По поводу романа М. З. Ланского Битые козыри

Игорь Александрович Зимин
 
               
                «Несть пророка в отечестве своём». Евангелие
               
               
      

        Будучи подростком младшего возраста, я любил читать книги  из выходившей тогда серии «В мире фантастики и приключений», но, став постарше, перешёл на чтение  русской и зарубежной классики, а потом и современной прозы и к  жанру научной фантастики уже не возвращался.  Но вот недавно мне совершенно случайно попалась довольно-таки потрепанная книга «Битые козыри» Марка Зосимовича Ланского, изданная «Лениздатом» в 1977 году . Именно своей  затрёпанностью, свидетельствующей о том, что эта книга не просто стояла на книжной полке, а её читали и читали много раз, привлекла моё внимание. В  редакционной аннотации к ней  написано:   
    «В романе «Битые козыри» тесно переплетены элементы фантастики научной и социальной, памфлет и пародия, серьезные размышления и гротеск. Но всем своим содержанием он направлен против идеологии воинствующего империализма. Впервые выступая в новом для него жанре, Марк Ланской продолжает развивать тему своего предыдущего романа «С двух берегов» – тему бдительности по отношению к черным силам международной реакции, готовой ввергнуть человечество в новую мировую войну».
     Без особого энтузиазма я начал читать эту книгу и к своему немалому удивлению увлёкся. Прочитав её, пришёл  к мысли, что этот роман не просто научная фантастика , то есть вымышленная история будущего, но  ещё и философский роман. Я также узнал, что эта книга не получила достойной оценки со стороны литературной критики и больше никогда не переиздавалась. Это, надо полагать,  было обусловлено тем, что роман вышел в свет тогда, когда наша страна жила при социализме, и обличение капитализма (империализма) воспринималось подавляющим большинством населения как банальность - читателей же к нему, вероятнее всего, привлекла именно занимательность и необычность сюжета.
     Пытаясь найти хоть что-то об этом романе, я наткнулся на отзыв некоего Василия Владимирского, который пишет: «Роман «Битые козыри» – еще один претендент на звание «первой отечественной космооперы». Интриги, заговоры, коварные покушения и подлые предательства – все то, чем радует читателя классическая авантюрно-приключенческая литература, от Александра Дюма до Роберта Льюиса Стивенсона,– в советской НФ могло присутствовать только в двух случаях: либо в пародии, либо в разоблачительном романе «из их жизни». Ланской использовал одновременно оба варианта. То, что получилось у автора в итоге, больше всего напоминает американскую космооперу тридцатых-сороковых годов прошлого века. Ту самую, действие которой разворачивается в пределах одной Солнечной системы – простоватую, наивную, перенасыщенную приключениями… Существенное отличие, собственно, одно: в романе Ланского нет ни одного по-настоящему положительного персонажа, а следовательно, не будет и полновесного хэппи-энда с объятиями на фоне восходящего солнца. В общем, штука по советским временам очень необычная – я бы поставил ее в один ряд со снеговской эпопеей «Люди как боги», несмотря на всю «разность потенциалов» этих текстов. Судьба «Битых козырей» сложилась не слишком удачно: мне, по крайней мере, незнакомо ни одно переиздание этой книги. Была ли Фортуна благосклонна к самому Марку Ланскому? Не ведаю. А интересно было бы узнать...». 
     Такая оценка романа показалась мне несколько поверхностной, предвзятой и слишком категоричной. Именно поэтому я решил высказать об этом романе своё мнение, тем более что автор этого романа, к нашему несчастью, ошибся: «козыри» капитализма оказались не только не биты, но и побили, образно говоря, козыри социализма. В результате наша страна уже 20 лет живёт в условиях реставрированного капитализма. Однако, несмотря на это,   этот роман, на мой взгляд, сегодня не  просто актуален, но и злободневен, потому что автор выступил в нём как провидец, показавший перспективу развития капитализма на Земле со всей присущей ему аморальностью и  античеловеческой сущностью.
