Царь-Бродяга. Сказка-быль

Валерий Ветер
В качестве предисловия (к сказке, написанной по вдохновению 12 лет тому назад).
Самое важное Знание, которое следует иметь изначально обладателю свободной воли состоит в следующем. Прежде чем что-либо предпринять, смиренно обратись к своему внутреннему Идеалу, Первоисточнику Энергии и всяких знаний, Откровений Духа, попроси Его напутствия и содействия. А затем действуй ради Него одного, втайне от мира сего, интимно, tet-a-tet*, чтобы доставить Ему - Жизни - радость.

Справедливый Царь (Лидер, Демиург) тот, кто правит своим народом в согласии с Совестью (а значит и с Дхармой, своим Высшим предназначением), тем самым содействуя реализации Божьего Промысла в Творении, неотступно. Так, чтобы в конце этого Пути он мог от чистого сердца сказать: Боже, я сделал всё, что мог ради их вразумления и освобождения из этой иллюзии. Прими эти души: они Твои.
Такому царствующему Праведнику поклонятся все правители Вселенной, воздав ему почести и принеся к его ногам дары.

* «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:25-32)
Речь идёт об условии взаимодействия души с её родным Идеалом, Святым Духом, которое осуществляется лишь во внутреннем пространстве микрокосма, сокровенно, в междувременье.
11.12.23
++++
Итак, лиха беда – начало!

Жил-был на свете Царь: мудрый, справедливый и великодушный.
И было у него всего вдоволь: земли, лесных угодий, и всякого добра. Простой народ уважал его и любил, войско хранило ему верность. Одного не было у Царя: любимой подруги и верной жены. И вот однажды позвал он своего лучшего советника и сказал:
- Слушай, друг, я хочу узнать, как живут мои люди. Какие у них желания, в чём они нуждаются, чем недовольны и что думают о своём Царе. Сверху не всё видно и не всё слышно: нужно посмотреть снизу, изнутри. Поэтому я решил переодеться в одежду простого странника - обычного бродяги, чтобы испытать себя и тех, с кем меня сведёт жизнь. А ты, пока меня не будет, решай все дела сам. Объявим, что Царь отправляется в дальний поход. Я издам Царский Указ. Не сомневаюсь, что ты справишься, так как знаю тебя с самого детства.
Удивился верный советник, но одобрил решение своего Царя, заверив его, что всё будет хорошо. Решено – сделано. Уладив все дела, Царь переоделся странником и под покровом ночи тайно покинул царский Замок. Всю ночь и весь день он шёл быстрым шагом, чтобы уйти подальше от тех мест, где его могли узнать. Под вечер, добравшись до небольшого селения, странник постучался в скромную хижину, стоящую на самой окраине. В нём жили простые крестьяне, которые, не колеблясь, пустили его на ночлег. Постелив гостю постель прямо на полу, на свежем, ароматном сене, рядом с домашними животными – овцой, козой и телёнком, хозяйка сказала:
- Мы простые люди, и пища у нас самая простая. Вот тебе хлеб и чашка свежего козьего молока: подкрепись с дороги перед сном. Завтра нам нужно рано вставать и идти в поле. А ты, когда проснёшься, позавтракай и иди себе с миром...
Поблагодарив хозяев за кров и пищу, подкрепившись вкусным ржаным хлебом и парным молоком, он растянулся на своём новом «царском ложе». Никогда ещё не спал так крепко Царь. Запах сена, смешанный с пряным запахом животных, подействовал на него самым благотворным образом…
Когда гость проснулся, в хижине никого не было. Увидев на столе хлеб и кувшин с молоком, Царь позавтракал, открыл дверь на улицу и тут же столкнулся с необычно красивой девушкой, которая явно была смущена.
- Кто ты, красавица?
- Я… я крестьянская дочь. Но не родная - приёмная. Меня нашли утром возле этого дома, у самого порога, когда мне было лишь несколько дней отроду. А у этих людей не было своих детей, и они меня с радостью взяли к себе. Кто мои настоящие родители, я не знаю.
- Но почему я вчера тебя не видел?
- Когда ты пришёл, я ещё не вернулась.
- Откуда?
- Была в лесу, собирала ягоды и грибы. Мы их сушим, а потом у нас их берут в царский дворец. Говорят, подают на стол самому царю. Сегодня, как спадёт роса, опять пойду. 
- Где же ты ночевала?
- Постелила себе на сеновале.
- Почему же в дом не зашла?
