Проблемы суннитских общин Азербайджана

Али Албанви
Обязательная перерегистрация всех религиозных организаций — четвертая с тех пор, как Азербайджан получил независимость после развала СССР в 1991 году — началась с момента вступления в силу ограничительных поправок к Закону о религиях в мае 2009 года.


Некоторые считают, что процедура перерегистрации стала своего рода чистилищем непокладистых общин из реестра юридических лиц и дальнейшей делегитимизацией таковых. Надо заметить, что в силу своего геополитического и экономического положения у азербайджанского духовенства сильно обострена рефлексия, они оперативно реагируют на вызовы, проявляют бдительность, без сантиментов и жестко оберегают свое население от зарубежных влияний, следят за ростом кадров духовенства.


Управление мусульман Азербайджана, во главе с Пашазаде, раньше всех других муфтиев добилось создания собственного учебного заведения — Бакинского исламского института. Отдельно в этой истории стоит отметить роль Аллахшукюра Пашазаде. Как писал Азад Кулиев и как пишет еженедельник «Настоящее время», сегодня под него на всем суннитском пространстве СНГ реализуется весьма интересный проект. На состоявшейся 18 июня 2009 года в Москве международной научно-практической конференции «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» Пашазаде был практически единогласно избран председателем Консультативного совета мусульман СНГ, т.е. провозглашен своего рода «муфтием СНГ». Как пишет Эркен Эркенов, «это выдвижение и избрание лидером мусульман СНГ шиита вызвало сегодня у части суннитов возмущение». Однако, по словам Азада Кулиева, за подобным продвижением Пашазаде на роль лидера суннитского большинства стран СНГ проглядывает сложная комбинация.


Но при всем этом крайне странным выглядит то, что происходит с суннитской общиной «Лезги мечеть» и др. суннитскими центрами Азербайджана. Я имею в виду политику закрытия суннитских мечетей под различными, в том числе и надуманными предлогами. Как это объяснить мусульманам СНГ? Не секрет, что в сегодняшнем Азербайджане суннитские общины не в пример шиитским намного более активны и успешны. Тот же Пашазаде, на глазах которого развивается эта активность суннитских общин, еще с 90-х годов проводит политику пресечения в суннитских общинах Азербайджана смены плеяды местных «старых» имамов молодыми и образованными выпускниками духовных учебных заведений Дагестана. Тех же, кто отказывается идти на своеобразную «духовную переквалификацию», зачастую целенаправленно выдавливают из Азербайджана или полностью блокируют их религиозную и просветительскую деятельность. Это при том, что в соседнем Дагестане шиитская община азербайджанцев не испытывает никаких проблем в осуществлении своей религиозной и просветительской активности.


Большинство не пожелавших пройти своего рода духовную «переквалификацию» в Азербайджане или перестали заниматься религиозной деятельностью вообще, или выехали за пределы республики и теперь работают духовными наставниками в общинах мусульман-суннитов и имамами многочисленных мечетей России, куда их направит взрастившее их духовное управление. В свою очередь в Совете муфтиев России выразили обеспокоенность возможным усугублением конфликтной ситуации с регистрацией суннитских мечетей в столице Азербайджана и заявили о готовности внимательнее изучить этот вопрос. Такая реакция от муфтиев последовала в ответ на обращение представителей лезгинской общественности. Так же религиозные деятели Дагестана выступили с заявлением, в котором осуждается политика Азербайджана в отношении суннитского наследия.


Напомним, тогда заявление подписали: суфийский шайх Сиражутдин-эфенди ал-Хурики, имам города Дербента шайх Исамудин-эфенди ал-Дербенди, кази и зам главы Духовного управления мусульман Республики Дагестан Шигабитдин Керимов, председатель Совета имамов Дербентского района Адиль Каибов, председатель Совета имамов Ахтынского района Абдулгашим Абдулгашимов, председатель Совета имамов Рутульского района Муса Таиров и председатель совета имамов Табасаранского района Рамазан Абдуразаков.


Автор: ‘Али Албанви