     Чтобы не уйти от главного, я намеренно не касаюсь  литературных достоинств и недостатков романа, так как  они не носят принципиального характера и не затмевают его главной мысли-цели:  предупредить нас, читателей, о возможности подобного сценария развития событий и не допустить их. К несчастью, это предупреждение тогда, когда этот роман вышел в свет,  нами услышано не было. 
     Роман состоит из двух частей: «Храм херувимов»  и «Прополка».  Действие  происходит на планете, очень похожей на Землю, на которую бежали капиталисты после установления на настоящей Земле коммунизма. Главный герой романа доктор Гарри Лайт — ученый. Он  несколько напоминает  героя тургеневского романа  «Отцы и дети» Евгения Базарова,  отрицавшего всё и вся и заявлявшего: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». И Гарри Лайт также дерзновенен в своих помыслах, также презирает авторитеты, также непримиримо относится к устоявшимся догмам и также уверен в правоте своего дела по созданию «чева» — Человека Величественного, то есть человека бессмертного, созданного из нетленного материала, разум которого освобождён от человеческих чувств и низменных забот о выживании. Лайт называет природу «дурой», считая её безрассудной и жестокой и сравнивает её с  бездушным механизмом истребления посредством закона естественного отбора. На стене его лаборатории была высечена надпись: «Поменьше уважайте старую дуру!» - Лайт говорит: «Механизм пожирания слабых сильными, механизм, за рычагами которого бессменно стоит смерть, даже бессмысленным назвать нельзя». Он протестует против удела, ожидающего всё живое, включая человека: «Именно поэтому, - считает Лайт, -  когда у человека появился разум, то он не мог с этим примириться и выдумал потусторонний мир, культ мёртвых, бессмертие души, богов, чертей — одну глупость за другой, чтобы уравновесить тотальную глупость природы». Он обвиняет  природу и в том, что она, наделив человека разумом, сделала из него убийцу: сначала он убивал, чтобы есть, «а потом стал убивать по любому поводу», и чем сильнее становился его интеллект, тем изощрённее и с большим эффектом люди убивали людей за право обладания землёй, водой, женщинами, богатством, за предпочтение одного бога другому». 
     Работая над созданием мозга будущего человека,  доктору Лайту приходится изучать мозг множества реальных людей, в том числе и тех, кто вынашивает планы уничтожения человечества. Объём полученной информации настолько огромен, что для её обработки он  вынужден обзавестись помощником. Для этого он поручает своим ДМ (думающим машинам) выделить и объединить все аналитические и прогнозирующие блоки в единый механизм или  МС (мыслящая система), которому учёный придал облик древнегреческой богини мудрости Минервы.
      Антиподом Лайту выступает самый богатый человек на этой планете - Сэм  Кокер VI, который  «испытывал отвращение при виде людских толп, отвергнувших божеские законы частной собственности, удушивших свободную конкуренцию и естественного стремление человека к личному обогащению. От них исходила угроза сокращения прибылей, роста убытков и других неприятностей... А законы общества (капиталистического — прим. моё)требовали от него постоянного и неограниченного накопления богатства». Именно поэтому он вместе с генералом Томом Боулзом замышляет развязать Гражданскую войну с целью уничтожить население Земли, которое в их понимании  «никому не нужная двуногая мошкара». Исполнителем этого плана они решают  назначить главу трёх мафиозных синдикатов (космоганов, акваганов и геоганов) Нила Гудимена, который в гангстерских разборках потерял ноги. Первая часть романа заканчивается тем, что Гарри Лайт, срывает этот заговор, сделав операцию не только по восстановлению ног этого гангстера, но и попутно на его мозге.