- Ты же видишь - у нас тесно... Не хотела, чтобы тебе было неловко. Ты бы не согласился спать в доме.
Понравилось царю, как просто, мудро, немногословно и откровенно отвечала ему девушка. А какими чудесными были у неё глаза! Словно два глубоких, чистых озера в лесу...
- Мне нужно идти. Может быть, я зайду к вам на обратном пути... Ты не против?
- Не против... Приходи, я буду ждать.
- Как звать-то тебя, милая?
- Алёнушка, - чуть смутившись, ответила девушка.
Ушёл Царь. Девушка долго смотрела ему вслед, пока он не скрылся за горизонтом. Никогда прежде она не переживала таких сильных, удивительных, волнующих чувств, наполнивших её сердце. Кто же он такой? Так и не осмелилась спросить.
……………..
Целый день и всю последующую ночь шёл Владыка под видом бродяги через свои владения. Переходил речушки вброд, пробирался сквозь заросли орешника, преодолевал горные перевалы и глубокие овраги. А на склоне следующего дня, выйдя на дорогу, оказался на окраине большого города. И вдруг, на дороге, он увидел группу людей с палицами и дубинами, окружавших какого-то человека, который, судя по всему, был готов за себя постоять. Догадавшись, что это разбойники, Царь быстро к ним подошёл и сказал:
- Зачем вы его окружили?! Кто вы такие и что от него хотите?
Один из разбойников с чёрной, как смола, бородой, вызывающе ответил:
- А ты кто такой, чтобы нас спрашивать? Судя по твоему виду у тебя нет за душой ни гроша! Так что проваливай отсюда, пока цел! Не то сейчас сам расстанешься с жизнью!!!
При этих словах все начали смеяться, на какое-то время отвлёкшись от своей жертвы. Подождав, пока толпа утихнет, Царь спокойно молвил:
- Если вы сейчас же не разойдётесь и не явитесь к старейшине этого города с повинной, пеняйте на себя...
Взрыв дикого хохота прервал его речь. Когда он стих, здоровенный бородатый разбойник, перекидывая с одной руки в другую увесистую дубину, стал приближаться к царю. Но тот стоял на своём месте, не сводя с него спокойного, уверенного взгляда. И тут все услышали взволнованный голос того человека, за которого он заступился:
- Не трогайте его! Вот я, перед вами! Идите сюда!
Никто не успел отреагировать на его слова, и никто ничего не понял. Все очнулись лишь тогда, когда бородатый верзила лежал на земле, рядом со своей огромной дубиной, с мирным выражением лица, не подавая видимых признаков жизни. Все опешили, воцарилась полная тишина.
- Кто следующий? – невозмутимо спросил Царь.
На его вопрос не последовало никакого ответа. Все стояли и растерянно смотрели друг на друга. Шутка ли: поверженным был их предводитель, которого все боялись! Всего лишь за одно мгновение ситуация в корне изменилась. Сразу бросилось в глаза всеобщее замешательство и полная дезорганизация всего «войска».
- Слушайте меня внимательно. Отныне вы не разбойники, а защитники, государевы слуги, «народная дружина». Будете защищать простых людей от разбойников всех мастей. А ты, – обратился Царь к молодому парню с пристальным и умным взглядом,  с длинными волосами пшеничного цвета и синими глазами, - будешь страшим.  Поклянитесь, что никто из вас никогда никого зря не обидит, что все будут в ответе за одного, а один – за всех.
Все дружно ответили:
- Клянёмся!
- Теперь можете идти. Думаю, мы ещё встретимся.
Когда все ушли, Царь спросил своего нового товарища:
- Кто ты, брат, и как тебя звать?
Тот прищурил свои задорные, весёлые глаза, и, тряхнув красивыми кудрями, бодро ответил:
- Я - Никита, лучший купец, в своём деле мастак! Покупаю товару на рупь, продаю на пятак!
- Что ж так: в убыток торгуешь, что ли? - в тон ему спросил Царь.
Тот искренне рассмеялся:
- Да не могу я отказывать людям, когда они меня просят сбавить цену: всегда им уступаю! Особенно простым. Стараюсь, лишь бы концы с концами сошлись. Если бы не любил волю-волюшку, да небо-небушко, не занимался бы этим ремеслом!
- Хочешь, вместе пойдём?
- Конечно! С настоящим другом можно весь мир перевернуть. А я только что убедился, что ты настоящий друг, которого я всю жизнь искал. Если бы не твоя помощь, трудно мне пришлось бы с этими ребятами разойтись подобру-поздорову! ...Ну, так куда путь держим, брат?
