КинОкрошка. Моська по имени Слон. Фильм Высоцкий

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


Моська по имени Слон. О фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой" 

Новейшие методы имиджефик(—А)ции



"Высоцкий. Спасибо, что живой", 2011 (Производство: "Дирекция кино", "Монументал пикчерс")

Режиссер Петр Буслов; сценарист Никита Высоцкий; оператор Игорь Гринякин, художник Анна Лазарева; продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Никита Высоцкий и др.

В ролях: Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Иван Ургант, Дмитрий Астрахан, Владимир Вдовиченков и др.

Озвучка В. Высоцкого - Н. Высоцкий


«Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти...» В.В.


Начнем с других…

1. ПАРАД  ОТЗЫВОВ

Зрители:

- «Делать деньги на чужих костях» — самая естественная фраза, которую можно применить к данной картине. Идет 1979 год. Высоцкий собирается в Париж к Марине Влади, которую за всю картину так по имени никто и не назовет — видимо, в надежде на просвещенность российского зрителя… И дело даже не в наркотиках, название которых так же не будет употребляться на экране, как и имя Марины Влади — словно это две страшно запретные темы... И не в том, что большинство важных моментов в фильме будет обыграно не драматургией, а эпичной музыкой, которая — дело ясное — безотказно работает на эмоции зрителя. Дело в том, что, выйдя из кинозала, и смахнув первый флер романтичности и харизмы, которая все еще витает над, оставленным Высоцким в 1980 году, миром, можно ощутить такое странное чувство, будто вы покопались в грязном белье, в котором рыться безусловно интересно, но как-то негигиенично и от того неприятно. – считает Катерина Норвилло, см.:

http://www.proza.ru/2011/12/12/27
 

- Хорошему фильму — нужен хороший сценарий. Сильный сценарий испортить весьма трудно, даже в самых «умелых» руках, но Эрнст снова с этим справляется… Заглавного исполнителя, я не буду называть Высоцким, язык не поворачивается. Я так понимаю, что есть два лагеря людей, которые выступают ЗА маску, и ПРОТИВ. Я отношусь к тем, кто ПРОТИВ. Ни одна маска, ни один грим, ни один спецэффект не может заменить живой человеческой эмоции. Когда на лице эмоций нет, это навевает только на не хорошие оккультные мысли… Маска это не самое зло, как говорится, короля играет свита. И хочется спросить создателей, что ж они маски на всех других не одели, может те так страшно в кадрах бы не смотрелись. А свита у Безрукова состоит из сериальных и первоканальных лиц. Забалованный жизнью Иван Ургант, толкает с экрана правильные речи, но ему не веришь… Песни Высоцкого… О… Они, как ни странно в фильме есть. (три) Но у меня возникло абсолютное ощущение, что эти песни фильму чужеродны. На минуту показалось, что песня идет не от динамиков в зале. А откуда-то из фойе, или из кино. – считает Шикокино, см.:

http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/803428/


Эксперты кино:

«События происходят летом 1979 года во время концертного турне в Узбекистане, за год до преждевременной смерти Высоцкого. КГБ плетет заговор, чтобы разом покончить с карьерой народного любимца. Тот балансирует на грани между жизнью и смертью. Провидение, впрочем, распорядилось по-своему с несгибаемым вольнодумцем и его коварными преследователями» (Deutsche Melle).

 «В основе сюжета - реальная история о том, как во время гастролей в Узбекистане Высоцкий едва не упал на сцене и пережил клиническую смерть за год до фактической… Перед нами триллер о сетях, опутавших знаменитого поэта: его окружают дельцы-хапуги, зашибают на нем крупные бабки, и разговоры идут исключительно о левых концертах, о постоянном мухлеже и незаконных заработках. Высоцкий в фильме - объект, а не субъект: его открыто используют» (Валерий Кичин).