     Из второй части мы узнаём, что злоумышленники продолжают вынашивать план уничтожения «избыточных» людей на Земле, решив сохранить жизнь для новой цивилизации  только «элите» из 120 тысяч «нужных» людей. «Необходимость» уничтожения «избыточных» людей генерал Боулз объясняет так : «Каждая ничтожная тварь требует своего места под солнцем, требует пищи, требует, требует, требует....нужно уничтожить лишних - сразу, одним ударом».  Эту же мысль развивает Дэвид Торн, бывший помощник и друг Гарри Лайта:  «Миллиарды двуногих тварей - величайшая глупость старой дуры. По меньшей мере две трети из них - лишние люди. Не потому что их нельзя прокормить. Можно. Но стоит ли? Они бесполезны и как производители и как потребители. Им нечего делать на Земле....Возникла дилемма: либо остановить технический прогресс, либо кормить эти орды бесплатно. И то и другое приведёт нашу цивилизацию к краху. И эту проблему надо решить с помощью войны., которая оставит на планете жизнеспособное меньшинство». Осуществить свой план на сей раз они решили  с помощью атомной войны.
     И вновь Гарри Лайт срывает этот замысел,  приобретая образ сверхчеловека, но жертвуя при этом своей человеческой личностью. Счастливый конец этой истории не означает, однако, что в скором будущем не появятся новые желающие провести операцию «Прополка», так как природа капитализма  такова, что всегда ставит человека перед выбором: стать или хищником, или, если  не можешь приспособиться к условиям рынка и общества потребления, человеком низшего сорта, а значит - жертвой.
     В1859 году вышла книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Многие интеллектуалы того времени после появления этого труда сразу же перенесли законы природы на общество, и  на основе закона естественного отбора сделали вывод о том, что в основе развития общества  лежит конкуренция и что во имя этого развития всё, что устарело, должно отмереть. Английский философ и социолог Герберт Спенсер признал естественный отбор  одним из факторов эволюции. Он  также ввёл в научный оборот понятие социального прогресса и развил мировоззрение механицизма о всеобщей эволюции, согласно которого в обществе, как и в природе , живой организм недостаточно активный в борьбе за своё существование, должен неизбежно погибнуть, а  выжить может только сильнейший (он же автор и  термина «выживание наиболее приспособленных» - survival of the fittest). 
     Через два года после появления книги Ч. Дарвина И.С. Тургенев опубликовал роман «Отцы и дети», в котором уже упоминавшийся здесь главный герой Евгений Базаров, очевидно знакомый с этой работой Дарвина, утверждает, что главный путь к прогрессу и процветанию общества — это естественный отбор. Слово «нигилист», которым Тургенев назвал своего героя, становиться среди молодых людей того времени таким же модным, как сегодня - слово «крутой», и молодёжь, стремящаяся походить на Базарова, стала порицать не только всё, на её взгляд, устаревшее, но и все тогдашние устои общества и семьи.  Более того, осознав под влиянием авторитетного литературного критика  Д.И. Писарева, что в мире гармонии нет, а сам этот мир жесток, даже больше чем живая природа, многие молодые люди приходят к мысли о том, что добиться лучшей жизни  можно только противопоставив  этой жестокости ещё большую жестокость. Именно этот вывод становится отправной точкой  для начала террора в нашей стране с целью заставить самодержавную власть пойти на реформы, улучшающие жизнь народа. (Как известно, власть, уверенная в своей силе и безнаказанности, не вняла этому, и это противостояние закончилось серией революций и расстрелом царской семьи).
     В конце XIX века учение Ч. Дарвина  берётся  также за основу теории социал-дарвинизма,   который провозглашает закон естественного отбора в качестве главного двигателя общественного развития. При этом, однако, забывается, что  человек, в отличие от видов живой природы, обладает интеллектом, роль которого и состоит в том, чтобы подавлять у него животные инстинкты и эмоции, заложенные в него природой.  Известно также, что идеологической основой гитлеровской национал-социалистической партии были в том числе и  социал-дарвинизм, и постулат о превосходстве германской нации над другими. Именно эта фашистская  идеология позволила Гитлеру мобилизовать германскую нацию и развязать вторую мировую войну. После его поражения  пропаганда социал-дарвинизма  во всём мире была негласно запрещена, однако следование этой теории,  близкой к евгенике и расизму, в скрытой форме наблюдается до настоящего времени во внешней милитаристской политике США и нескольких избранных государств, составляющих так называемый «золотой миллиард», и направленной  на безудержную экспансию с вполне очевидной целью: установление господства над всем миром.
