Сны о золотом веке

Рагим Мусаев
        Вопреки всем достижениям науки природа сна по-прежнему остается загадкой. Говорят, во сне мы видим образы, причудливо отражающие наши мечты и предчувствия. Во сне нам легко удается то, чего на самом деле может и не случиться: мы летаем, путешествуем по эпохам, понимаем язык птиц и животных. Во сне мы бываем абсолютно счастливы. Увы, самые яркие и приятные сны забываются почти мгновенно. И лишь Художник способен донести неуловимый аромат сновидений до зрителя.

        Страстная тяга к созиданию прекрасного проявилась у Лены еще в детстве. Замеченный талант прошел огранку на занятиях художественной школы. Свою лепту внесли атмосфера библиотеки искусств, занятия в театре «У Гаши» и, конечно же, личный пример учителя Петра Андреевича Кобякова. Все это сформировало художницу как личность творческую, обладающую помимо навыков академической живописи стремлением к смелым поискам и открытиям.

        В серьезное занятие увлечение росписью по дереву переросло не сразу. Однако уже в первых работах Елены Карповой отчетливо читаются главные составляющие ее почерка: сочетание традиций народного и академического искусства, использование классических сюжетов, стремление к идеализации образов и тщательная проработка деталей.

        Популярность узнаваемого почерка художницы давно вышла за пределы России. Ее работы хранятся в частных коллекциях Великобритании, Германии, Италии, Индии.

        Елена Васильевна наряду с традиционными для росписи по дереву декоративными узорами активно использует приемы академической портретной и пейзажной живописи. При этом рисунок может оказаться украшением поверхности самых разнообразных деревянных изделий: матрешек, шкатулок, деревянной посуды, пасхальных яиц.

        Художница виртуозно вписывает свои миниатюры в округлые и криволинейные поверхности, умудряясь разрисовать даже сантиметровую матрешку. Не остается без внимания и пространство вокруг миниатюры. Обычные деревянные заготовки в ее руках превращаются в стилизованные рамки, подчеркивающие прелесть маленьких шедевров.

        Работы Елены Карповой можно выстроить в некие циклы, объединенные общей тематикой, родственностью мотивов и образов, а также цветовым решением. Это, прежде всего, иллюстрации к любимым с детства «Руслану и Людмиле», «Сказке о попе и его работнике Балде», «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, уральским сказам П.П.Бажова. Здесь же и галерея миниатюрных портретов родных и друзей.

        Впечатления от прочтения романа «Анна Каренина» легли в основу серии работ, которую условно можно назвать «Сны о золотом веке». Творчески переосмыслив образы и сюжет романа Льва Толстого, Елена Васильевна совместила их с реальными пейзажами старинного богородицкого парка, послужившего, как известно, прототипом Воздвиженского - имения Вронского.

        Собственно, фантазия художницы оттолкнулась именно от счастливых дней Анны и Вронского, проведенных в усадьбе графа. Вот Анна и Вронский скачут мимо белокаменного дворца на лошадях, вот они спускаются по порожкам к пруду, а вот задумчивая Анна прогуливается по дорожкам парка.

        Но Елена Васильевна не была бы собой, если бы не попыталась остановить прекрасное мгновенье. Она фактически переписала финал романа в угоду страждущему женскому сердцу. Только на ее миниатюрах можно увидеть словно подсмотренную в цветных снах свадьбу героев и последующее семейное счастье.

        Самое удивительное, что в ее фантазии хочется верить. Елена Васильевна, отлично разбирающаяся в историческом и театральном костюме, достоверно передает атмосферу эпохи и нюансы быта. В одежде героев почти с документальной точностью отображены все швы, складки и детали отделки. Достоверности придают и узнаваемые пейзажи болотовского парка. Мы словно погружаемся в сон и переносимся в золотой век богородицкой усадьбы.

        И все же это сон. Прекрасный сон о никогда не существовавших людях и событиях. Сон, ставший для нас реальностью благодаря таланту и мастерству художницы, лелеющей в серой повседневности мечту о золотом веке всеобщего счастья, любви и гармонии.