Все из детства...

Ольга Божовская
    У всех  нас есть страсть. У кого-то это сумки, у кого-то обувь, кто-то ни на что не променяет футбол, а кто-то вяжет крючком и не упускает минуты, чтобы не повязать, а кто-то очень любит смотреть на огонь. Я спокойно прохожу мимо магазинов с обувью, но это не значит что я не люблю новые туфли, я  с удовольствием покупаю новую сумку, мне нравится смотреть футбол и я умею вязать крючком…А уж смотреть на огонь, струящееся пламя, я могу  долго…Но это не моя страсть.  У каждого страсть с чего-то началась. Моя  началась в детстве.
    Дача моей бабушки была не далеко от города. Как все советские люди бабушка и мама выращивали на этой даче большую часть овощей и фруктов на зиму. Это была их страсть и они как могли, прививали ее мне. А так как я была старшая дочь своей мамы, мне доставалось больше всего, приходилось  посещать сию фазенду и помогать им, что, кстати, делала я через силу. Уже тогда я не любила  огородничать. И то что я не люблю этого я поняла сразу, как понимает человек, которому не нравится вкус дыни или фруктовое желе.
     Я не любила огородничать, но я очень любила дачу. Особенно утром рано, когда просыпаешься от свежего воздуха через отрытое окно, когда в начале июня, в то самое окно, доносится запах цветущих яблонь и вишен. Любила свой «Кошкин дом». Да. У меня был свой собственный «Кошкин дом». Так назвал его дед, когда построил маленький домик для игр для своих внучек, в котором было все: старая «атаманка» с цилиндрическими подголовниками, обтянутая плотной материей с фиолетовым рисунком, старые, сломанные часы с вокзальной станции (они были без стрелок и стекла, но с огромным запасом историй, которые они повидали), деревянная тумбочка, покрашенная в зеленый цвет, на которую каждую весну я, после генеральной уборки, стелила салфетку, подаренную бабушкой. В том домике было настоящее большое окно. Оно, правда, не открывалось, но его можно было мыть без страха упасть с высоты.  На этом окне висел хлопчатобумажный тюль, а на полу лежала домотканая дорожка. И около самого окна, на косяке между ним и входной дверью, висело глиняное кашпо. Оно было черного цвета с ярко зелеными полосами вдоль. Его я особенно любила. И каждую раз, открывая дверь этого домика, я в первую очередь проверяла, не случилось ли чего с моей любимой настенной вазой. С ней ничего не случалось. Я шла на луг, который был метрах в ста от нашей дачи, набирала букет из цветов и украшала комнату.  Только в прошлом году это кашпо разбилось. Около месяца его осколки хранились в ванной. Я не могла выбросить их. Это было равносильно вырванному куску из моего детства. Я любила всё это. Это было частью меня. Наверное я сентиментальна. Пусть так. Но от этого я не стала хуже.
    Этот домик был убежищем, в котором было тихо и уютно. Уютно всегда,  даже когда на улице шел дождь. Все внутри было обито дощечками от ящиков с апельсинами. Не знаю, помнишь ли ты такие ящики. Хотя откуда помнить. Я и сама бы забыла, если бы не «Кошкин дом».
    Я старалась быстрее справиться с поручениями бабушки или мамы и отправиться в свое королевство, в котором можно было фантазировать и жить другой жизнью. Такой жизнью, в которой я сама решала, что делать, а что нет.
    Но вернемся к страсти. Тебе уже стало ясно, что моей страстью  является не копание в грядках. И даже не игра. Самое главное в этой даче была дорога к ней. Машины у нас не было. Бабушка до 74 лет ездила на дачу на велосипеде, а мы на автобусе. От остановки до дачи нужно было идти около полутора километров и половина пути пролегала по железнодорожным путям. Каждый раз, когда я перешагивала рельсы и ступала на шпалы, я считала их. И ни разу не досчитывала до конца. Почему? Потому что натура я увлекающаяся. Всегда было на что отвлечься. И главная помеха – это камни, которыми было засыпано все вокруг. Это был гранит.
   Один, два, три...шаг надо сделать шире, потому что шпалы уложены не на равном расстоянии. Тогда меня это возмущало. Зачем так класть шпалы? Получается, не идешь, а скачешь. И тогда же я придумала себе историю, про то, для чего так делают укладчики шпал. Слушай ее. Сделай скидку на то, что мне было всего 6 лет, когда я ее придумала. Приукрашивать не буду, расскажу, как было:
    «В одной маааленькой стране не было автобусов и машин, но было много железных дорог. Поезда с вагончиками мелькали туда-сюда. Паровозы были не большие и вагончики аккуратные. В них люди ездили на работу, по делам, просто выезжали за город и любовались окрестностями. Везде были развешаны таблички с надписями «Осторожно поезд», «Берегись вагонов». Все было бы хорошо, но появилась в той стране любопытная девочка, которая любила не ездить на поезде, а ходить по шпалам пешком. Она ходила по  ним и считала.  Ее родители много раз предупреждали, чтобы она не делала так, но она была очень любопытна и не слушалась их. Она выходила утром на железную дорогу и начинала считать шпалы. Шпалы были ровные, гладкие, лежали на одинаковом расстоянии друг от друга. И когда девочка шла по ним и считала, получалось что она, как бы, плавно текла по ним. И вот в один не очень удачный для девочки день, случилось так, что машинист поезда не заметил ее на дороге. И если бы не его помощник, сын проводника, то девочку бы сбил поезд. Мальчик сидел у окна паровоза и смотрел вперед, на убегающую вдаль дорогу. Вот тут то он и рассмотрел ту девочку, считающую шпалы, и предупредил машиниста. С тех пор девочка дружит с сыном проводника, а шпалы кладут на разном расстоянии друг от друга. И когда та девочка выходит считать их, видно как она скачет, перепрыгивая с одной на другую».
   Вот так объясняют себе дети то, чего не могут объяснить им взрослые. Когда я выросла и стала учителем, я всегда старалась объяснять ученикам то, что им было не понятно. Но став мамой я часто не могу найти что ответить своим сыновьям. Кто знает. Может и они придумывают себе истории о том, чего не разъяснила им мама.