 «Премьера "Высоцкого" Петра Буслова раз и навсегда сняла вопрос, на котором продюсеры выстроили всю пиар-компанию фильма: кто сыграл Высоцкого. Да не все ли теперь равно кто? Если при первом появлении на экране "Высоцкий" навевает лишь легкомысленные ассоциации с персонажами "Планеты обезьян" Тима Бертона, то затем внушает нарастающий, смешанный с отвращением ужас, как восковая кукла мадам Тюссо» (Михаил Трофименков).

«Фильм стоил девять миллионов долларов …Миллион продюсеры потратили на сложный грим. При этом использовалась посмертная маска Высоцкого, более 500 фотографий были занесены в компьютерную программу, отснятый материал оптимировали с помощью трехмерных компьютерных технологий, так называемой CGI (Computer-Generated Imagery). Впервые в кино было реконструировано всем хорошо известное лицо» (Маттиас Шепп, Matthias Schepp).

«Это яркая картина нравов советской России, но не брежневских времен, а эпохи Путина-Медведева. Бывшие длинноволосые студенты, певшие под гитару Высоцкого, сменили прически и заняли ключевые позиции в обществе. Всем важна быстрая прибыль, как и тогда, на концертных турне Высоцкого. КГБ-ФСБ держит под контролем страну и дает деньги на широкоформатный памятник потускневшему народному герою своей молодости: о "дорогих мертвых" - ничего, кроме хорошего» (Оливер Хайльваген, Oliver Heilwagen).

«Жаль только, что, клюнув на сравнения легендарного советского барда с Сержем Генсбуром, Бобом Диланом и Вольфом Бирманом, немецкий зритель, проведя два часа в кинозале, так и не поймет, за что же так любили и любят эти загадочные "русские" Владимира Высоцкого» (Элла Володина, автор подборки на сайте «Кино-театр.Ру»). См. подробнее:

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/86531/annot/
http://www.kinopoisk.ru/level/79/user/803428/


2. ПРОДОЛЖУ…

…и сразу признаюсь: фильм смотреть не хотел (сделал это ценою усилий). Потому уже, что…

«Я не люблю, когда»…
- из вольнолюбивой личности, которая при жизни ненавидела «всё такое», после смерти готовят шашлык. А еще под брызги слюней, соплей и чумазое «у-лю-лю» разыгрывают лотерею: кто первым обглодает мясо, оставив «голый шампур» - то есть Того, «кто же сыграл?!». Потому что, если убрать всю эту говенную (от слова «говеть») интригу, то от жирного «Слона» фаршированной кино-чуши «зеваке на показ» останется крохотная Моська постненькой сути…

«Я не люблю, когда»…
- у нас только один лицедей обладает монопольной лицензией на имиджефик(— А)цию главных отечественных поэтов всех эпох (лично я ни на минуту не сомневался, кто «сыграл… в ящик»). А главными у нас, дело известное, назначают тех, кто вволю побренчал на «хулиганской (кабацкой, постельной) жилке-струнке собственной скандальной биографии. Ее при умелой «минусовке» и обращают в остервенелую «русскую расхристанность», столь любую охочему до хавки пиплу.

«Я не люблю, когда»…
- на обозрение всяким выворачивают интимные язвы личности в самую «черную» пору ее полураспада. Да неужели все вы, кто «так любит» Высоцкого, верите, что Владимир Семенович хотел, чтоб хоть кто-то (а ТУТ миллионы тех, кто ему доверчиво внимали, как пророку!) видел его «под дурью», не говоря  про то, чтобы с него – ТАКОГО - «делать жизнь»?! Почему же вы допускаете все это глумление уже одним тем, что повелись на интригу с Моськой по имени Слон? И над кем? Над тем, кто в моменты просветления, увы, всё более редкие, был умен, талантлив, остер, и остается только догадываться, в какое дерьмо бы он вмазал своим сарказмом тех, кто сотворил из его трагедии тот самый шашлык с «неизвестным бригадиром на букву «Бе»»!!!

