Нищенствующие ордена. Св. Доминик

Константин Рыжов
В XIII веке с новой силой обозначился кризис как монашества, так и всей католической церкви. Никогда еще их богатство и политическое могущество не были так безмерны, и никогда еще их авторитет не падал так низко. Большинство монашеских орденов не пользовались у верующих никаким почтением из-за распущенного (если не сказать распутного) образа жизни. Духовенство с головой ушло в разрешение своих земных проблем. Пламя высокой духовности, озарявшее ярким светом начальную эпоху христианства, казалось, потухло навсегда. Мистическое озарение сменилось грубыми суевериями, а религиозный культ в большинстве своем ограничивался  механическим выполнением религиозных церемоний и обрядов. Деградация церкви все больше и больше волновала западный христианский мир. Реакция против ее материализации выразилась прежде всего в мощном, нараставшем с каждым десятилетием движении за духовную реформацию, за возрождение простоты апостольских времен. Вместе с тем в XIII в. появилось множество еретических сект. Особенно распространилась, так называемая. альбигойская ересь, которой была заражена вся Южная Франция. Попыткой нового возрождения церкви стало основание двух  монашеских орденов, получивших прозвание «нищенствующих». Их учредили практически одновременно два подвижника - св. Доминик и св. Фрациск Ассизский.

СВ. ДОМИНИК (1170-1221). В миру де Гусман. По происхождению дворянин из Старой Кастилии. В 1205 г. Доминик переехал в Южную Францию и основал свой монастырь в Пруле. Убедившись на собственном опыте, как велико влияние еретиков, он решил, что для борьбы против альбигойцев следует создать специальный орден братьев-проповедников. С этой целью Доминик в 1215 г. основал новый монастырь в Тулузе, который и стал первым семенем, из которого в дальнейшем вырос доминиканский орден. Доминик справедливо указывал на то, что методы борьбы официальной церкви против еретических сект крайне неэффективны. Каноники писали трактаты, опровергающие бесовские лжеучения, составляли руководства для защиты церкви, но нужных кадров для этих защитников у них не было. Идейная борьба не отличалась организованностью, а кровавые усмирения не приводили к желательным результатам. Доминик считал, что для успеха дела церкви необходимо прежде всего усилить энергию проповеди и соединить ее с апостольской жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии. По примеру апостолов они должны скитаться с места на место и воздействовать на еретиков не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Эти идеи легли в основу предварительного устава ордена, одобренного в 1216 г. папой Гонорием III. В монастыре в Тулузе каждому брату была предоставлена отдельная келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Отсутствовали предписания о необходимости физического труда. Это также позволяло больше времени посвятить обучению. Но при этом проводился принцип строгой аскезы и нестяжания. Окончательный вариант устава был принят в 1220 г. на собрании в Болонье. По примеру ордена францисканцев, доминиканцы провозгласили отречение от всякой собственности и объявили себя нищенствующими монахами. Вскоре после этого, в 1221 г., Доминик скончался. В 1234 г. он был канонизирован.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190