***


     Почему-то, когда я вспоминаю детство, в моей памяти всплывают картинки из лета.  И чаще эти картинки связаны с бабушкиной дачей или с деревней другой моей бабушки. Хотя сейчас, написав про то, я закрыла глаза и попыталась вспомнить мои другие времена  года. Зима есть, весна, осень тоже есть.
  Весна. Скорее всего это апрель или начало мая. Асфальт уже высох, пахнет теплом. Но я все еще хожу в зимнем пальто и шапке. Мама не позволяет мне переодеваться в куртку. Знаешь, чем она мотивирует? Абсолютно смешная отговорка. Видите ли  в ее заветной ямке на валу (наш старый город обнесен валом и мое детство прошло сразу за валом) еще не растаял снег. А этих ямок там видимо - не видимо. Мне оставалось только втихаря расстегивать пальто пока она не знает.  Я понимала, что никакой ямки нет. Просто мама не хотела, чтобы я снова подцепила ангину в конце учебного года. Мы с подружками уходим прочь со двора, за угол музыкального училища, которое сразу возле моего дома. Перед училищем большой яблоневый сад. Деревья еще   не цветут, но шмели вовсю стараются. Площадка возле училища  высохла  от луж. Здесь мы играем в «классики». Битка сделана из  баночки от крема для обуви. Совершенная редкость. Она наполнена мокрым песком для тяжести. Мы скачем по очереди, солнце улыбается и мы улыбаемся, раскрасневшиеся и очень  довольные. Пальто мое снято и лежит тут же, на поребрике, шапка там же. Приятный холодок в перерывах между «ходом» скользит по спине. Это ли не счастье?
  Зима. Вечер. Все тот же вал. Но теперь тут все занесено снегом. Мы все время катались с вала на санках, салазках, но чаще просто так, на картонке. Если кому-то повезет, и он принесет с собой кусок старого линолеума, то все остальные начинают завидовать ему.. Быстрее всех он скользит по склону. Но мы  завидуем не долго. Нам хорошо и так. Мороза не чувствуется. Нам жарко и весело.
   Осень. Учебный год начался. Дорога в школу начиналась с соседнего дома, в котором жила подружка Веруська. Сотовых телефонов не было, стационарные-то были не в каждой квартире. А она жила на четвертом этаже. Как узнать ушла или нет? Не догадываешься? Просто! Подходишь под ее окна и кричишь со всей силы: «Верааааааааа!» Если ее лицо показалось в кухонном  окне – значит, сейчас спустится и мы пойдем в школу. Нет – значит, смотришь на окна на лестничных клетках. Вон она сверкает курткой. Спускается.  До школы идем парком. В моем городе два парка. Один в центре, «Кремлевский парк», а второй у нас рядом, через который мы и ходили в школу.  Деревья словно пропитаны водой. Листья еще не все опали. Много дубов. Воздух  вкусно пахнет осенью.
     Лето. Не далеко от бабушкиной дачи протекает река Веряжка. Для того чтобы дойти до дачи, надо пройти по железнодорожному мосту через эту речку.  Сложного ничего нет. Есть два пути по этому мосту. И я, конечно, ходила сложным путем, по шпалам, по центру моста. Ступаешь по шпалам, а в промежутках между  ними блестит река. Идешь, затаив дыхание, и смотришь на воду. Страшно и очень волнующе. По берегам реки растут мои самые любимые цветы. А карманы уже полны моего любимого гранита. Теперь его ждет аккуратное мытье  щеточкой, сушка на солнце и долгое рассматривание. Сколько таких камней переношено на дачу и в квартиру. Самые красивые, по моему мнению перекочевывали в квартиру. Все полки моего секретера были уставлены книгами и камнями. Больше всего было гранита. С розовыми вкраплениями, красными, коричневыми и синими. Попадались обычные булыжники, но интересной формы или с рисунком.  Бедная мама. Мои карманы вечно были полны  всякой другой ерундой.  Так считала моя мама. А для меня это была…СТРАСТЬ.  Вот мы и подошли к ней, к моей страсти. Это камни.
   Пару лет назад, когда приезжали гости, мы с мужем возили их на берег  озера Ильмень, в действующий монастырь. Выйдя за ворота монастыря, мое внимание привлекла куча камней, привезенных для отсыпки дорожек. Как ты думаешь, я смогла спокойно пройти мимо? Конечно нет. И сейчас на моей полке рядом с  безделушками лежит большой круглый булыжник.
  Теперь, когда я уже сама мама, я не собираю камни в таком количестве. Теперь я не могу спокойно пройти мимо магазинов и отделов с ювелирными изделиями. И меня в них привлекает не золото с бриллиантами, и даже не мое любимое серебро. Меня влекут туда изделия из поделочных камней.  Бедный мой муж.  Он стойко переносит то время, которое я провожу около стеллажей с  кольцами, бусами и серьгами. А я, как завороженная, рассматриваю их и ищу тот камень, который удивит меня. И если такой найдется, то он обязательно станет моим. В городе много магазинов с обувью и сумками, по телевизору часто показывают футбол, бывая в деревне, я не упущу момента посмотреть на огонь в печи. Но без этого я дышу спокойно. И только разглядывая полки с камнями, дыхание мое замирает, а время останавливается.