 «Я не люблю, когда»…
- далеко не безупречный культ рано износившегося ВВ пытаются с помощью ботекса переколбасить в «новый миф», который уже к середине сеанса на наших глазах в корчах ломки скукоживается в «анти-миф», грозящий обрушить тот, давно расшатанный, «культ»… Культ, который был, как минимум, не одинарным.
Разберем?


«Культ детский»

Каким-то образом избежав «тасок» по модным «идолам и звездам», «патлам и нулёвке», «клёшам и трубочкам», я как-то совершенно не затуманивался иллюзией «небожительства» некоторых существ, по месту нахождения более близких к канаве. Кроме В.С. Высоцкого! Он был для меня кумиром. Чистым и сильным («Он и водка? Он и наркотики? Сейчас в морду вцеплюсь!»), см.:
 
http://www.proza.ru/2011/07/26/50

Впервые на слух я идентифицировал его в 1976-м: отдел «Мелодия» Щелковского универмага с гремящей «Утренней гимнастикой»; тот миньон и увез на далекий Север, где, уходя в тайгу, до самой зимы безуспешно «охрипачивал» свой голос. А в паузах три раза подряд смотрел «Сказ про то, как царь Пётр…» - так состоялось визуальное знакомство с «Былиной». Затмевая авторитет бесспорных творцов, этот возрастной «культ» длился долго. Изжился сам по себе – годами.


«Культ диссидентский»
 
Будучи студентом, я не мог избежать «сортирного фрондерства» ряда товарищей, по ходу перекуров межевавших пакостные анекдоты с «радио-Голосым инакомыслием». И как-то оно тогда почти срослось: BBC (Би Би Си) и В.В.С. Еще бы, Высоцкий В.С. тогда был музыкальным рупором внутренней диссиденции. От кого услышаны первые восторги отвагой В.В.С? Не от BBC. Сперва старшие «пацаны» во дворе. Потом - таксисты, грузчики, мясники, фарцовщики… барыги. Особой глубиной любовь их не страдала. При очередном порыве «свободы» большинство переключилось на массово легализующихся эмигрантов: Токарева, Гулько и, вообще, блатную «шуфуту» под зонтиком шансона.

Даже от Есенина эта публика млела лишь там, где «саданет под сердце финский нож», а от Высоцкого: где «вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю»... Влекли их, ясен пень, не запредельная философия, не революционное бунтарство (за 10 лет до смерти ВВ называл самыми импонирующими личностями истории Ленина с Гарибальди и обвинять его в лукавстве не приходится), а – поверхностно услышанная, ввиду громкости трансляции, «русская правда». «Правда» эта воспевала и превозносила удалую бесшабашность и бездумное бесстрашие перед лихим концом: на бабе, за рулем, с перепоя, от поножовщины… неважно. Главное, чтоб круто и на миру! А еще лучше просто слушать и глазеть на «разлюли малину» про всех этих «героев подворотни», посасывая, покусывая, потрахивая… Но не «догоняя», что сами гоним и загоняем коней, подгоняя смерть - без созидательного добра! Так в пьяном угаре и погнали «коней привередливых» с «Русью-бричкой» к обрыву, а, достигши, не одумались, не оглянулись, не перекрестились, а, так и не врубившись, ухнули молодецки…
 
Нынче вот, кто уцелел, сидим в яме, со дна наверх бельма таращим, шишку запоздало чешем: «Ето как же нас так угораздило?». А так!!! Пока же чухались-не-очухались, детишки перекумарились-снаркоманились и на предков дурных, ровно на рептилий кайнозойских, косятся. А им ужо «старый культ» бесконвойного Володи перелепляют (переформатируют). Был, дескать, он алкан, наркоман, бл…доман, а поди ж ты, в трибуны выбился, почитай, в буревестники! Молись на него, чуваки! Подражай, братва! И помни: наркомания не край, с этого каря и даже из пропасти в национальные гении улететь… легко! А там помирай хоть в 26, хоть в 30, хоть в 42… Ну, до 42-х с нынешними допингами, конечно, вряд ли. Тут бы хоть до Башлачева докарабкаться, вот только шлейф чернухи за ним пожиже. И кто сказал, что обязательно Высоцким станешь? Главное – поманить. У них Джексон, Пресли, Леннон. У нас Высоцкий - один всех их переткнёт!