- Зайдём в город? Посмотрим, как там люди живут.
- С удовольствием! У меня кое-какие денежки остались от продажи товара: думаю, на первое время нам хватит… Кстати, благодаря тебе!
Царь улыбнулся, но ничего не сказал. Обнявшись, друзья зашагали по дороге, ведущей прямо к городским воротам.
- Стой, кто идёт! – крикнула стража.
- Свои люди, не враги! Первой гильдии купец, кто нас знает – молодец! - ответил Никита весёлой прибауткой.
- Проходи, раз так!
Вошли друзья в город и сразу направились на постоялый двор, где находился трактир: потому что оба проголодались. Зашли, сели за стол. В трактире было дюжины две людей. Вскоре к ним подошёл сам хозяин и, как водится, спросил:
- Чего изволите?
- Что-нибудь перекусить с дороги, – ответил Никита... - Нет, выпивки нам не нужно.
- Чем проще, тем лучше – добавил царь.
- Сию минуту... Митька! Неси сюда бегом печёную севрюгу, мочёные яблоки с капустой, две кружки ядрёного кваса. Да хлебушка ржаного не пожалей для наших дорогих гостей! – Может, приготовить что-нибудь ещё? – уточнил трактирщик.
- Достаточно.
Вскоре перед друзьями стояли простые и сытные кушанья. Утолив голод, они стали слушать, о чём говорит народ. Рядом, за соседним столом, один бородатый мужик с огромными кулачищами и широченной спиной, жаловался своему товарищу:
- До царя далеко, а до Бога высоко! Сколько можно терпеть этих паразитов? Я вот работаю, не покладая рук, с самого детства, но нажить ничего не могу. Чем больше работаешь, тем больше они с тебя дерут. Обнаглели совсем, кровопийцы! Писали челобитную нашему царю – ни слуху, ни духу. Наш голова говорит: «на рассмотрении». Но сколько можно рассматривать? Сначала сами хотели отнести, а он нам сказал, что дел у царя невпроворот, что к нему нельзя... Мол, ему и так передадут. Вот и ждём уже целый год...
Его товарищ иронически ему отвечает:
- А ты ещё подожди годика три. И вообще: может, нашему царю это вообще не интересно? У него таких жалобщиков, как ты, знаешь сколько? Может, ему приятней поохотиться с придворными в царских угодьях? Или устроить пышный бал для заморских гостей... А ты, Мишка, кто такой? Про-о-стой кузнец. Вот и куй своё железо, да помалкивай!
- Я... я тебя сейчас зашибу, Гриша, – тихо, но внятно произнёс жалобщик. – С ним говоришь по душам, как с другом, а он смеётся, шуточки шутит… Бессовестный. Ты лучше посоветуй, как мне быть?
Тут в их разговор вмешался новый гость: 
- А кто у вас главный по налогам?
- Зять главного попа, – ответил товарищ кузнеца. - У нас все главные и прибыльные места в городе заняты «своими людьми». И судьи, и министра по торговым делам... Даже главного гробовщика! Куда не сунься – везде круговая порука, везде «дай»! Рука руку моет, одна другую не обидит!
Задумался Царь. Но ничего не сказал: лишь на ус намотал.
С того самого дня много чего увидел и услышал Царь. Народ ничего не утаит, выскажет всю правду-матку в глаза. Ты лишь спрашивай его откровенно, да слушай внимательно. Ходили друзья по всему царству, по городам и весям, прошли его вдоль и поперёк. Если где встречали несправедливость – мимо не проходили. Нажили много друзей, нажили и врагов. Всё запечатлелось в памяти Царя, всему нашлось в ней места. Встретили они и бывших разбойников, которые поклялись защищать правых, и убедились, что они сдержали свою клятву.
И вот в один прекрасный день, обойдя всё царство, пришли они к Стольному Граду. Зайдя в него, подошли к царскому дворцу.
- Ну, что, зайдём? – спросил у Никиты его товарищ.
Никита принял предложение товарища за шутку и в свойственной ему разухабистой манере ответил:
- Может, ещё и на брудершафт с нашим царём выпьем? А что, я согласен!
- Можно и на брудершафт, – как ни в чём не бывало, ответил «бродяга». – Думаю, он будет рад нашему визиту. Ну что, пошли?
- Эй, стража! – Уверенным голосом повелел Царь. – Отворяй ворота, встречайте Царя!