      Многие персонажи романа «Битые козыри» могут показаться несколько схематичными, что, на мой взгляд, оправдано, так как автор, скорее всего, ставил своей целью не отвлекать  внимание читателя от основной идеи своего произведения - пагубности самого существования капитализма.  Среди них наряду с реальными людьми действуют и мало отличимые от живых людей мэшин-мены. Среди этих «человекомашин» выделяется  помощница доктора Лайта - Минерва. Именно  в уста этой новосозданной Минервы автор романа  вкладывает много своих мыслей. Вот, например, одна из них:  «Среди животных любого вида особь, лишённая всякой сообразительности, обречена на уничтожение. В человеческом обществе всё иначе. Естественный отбор потерял свою силу. Для выживания (в современном капиталистическом обществе — прим. моё)  решающим стало социальное положение. Случайности рождения - высокое имущественное положение родителей, унаследованное богатство — не только обеспечат личное благополучие глупому человеку, они ещё позволят ему испортить жизнь многим одарённым,  но зависимым от него людям . Выживали те сообщества, в которых находилось достаточно особей, способных отказаться от личной выгоды для общего благополучия...». 
    Справедливость этого высказывания подтверждается нашей недавней историей и нынешней действительностью: стоило только у власти в стране оказаться человеку, поставившему свою личную выгоду выше общей, и окружившему себя  подобными же себе -  и великая страна под именем «Советский Союз» прекратила своё существование, а её огромное созданное всем народом за свою многовековую историю достояние путём мошенничества и откровенного обмана оказалось в руках не только не самых сильнейших в  смысле ума и таланта, а самых что ни на есть  наглейших и подлейших бездарей. Они, заполучив, по существу, задарма огромные материальные ценности и ресурсы, а следовательно - бешеные деньги, и став олигархами, вместо того чтобы направить их на развитие страны и благо народа пустили их на удовлетворение своих низменных прихотей и капризов и продолжают разорять страну, доведя и её и народ до состояния прогрессирующей деградации. Эти наглые и подлые бездари  уверовали, что деньги дали им не только огромную власть над судьбами миллионов людей, но и полную безнаказанность за творимое ими зло, проникшее и продолжающее проникать во все поры нашей повседневной жизни.  Видя и чувствуя это, люди  всё чаще стремятся объединиться и выразить свой протест против разрастающегося зла. И власти уже не могут воспрепятствовать этому протесту, поэтому создают примерно такую же систему, которая описана и в  романе «Битые козыри». Автор назвал её  системой «клапанов», через которые выпускается энергия возмущения и предохраняющая котёл «бастиона демократии» от взрыва. Главное задача этой системы состоит в том, чтобы обеспечить безопасность реальной власти и привилегий всемогущих олигархов и монополий, когда людям предоставлено право свободно ругать правительство и существующий строй, проводить протестные шествия и митинги и требовать смены  неугодного министра и даже, как они себя называют, высших должностных лиц страны.
