле сцен (например, сцена изнасилования Кати), вообще сцены, вызывающие отвращение – лучшие в этой картине. Но в целом фильм разбалансирован. Охарактеризовать его можно, наверное, такими словами – не слишком удачная попытка серьёзного разговора на важную тему.

5,5 из 11