Аркадий Александрович Пластов

Михаил Решин
В своей жизни мне не пришлось встречаться или учиться у Пластова, но  добрым наставником его все же считаю. Впервые репродукцию с его картины «Первый снег» увидел в журнале «Огонек» в армейской библиотеке. Я служил первый год в армии, но рисованием занимался давно. Много уже прочитал книг о художниках, но о Пластове не встречал ни какой информации.

 И вдруг вижу картину, как будто из моего детства. Конечно, в нашей деревне, где вырос, все было по- другому, в смысле построек, быта, но ощущение детства сразу нахлынули. И с этого времени стал искать репродукции с его работ, влюбляясь, все более в этого прекрасного художника. Вот как надо рисовать! И решился на отчаянный шаг, - написать ему письмо.

   Описал, что я тоже деревенский, что люблю живопись, хочу стать настоящим художником, и вложил в конверт своих несколько акварелей и рисунков. Послал на адрес редакции журнала «Огонек», так как не знал адреса Аркадия Александровича. Стал с нетерпением ждать его ответа. Да! Еще просил у него совета, как стать таким художником, как он, изображать сельскую жизнь. Наивный, детский лепет!

  Через месяц пришло письмо из редакции журнала, где было сказано, что адреса Пластова они не знают, и письмо переслали в Союз художников СССР. Это меня успокоило и придало уверенности, что скоро получу ответ и от самого Пластова.
  Ждал долго, но так и не дождался этого письма. Я понимал, что  Пластова такое письмо может только развеселить, что он выбросит его в мусорную корзину и забудет о том чудаке, который прислал. Но где-то в душе была надежда на доброго дядю.

  И решил, что сам научусь писать картины, не хуже Пластова на сельскую тему. И долгое время пытался изобразить жизнь сельских тружеников. Живя в «Уральце» (в совхозе на Первомайском отделении) написал большое полотно – копию с картины Пластова «Ужин трактористов» для кабинета директора совхоза. Писал с репродукции, но старался передать вечер в поле более правдиво, как и на картине. Позднее, посетив Третьяковскую галерею, я с удовольствием рассматривал подлинник, любуясь мастерством художника. Моя мазня была далека от оригинала.

    Когда учился  в институте на третьем курсе художественно-графического факультета, надо было выполнить композицию на производственную тему. Вспомнил работу трактористом, когда пахал зябь в ночную смену, и утро всегда встречал радостно, оглядывая, сколько вспахал за ночь. Эскиз композиции понравился и друзьям, и педагогам – за него поставили оценку «отлично». «Хозяин земли» - такое название дал этому эскизу мой друг Толя Синицын из Челябинска.

  Эскиз понравился и секретарю РК КПСС Ивану Тимофеевичу Шумилину, и он попросил написать картину на большом формате, чтоб подарить Магнитогорскому металлургическому комбинату от района. Мне дали пустующий зал в районной библиотеке, чтобы я мог спокойно работать, так как картина должна быть готова через пять дней.
   Писать картину в таких условиях было одно удовольствие, потому что никто не мешал и не отвлекал. Это было какое-то упоение работой! И картина получилась. Она понравилась всему местному начальству и была торжественно вручена делегации комбината.

   Молодость хороша тем, что за все берется, может и опрометчиво, но уверенно в свои силы. В 1970 году, живя у мамы в поселке Магнитке, написал по впечатлению эскиз картины «Свадьба в Златоусте», которую наблюдал в действительности на трамвайной остановке в Златоусте. Все мечтал ее увеличить, то есть превратить в картину, но условия не позволяли развернуться, да и кому она нужна была бы. Все-таки спрос очень важный фактор в творчестве.
 
  Этот эскиз видели  и профессиональные художники, была она и на выставках, советовали написать ее, разработав персонажи, но время ушло, пропала та смелость по отношению к размерам холста, все больше выбираю небольшие форматы.
   Вернусь к влиянию на меня творчества Аркадия Пластова. Он как магнит притягивал к себе силой своих крестьянских образов. Хотелось дотянуться до той же высоты, внести свою лепту в искусство, но Бог не дал мне такого таланта, как у него. Вот и метался в поисках своего пути, своего почерка, своего мировоззрения.  Хотя на сельскую тему писал несколько картин: «Разговор у кузницы», «Смена», «Хозяин земли», «Агроном», «Обед в поле» - но они приносили только разочарование в своих способностях.
 
  Аркадий Александрович писал в своих воспоминаниях о том, что ему повезло, что были заказы на картины, и он их старался хорошо исполнить. У меня таких заказов не было.
   Пейзажные работы более удавались мне, да и покупают именно их. Наверно это и есть мое призвание, правда, довольно поздно это понял, много сил и времени отдав различным поискам и писанием картин для выставок, которых скопилось у меня более ста полотен. Хочу подарить их в картинную галерею, но и это пока не удается. Так и лежат мертвым грузом, занимая место.

  Еще учась в заочном народном университете искусств, писал письменную контрольную работу о творчестве Пластова. Получилась довольно большая работа, которая начиналась словами: - «Большой любовью пользуются в народе картины Аркадия Александровича Пластова. Простые, жизненные по содержанию, мастерски написанные они с первой встречи покоряют и на всю жизнь запоминаются зрителям. Может, потому и запоминаются, что мы видим в картинах то, что нами пережито, что так хорошо знакомо, дорого сердцу». Было это в 1969 году, при советской власти, при той идеологической обработке, когда всюду были репродукции с картин Пластова, много книг и статей о его творчестве.

   Прошел довольно большой период времени. Все переменилось, другие художники теперь в моде, богатые академики, строящие свои картинные галереи. Об Аркадии Александровиче Пластове уже и не вспоминают, а жаль. Еще придет и его время, вспомнят и его добрым словом.
  Перебирая старые рисунки, обнаружил тот первый эскиз, вернее его вариант, который я послал в письме Аркадию Пластову. Глядя на него, невольно приходит в голову мысль: - «Разве из этого может что-то получиться?»  Это работа детская, хотя мне уже было более двадцати лет. Становится понятным молчание Аркадия Александровича, а может он и не получил того письма.

   Все-таки в позднем решении этой темы, в картине «Хозяин земли» (1976г.), которую я писал целый месяц на творческой даче Союза художников РСФСР «Горячий Ключ», получилось поэтичнее и живописнее, чем в том первом акварельном наброске. Да и труда было вложено  много, а товарищи по творческой даче переживали, получится ли у меня законченная  картина. Позднее я узнал от Витауса Робертовича Чапы, который был методистом по ИЗО  из ЦДНТ и отвечал за проделанную работу семинара, что краски пожухли и перед просмотром он протер полотно лаком. Но на выставку она не попала из-за большого размера.
  Так и не создал я ничего подобного, как Аркадий Пластов, на сельскую производственную тему, а остался певцом пейзажа, видимо для этого и дал мне Бог талант живописца.