      Сейчас, наверно, только слепой не может согласиться с тем, что  Земля почти полностью находится под влиянием американского империализма и в большинстве стран мира, как и в нашей стране, царит капитализм. Иногда можно слышать или читать о том, что человечеством управляют не избранные правительства, а тайные организации, существующие уже тысячи лет. Кто-то этому верить, а кто-то и нет. Но все, наверное, знают или слышали о существовании так называемого Бильдербергского клуба («Билдербергская группа» или «конференция»), о котором известно, что его членами являются наиболее влиятельные люди в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главы ведущих западных СМИ. Часто именно этот клуб называют тайным мировым правительством.   Однако, на мой взгляд, здесь нельзя исключать и того, что этот клуб всего лишь форпост, за которым стоит подлинное тайное мировое правительство. Свою работу этот клуб проводит сугубо конфиденциально, но в последний период времени  преднамеренно или непреднамеренно происходят «утечки» информации о его работе.  Так, к. и. н, доцент МГИМО Ольга Николаевна Четверикова, в эфире KM TV, программа «Конференция», 17.05.2010г. рассказала: «....последние заседания Бильдербергского клуба, о которых уже информация доходит ..., в частности, самая последняя встреча была в 2009 году, которую описал Time: «... весной прошлого года состоялась встреча самых богатых людей мира, это Рокфеллер, Гейтс, Уоррен Баффет, Джордж Сорос, Майкл Блумберг — мэр Нью-Йорка, медиа-магнат Тернер. И какую проблему они обсуждали? — Проблему перенаселения Земли: «…слишком много людей живёт, и мы хотим её решить». Происходило это обсуждение за закрытыми дверями, но всё-таки эта информация ... вышла. Характерно то, что перед этой встречей Тэд Тернер дал интервью, в котором сказал, что причиной глобального потепления Земли, проблемой климата, которая сегодня тоже превращается в ключевую проблему, является слишком большая численность населения. Поэтому необходимо уменьшить численность населения на 2/3 и довести её до 2 млрд человек. Он сказал: «слишком много материала человеческого».
     Таким образом, налицо очевидное сходство между тем, о чём написано в романе, и тем, что происходит сегодня в мире. И здесь уместно напомнить, что после контрреволюционного переворота, совершённого в нашей стране, население вот уже 20 лет неудержимо сокращается. На днях РБК daily сообщила о том, что «Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала итоговые результаты всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году. Сейчас в РФ проживает 142 млн 857 тыс. человек (из них  граждан РФ, проживающих в России, – 137,9 млн человек). Причем за восемь лет – с 2002 года – россиян стало меньше на 2,3 млн человек, также с карты страны пропали 8,5 тыс. деревень.          Следует также отметить, что темпы снижения численности населения возросли. Если сравнить 1989 год (последняя советская перепись) и 2002-й (первая российская), то за 13 лет страна потеряла 1,8 млн человек. А за последние восемь лет мы недосчитались еще 2,3 млн жителей. При этом еще в 2002 году сельских населенных пунктов было на 8,5 тыс. больше – российская деревня продолжает вымирать. К тому же страна лишилась одного города-миллионера. Этот статус утратила Пермь, поэтому в РФ теперь 12, а не 13 мегаполисов».
     Здесь не могу не заметить, что эти ужасные цифры, скорее всего, недостоверны, так как мне пришлось участвовать в этой переписи и перед нами была поставлена задача ориентироваться на данные паспортной службы полуторагодичной давности (!) . Причины такой установки могут быть, разные: от желания скрыть подлинные масштабы катастрофы, ставшей результатом перехода нашей страны к либеральной (рыночной) экономике, до желания региональных властей получить большее федеральной финансирование, объёмы которого зависят в том числе и от численности населения в регионе. Не исключаются здесь и оба варианта, когда это искажение выгодно и федеральным и региональным властям. Невольно приходишь к мысли о том, что «работа»  по сокращению численности «никому не нужной двуногой мошкары» началась. И началась, очевидно, с нашей страны.
      У меня, конечно, найдутся оппоненты, которые могут сказать, что и свергнутый в нашей стране социализм был далеко не идеальным, напомнят также про сталинские репрессии и т. п. И с ними можно согласиться: действительно, социализм, существовавший в нашей стране, был не идеален, но это отнюдь не означает, что его нельзя было совершенствовать, так как капитализм, навязанный нашему народу ему на смену,  не может быть  альтернативой в силу  своей враждебности как к отдельному человеку, так и человечеству в целом.
       Обобщая сказанное, нельзя не сделать вывод о том, что роман М.З. Ланского «Битые козыри», без всякого сомнения, есть итог многолетних глубоких раздумий писателя о мире,  природе,  человечестве и его возможном будущем, которое ждёт всех нас, если мы будем  жить только сегодняшним днём, не задумываясь о завтрашнем и не задавая себе вопросы: Каково наше будущее? По тому ли пути развития идёт наша страна и всё человечество? Зависит ли этот путь от нас? И т.д. и т.п.