 
«Культ народный»
 
Он самый непростой. Сложенный из уже названных, он все эти годы подпитывался «правдивыми» воспоминаниями живых «друзей Мюнхгаузена», а при его жизни цементировался еще одним, мало афишируемым, но едва ли не главным…

 
«Культ чекистский»
 
Впрочем, об этом «не сказать лучше человека, хорошо знакомого с кино и сценой тех лет, ее персонажами и обстановкой в целом…
 

3. «КРЫША  ДЛЯ  ВЫСОЦКОГО»

Выборочные цитаты специалиста:

- А выстоял он потому, что определенные силы в руководстве страны делали все от них зависящее, чтобы Владимир Высоцкий жил и творил как можно дольше. То есть парадокс заключается в том, что советская власть боролась с творчеством Высоцкого и одновременно поощряла его, о чем большинство высоцковедов стараются сегодня не вспоминать»…
 
- Первые нападки властей на Высоцкого датированы 1968 годом. Тогда сразу несколько центральных и периферийных газет выступили с критикой песен Высоцкого. В этих статьях речь шла о тех песнях Высоцкого, где он пел о шалавах, воровских притонах и пьяных загулах… За год до этого Высоцкий снялся в двух фильмах — «Вертикаль», про альпинистов, и «Я родом из детства», о войне, — и спел в них несколько своих песен, государство тут же выпустило четыре из них: из «Вертикали» — на граммпластинке, причем огромным тиражом. А песню «Братские могилы» из «Я родом из детства» взял в свой репертуар Марк Бернес…

- Несмотря на обращение к запретным темам, Высоцкий был утвержден сразу на две роли в кино: в картинах «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли». Причем если в первом он играл главного героя-злодея (что, кстати, не помешало ему через год получить грамоту от МВД СССР «За активную пропаганду в кино работы милиции»), то во втором сыграл артиста варьете, активно помогающего большевикам и геройски погибающего за дело революции. Все эти факты ясно указывают на то, что брежневское руководство достаточно гуманно отнеслось к своим доморощенным приверженцам «бархатной революции»… Причем в случае с Высоцким особо ничего придумывать не понадобилось бы: актер являл собой весьма уязвимую мишень, будучи втянутым сразу в несколько пьяных скандалов в родном театре, за что его даже собирались оттуда уволить (только в 68-м коллектив «Таганки» собирался это сделать дважды). Обычно таких проступков партийные идеологи не прощали, тем более людям, которые покушались на их «священную корову» — идеологию...

-  Достаточно сказать, что за целое десятилетие (1958—1968) руками прессы (руководимой, естественно, ЦК КПСС) были показательно «выпороты» несколько десятков советских кумиров, которых власть таким образом наказала за их идеологическое непослушание или аморальное поведение (то же пьянство, к примеру): спортсмены Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Трофим Ломакин, Виктор Агеев; кинорежиссер Иван Пырьев; актрисы Людмила Гурченко, Александра Завьялова; актеры Марк Бернес, Павел Кадочников, Леонид Харитонов; певцы Глеб Романов, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев; писатель Николай Вирта...
 
- Высоцкий, который куролесил не меньше, чем все вышеперечисленные деятели, в этот список не угодил ни тогда, в 68-м, ни позже, когда его звезда на небосклоне гитарной песни засверкала еще ярче и должна была всерьез обеспокоить партийных идеологов. Возникает законный вопрос: почему? Судя по всему, певца «крышевали» те же высокие покровители, что и «Таганку», — либералы во власти…

