Цена жизни и толика патриотизма

Данила Долгошапко
    В свете недавнего общения с одним из своих знакомых возникло острое желание сформулировать мысль с достаточно циничным заголовком. Речь, помнится, шла о том, что жизнь человеческая бесценна - это позиция товарища, ибо некому ее оценивать и не в праве никто. Попробуем разобраться. Сразу извинюсь за несколько сумбурный способ изложения мысли - акын мой любимый стиль.


    Для начала, безусловно, желательно обрисовать позицию мою. Вот упал где-нибудь в Уганде самолет. Сотни жертв, рыдающие близкие, вся фигня. Буду циничен - мне совершенно до лампочки и их жизни, и их страдания. Я смотрю на это спокойно, равнодушно. "Как ты можешь?! - кричат мне часто - А если бы там были твои близкие, друзья?!". Отвечаю - их там не было. Все. Я совершенно не понимаю почему я или кто-то еще должен кривлять лицо в унизительном для них сочувствии, изображать неискренние страдания et cetera. Мне очень жалко было поломанную в детстве любимую игрушку, но мне всегда было чихать на чужие поломанные любимые игрушки. Вам нет?


    Теперь о цене жизни и праве ее оценивать. Кто вправе? Какой человек "ценнее"? Как можно оценивать? Обычно слышу либеральные - никто, никакой, никак. Давайте вместе попробуем разобраться. Представим себе страшную ситуацию - ваша вторая половинка и ребенок попали в аварию. Ребенку нужно новое сердце. Донорское будет не раньше чем через, скажем, месяц. А ребенок столько не проживет. Но, чудо, выясняется, что вы - идеальный донор. Уже понятно куда я клоню? Большинство из вас тут же закричит "конечно я отдам свое сердце". Ну допустим, хотя я сильно сомневаюсь что многие из вас повторят это же в вышеописанной ситуации, тем более что в медицинской практике это запрещено. Итак - вы отдаете. Что мы имеем? Героический и самоотверженный поступок? Черта с два. Мы имеем холодную взвешенную оценку одним человеком двух жизней - своей и ребенка. И одну жизнь он уже назначил "ценнее".


    Теперь давайте попробуем расширить пример. Как вы помните, ваша вторая половина тоже попала в аварию и, предположим, она (половина) в коме, выйти из которой ей не светит. И донор в этом нашем примере уже не вы, а она. Вы уже чувствуете подвох? Не напрасно - вам предлагается распорядиться двумя жизнями, решить, кому жить, кому умирать. "Дурной пример, - закричат некоторые, - не дай бог такое произойдет...". Ну конечно, решать, делать выбор, всегда страшно, быть овцой и кричать о праве выбора всегда проще. Многие скажут, что пример очень субъективен и в нем не хватает данных - кто любим, кто нет, отношения между людьми - это так. Каждый сделает выбор исходя из своих предпочтений, но каждому в этом примере прийдется решать, чья жизнь ценнее.


    Теперь плавненько перейдем на патриотизм и наш "ребенок" становится страной, в которой вы живете и которую считаете Родиной (это могут быть и две разные страны), а вы - остаетесь собой. И вдруг - война! И как странно слышать, что многие из тех кто кричали "отдам свое сердце", теперь поют совсем другие песни. Понятно, что овца ненавидит пастуха за кнут в руках и сторожевых псов. Понятно также, что овца не видит связи между кнутом с псами и сочной травой на полях и отсутствием волков. Овца просто ненавидит кнут и псов, волки их тоже ненавидят - значит волки наши друзья. И если волки пришли задрать псов и пастуха - скорее поможем волкам, блея о свободе от рабского ига. Потом волки, конечно же, продолжат быть нашими друзьями, будут нас оберегать и не станут кусать за бока, как это делали псы, когда мы рвались к желанной СВОБОДЕ. А, кстати, заметьте, в примере с ребенком вам предлагалось гарантированно убить себя, совсем, насмерть, и лишь с некоторой вероятностью это спасет ребенка. А в ситуации страны - никто не предлагает вам ВЕРНУЮ смерть, только гипотетическую. Два, казалось бы, близких примера - ребенок и Родина, ан вот оно как... В чем же разница?


    Разница, дорогие мои, что Родину вашу вас приучают ненавидеть. Забывать и коверкать ее прошлое, срать на ордена и подвиги предков. И стройный волчий хор о свободе из-за оцепления псов, которых вы так презираете, подхватывают бараны в стаде.


    Я циник, и потому я умею любить и ненавидеть - потому что я стараюсь смотреть на ситуацию так, как она есть, а не обманывать себя навязанными эмоциями. И для меня нет разницы между Родиной, матерью или ребенком. Я буду защищать всех одинаково. И если придется делать между ними выбор - я его сделаю.


    Если кто-то из тех, кто это прочитает, является или являлся одним из тех Псов государства, которого уже нет - честь вам и хвала! Спасибо вам, что не пропускали волков. Не дали свершиться "свободе".


    Завершая, отвечу на, возможно, возникающий у многих вопрос - "каких врагов, вы о чем?". Враг, это тот, кто кричит о свободе для вас из-за оцепления псов.