Сказка о молекулах

Николай Мурашев
               
   
       Шел снег. Его крупные хлопья, как завороженные, медленно опускались на землю и затихали. Гуляя в парке, очарованный этой картиной, я вдруг услышал детский голос: «Папа, правда, когда холод побеждает воду, она превращается в лёд?» Со мной поравнялись отец с сыном. Мальчонке было лет шесть. «Да, это так» - ответил отец.  Меня восхитили любознательность мальчика и рождённый им образ одухотворённой Природы, в которой холод и вода были в борьбе. Я не сдержался и, извинившись, сказал: «Не только в лёд, но и в снежинки. Подставь-ка им ладошку. Вот одна села, вторая, третья… Смотри, смотри – снежинки тают и превращаются в капельки воды. Ты помог им победить холод!»       
     Малыш, заворожено смотрел на свою ладонь. «Но, смотри, на смену этому чуду пришло новое – капелька воды исчезла. А за ней вторая капелька, и третья. Ах! Да они - озорницы!» На ладошке малыша творились чудеса. Снежинки нежно на неё садились, щекотали, затихали, а потом таяли и убегали куда-то. Возможно, при этом они смеялись, приглашая мальчика к веселью. Этот смех ему не был слышен, но воздух был наполнен радостным тихим звоном, и малыш улыбался.
      Шел снег.
     «Деда, а как я им помог победить холод?» – вдруг спросил мальчик. Мне было неловко, что я вторгся в планы семьи, но оставить вопрос без ответа было нельзя. Я взглянул на папу мальчика. Тот с улыбкой сказал: «Мы не спешим». В этих словах мне послышалась радость и гордость отца за своего умненького и любознательного сынишку.
      «Деда, а куда убегают капельки?» – вновь спросил мальчуган.
       «Капельки, снежинки, лёд – это то, что мы видим. Но они состоят из других очень, очень маленьких предметов. Таких маленьких, что ни наши глаза, ни глаза животных и птиц их не видят. Из таких же малюсеньких предметов состоит всё: и машины, и деревья, и люди, и звери, и реки, и воздух, и Луна, и Солнце, и наша планета Земля. Их называют молекулами. Когда ты пойдёшь в школу, то много интересного узнаешь о них.
      А сейчас я расскажу тебе сказку. Хорошо?»
      Жила-была на дороге лужа. Её налил дождь из серых и холодных туч, в  которых множество молекул воды озорничало: беспорядочно двигалось, сталкивалось и разлеталось в разные стороны. Молекулы сталкивались и соединялись, образуя маленькие шарики, в которых весело водили хороводы. В такой игре они не замечали, что шарики становились всё больше и больше, а хоровод – тяжелее. И только полетев к земле, молекулы переставали баловаться. Вокруг них встречный ветер гудел неодобрительно, он вытягивал у шариков косички, превращая их в  капли, и пытался разбросать хороводы по небу. Уцепившись друг за дружку изо всех сил, молекулы не поддавались ему. 
     Подлетев к земле, они с хохотом  разлетались в разные стороны, образуя брызги, а некоторые из них надували пузыри, которые, затем, с шумом лопались. Собравшись в луже, молекулы весело делились впечатлениями о своём свободном падении и необычайном приземлении. Особенно звонко шутили те, кто образовывал пузыри. Им было смешно: когда пузырь лопался, пространство под ним стремительно заполняли другие молекулы так, что в центре его сферы они сталкивались и создавали невообразимую давку. Из-за этого молекулы выбрасывали в воздух своих сестёр, не сумевших удержаться в общей массе. Те взлетали в виде маленьких капель, а потом с хохотом падали на головы своим обидчикам. Веселье  передавалось по всей луже маленькими волнами от капли к капле.
      Ночью тёплый ветер внезапно исчез, и на смену ему прилетели студёные вихри. Они начали отбирать тепло у молекул воды. Как те ни сопротивлялись, как ни выстреливали тёплыми молекулами, силы их ослабевали. Ветер отбирал тепло у стрел яростно, быстро, и они, охладев, падали в родную лужу, где их сёстры делали всё, чтобы они вновь согрелись, но от них остывали сами. Под утро ударил мороз.  Молекулам стало очень холодно – они теснились, жались друг к дружке и были уже так близко, что могли только покачиваться из стороны в сторону. «Когда же, наконец, потеплеет?» - думала каждая из них. Весёлая суета стихла. Лужа замёрзла. Сначала на её поверхности образовалась только корочка льда, но затем мороз проник в глубину и отобрал тепло у всех молекул.      
         Когда мороз отбирает у молекул воды тепло, они образуют твёрдый и прозрачный, как стекло, лёд или снежинки с разными рисунками, а на стёклах окон – картины из самых причудливых узоров.
        Молекулы очень восприимчивы к теплу. Они обрадовались тебе, когда ты, малыш, подставив им ладошку,  поделился с ними своим теплом. В знак благодарности они пощекотали её, превратились в капельки, а потом сыграли с тобой в прятки. Чем теплее молекулам, тем они веселее, тем с большими скоростями  движутся, большие расстояния  пролетают, сильнее сталкиваются.  В капельке на твоей ладони, молекулы получили много тепла, а те же, которые соприкасались с кожей, раньше других сильно разогрелись, разогнались, взлетели в воздух и стали невидимыми.
     Когда молекулы воды нагреваются Солнцем, они улетают далеко-далеко от родных мест, образуя облака. Кувыркаясь в них, они, то приближаются к земле, остывая, то, нагреваясь, вновь поднимаются вверх и плывут над землёй, гонимые ветром.
     «Деда, а как мороз образует снежинки, и как он рисует на стёклах?» – вновь спросил малыш.
     О, это уже другая сказка. В ней Дед Мороз использует электрические заряды молекул. Об этом ты непременно узнаешь в школе, но только при одном условии – ты не должен  потерять своей любознательности и желания узнать как можно больше о Природе. Перед тобой, мой друг, очень, очень интересная дорога познаний. Иди по ней, тебя ждёт радость открытий, сделанных человечеством.
     Малыш с папой продолжили свой путь.
     Шел снег.