- Кроме этого, была еще одна веская причина не трогать Высоцкого: его громкий роман не просто со звездой французского экрана, а с членом Французской компартии Мариной Влади. Она вступила в ее ряды как раз в том самом июне 68-го, когда Высоцкого «песочили» в прессе, и одна из немногих в ее рядах публично не осудила советское руководство за чехословацкие события (за что ее спустя несколько месяцев, осенью все того же 68-го, избрали вице-президентом общества «Франция—СССР»). Учитывая, что подавляющая часть западной интеллигенции от СССР тогда отвернулась, эта позиция Влади для Кремля дорогого стоила. Так Высоцкий пусть невольно, но спрятался за спиной французской звезды. Как писал он сам: «Начал целоваться с беспартийной, а теперь целуюсь — с вожаком!»…

- Шеф КГБ Юрий Андропов, который давно симпатизировал и «Таганке», и лично Высоцкому. Причин для этого у него было много. Прежде всего в силу своих либеральных взглядов. Кроме того, Андропов любил поэзию, знал в ней толк и даже сам баловался на досуге этим делом. И, наконец, в той политической партии, которую взялся раскладывать шеф КГБ на кремлевской шахматной доске, Высоцкому отводилась еще более существенная роль. Как пел он сам: «Спать ложусь я — вроде пешки, просыпаюся — ферзем!». Нанеся в 1972 году мощный удар по диссидентам, советские власти провели обратные акции по отношению к инакомыслящим из творческой элиты с тем, чтобы показать Западу, что к социальному инакомыслию в Советском Союзе относятся иначе, чем к политическому...

- Определенные силы советской партэлиты, которые «крышевали» западников, были заинтересованы в том, чтобы он оставался полузапрещенным певцом, поскольку полная легализация его творчества разом бы перечеркнула имидж сопротивленца, который успел утвердиться за ним не только в Советском Союзе, но и на Западе. Сохранение этого имиджа было выгодно партаппаратчикам, которые таким образом доказывали, что в СССР на деле существует свобода слова...

- Самое интересное, что сам Высоцкий, судя по всему, догадывался о той роли, которую ему отвели кремлевские политтехнологи. В своем письме на имя министра культуры СССР Демичева, датированным летом 1973 года, певец писал: «Мне претит роль «мученика», эдакого «гонимого поэта», которую мне навязывают...». Однако изменить ситуацию было не в силах певца: он был всего лишь одной из фигур на шахматной доске кремлевских игроков. Его полуподпольность была выгодна советской партэлите и спецслужбам, которым при желании не составляло большого труда сотворить из Высоцкого второго Иосифа Кобзона (с ежемесячным показом концертов по телевидению, статьями в прессе, приглашением в правительственные концерты и т. д.), но этого не делалось. Высоцкого специально периодически «прессовали», а также создавали все условия, чтобы в своем жанре он не имел серьезных конкурентов. Особенно заметным это стало накануне разрядки...

- На ниве самодеятельной песни в те годы по всей стране насчитывались десятки певцов, однако только у двух из них была слава сопротивленцев всесоюзного масштаба. Это — Александр Галич и Владимир Высоцкий. И вот ведь совпадение: по мере того как власти «гасили» Галича, слава Высоцкого, наоборот, росла...
 
- Мартом 1973 года (в самый разгар «зачистки» диссидентов) датирован последний серьезный выпад против Высоцкого в центральной прессе, после чего как отрезало: больше центральная советская пресса, а в ее лице власть, публично на артиста не нападала. Зато одновременно с этим Высоцкому выдают загранпаспорт и разрешают регулярно выезжать на Запад к жене, что четко укладывалось в проект Кремля «разрядка» и было совместным решением Юрия Андропова (через месяц после отъезда Высоцкого к жене шеф КГБ становится членом Политбюро, приобретая еще больший вес в партэлите) и главы союзного МВД Николая Щелокова (тоже большого друга либеральной интеллигенции)...

- В отличие от большинства западников, которые с легкостью покинули Родину и перебрались на Запад, Высоцкий эмигрировать никогда не собирался, отвечая на вопросы ведущего американской телепрограммы «60 минут» в августе 1976 года: «Я уезжаю уже четвертый или пятый раз и всегда возвращаюсь. Если бы я был человеком, которого боятся выпускать из страны, так это было бы совершенно другое интервью. Я люблю свою страну и не хочу причинять ей вред. И не причиню никогда»...