Что тут начало твориться – словами не передать! Разом зазвонили все звонницы, затрубили трубачи, забили литавры. Показался наместник, низко поклонился царю и сказал:
- Прими, Царь, своё государство в целости и сохранности: вместе с государственной казной! За время твоего отсутствия ничего чрезвычайного не случилось.
Принял доклад Владыка от своего наместника, поблагодарил его за верную службу и представил ему своего друга, потерявшего всякий дар речи.
- Знакомься - это мой новый, испытанный друг, с которым я прошёл все свои владения от края до края. Можешь ему доверять, как самому себе. Теперь вы вместе будете помогать мне во всех делах. Но для начала нужно будет произвести «ревизию» в нашем Царстве на основании собранных нами данных. Я сегодня подготовлю царский указ: кого понизить, кого повысить, кого приблизить, кого удалить, а кого и выгнать вон, взашей – по их делам. А кто-то и в острог угодит… Завтра, с самого утра, съездим в одно место: там меня должны ждать... Во всяком случае, обещала, – не так уж уверенно добавил он.
- Будет сделано! – в один голос бодро ответили верные друзья.
После того, как все вопросы были решены и были разосланы гонцы во все города с царским указом, царь позвал своих друзей на ужин.
На следующий день, переодевшись в простую одежду, оседлав красивых, стройных коней, товарищи поскакали в то селение, в котором год назад царю дали приют и пищу. Подъехав к селению, спешившись, царь сказал своим друзьям:
- Побудьте здесь, а я схожу вон в ту хижину... Что-то сердце моё странно себя ведёт.
Подойдя к дому, постучался в дверь. На стук вышла девушка. За время их разлуки она стала ещё краше, ещё милей.
- Здравствуй, Алёнушка! – поздоровался путник. – Ты не забыла меня?
Ничего не ответила, лишь слезинка по щеке скатилась. Стоит и смотрит своими тёмными бездонными глазами на долгожданного гостя. Потом всё же молвила:
- Я думала, ты уже не придёшь. Но сердце томилось, когда вспоминала о тебе...
- Ждала?
- Ждала.
- Поедешь со мной? Прямо сейчас.
- С тобой хоть на край света.
Взял за руку Царь свою возлюбленную и подвёл к своему вороному коню. Увидели её друзья и ахнули: такой красоты не сыщешь на всём белом свете! Притом были они словно специально созданы друг для друга: оба стройные, гибкие и красивые. Полюбовались, глядя на них, сели на коней и отправились обратно, в Столицу. Не знала девушка, куда её везут. И не ведала, кто везёт, нежно обняв её тонкий стан. Но сердце ей подсказывало, что всё идёт, как нужно, что ей ничего не угрожает.
.......................
Подъезжают они к городским воротам, которые тут же открылись пред ними. Вооружённая стража стоит торжественно, по стойке смирно. Прохожие почтительно склонили пред ними свои головы. Удивлена красавица, не может понять, отчего такая оказана им честь?! Ведь одежда у них обычная, какую носят простые люди, а встречают их, словно высокопоставленных особ! Едут они дальше, к самому царскому Дворцу. Подъехав, спешились. Придворные слуги помогли им слезть на землю. Бережно взяв свою возлюбленную за руку, Царь вводит её во Дворец. Заиграла музыка, в небо взлетело множество белых голубей.
- Вот ты и дома, любимая. Отныне все эти владения принадлежат тебе, как Царице... Если, конечно, ты согласна стать моей женой...
Молчит красавица, не может слова сказать. Необычные чувства переполняли её грудь. Трудно простой девушке с крестьянской семьи поверить в реальность происходящего. Царь понял её состояние и не торопил с ответом. Оправившись от потрясения, она молвила:
- Если только это не сон, я согласна быть твоей возлюбленной на веки веков. Не думала я никогда, что стану женой Царя...
- Царицей, – уточнил Царь. – Ты теперь Царица. Приказы Царицы подлежат беспрекословному выполнению, немедленно.
- Но я не привыкла приказывать, я привыкла подчиняться.
- Одно другому не мешает. Если повеление исходит из благородного и справедливого сердца, его будут рады исполнить все.
А сердце у тебя простое, мудрое и чуткое. Оно само знает, как нужно поступить даже в самой неожиданной ситуации. Ты лишь доверяй ему, и никогда не сомневайся в его советах. У нас с тобой теперь одна воля. Наши сердца бьются в унисон, потому что меня с тобой соединила сама Любовь. А Её советы всегда своевременны и совершенны.
*************************************************
Вот такие дела. Тут и сказке конец: кто понял смысл, тот молодец.