- Сначала Высоцкий был потрясен внешним лоском западного мира: изобилием на магазинных полках, свободой нравов, царивших там. Но очень скоро пелена стала спадать с его глаз. И расхожее утверждение западников о том, что «цивилизованный Запад» ждет «лапотную Россию» с распростертыми объятиями, Высоцкий опроверг спустя два года после своего первого приезда на Запад, в 1975 году, когда написал песню «Письмо к другу», где есть крылатые строчки:

«А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны — как в русской бане лыжи»...

- В 1976 году, то есть через три года после первого посещения Высоцким Запада, он приобщился к наркотикам. Получилось, что «французские бесы» оказались покруче советских…

- В КГБ были прекрасно осведомлены о том, что Высоцкий сидит «на игле». На Лубянке знали всех людей и все каналы, по которым для него поступали наркотики, поскольку в круг друзей Высоцкого входили и стукачи. Если бы чекисты захотели, они легко бы «посадили на крючок» Высоцкого, но они этого не сделали. Видимо, не было команды с самого «верха». А ведь если бы в те годы в советской печати появилась информация о пристрастии Высоцкого к наркотикам, то артист разом бы потерял миллионы своих почитателей. Поскольку одно дело алкоголизм (к алкоголикам наши люди всегда относились с сочувствием), и совсем другое — наркомания, которая в сознании советских людей прочно ассоциировалась (и вполне справедливо) с чем-то грязным и непотребным…

- Во второй половине 70-х, когда слава Высоцкого в народе достигает заоблачных вершин, а тема протеста приобретает в творчестве еще большую глубину, КГБ не только пальцем его не трогал, но и не препятствовал разъезжать по стране и собирать целые Дворцы спорта численностью под 10 тысяч зрителей. В последние годы популярность Высоцкого росла как на дрожжах отнюдь не стихийно, а именно благодаря определенной поддержке властных структур…
 
- Если говорить о ранней смерти Высоцкого, то способствовала ей скорее не власть, а те люди, которые в конце жизни певца находились с ним рядом и нещадно эксплуатировали его, подталкивая давать по четыре концерта в день. Высоцкому деньги были необходимы не только на житейские нужды, но и на наркотики, которые и тогда стоили недешево (с каждым годом принимаемые им дозы все увеличивались)...
 
- К концу жизни Высоцкого исчезли какие-либо препятствия для его выездов за границу. Эти вояжи по частоте своей превратились уже в некие загородные прогулки (с 1977 года Высоцкий проводит за границей почти по шесть месяцев в году). Причем там он безо всякого труда записал несколько дисков-гигантов, которые ему запретили издать на родине…

- Если бы советские власти захотели, то им не составило бы труда либо вообще пресечь, либо сократить до минимума поездки Высоцкого за рубеж. Сделать это было элементарно: например, расстроив брак артиста с Мариной Влади - раскрыв глаза Влади на многочисленные амурные похождения Высоцкого...
 
- В интеллигентской среде принято воспринимать нападки, которые испытывали на себе такие артисты, как Высоцкий или Райкин, исключительно как зло. Но ведь не будь этих «пота и крови», эти артисты вряд ли смогли бы стать тем, кем стали — кумирами миллионов людей...
 
- То, что делается сегодня с творчеством поэта, это уже не тот Высоцкий, которого мы знали в советские годы, это — прирученный Высоцкий… силами либеральной пропаганды Высоцкий превращен в апологета нынешнего режима. Факты биографии Высоцкого так ловко интерпретированы, чтобы сделать из него исключительно бунтаря-антисоветчика, а песни специально отданы на откуп попсовикам, дабы вычистить из них любой намек на бунтарство их создателя».
 
Подробности см.: Фёдор РАЗЗАКОВ «Нерв эпохи» (24.01.2008):

http://sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2402