Бросить бы все, да уехать в Крапивну!

Алиса Айсберг
Фото Евгения Колотева.

(Снимок сделан в Крапивенском краеведческом музее, за что авторы выражают благодарность директору Ольге Веневцевой)



...- А вы поезжайте в глубинку – там сплошь девятнадцатый век, а кое-где еще и восемнадцатый, - вещала недавно по ТВ какая-то полемически агрессивная ведущая, и ее оппонентам ничего не оставалось – только с ней соглашаться.

Ведущая в своих пламенных речах анализировала уровень жизни и технического прогресса в означенной «глубинке».

В глубинке, между прочим, хорошо. В некоторых ее местах – просто очень хорошо. И как раз по причине отсутствия этого прогресса. Потому что в последние годы как-то ненароком мы узнали слово «экология». А сегодня экология – это уже модно.

И есть на свете, и даже совсем недалеко от нас замечательный город под названием Крапивна. То есть, это когда-то давно Крапивна была городом, и большим по сравнению с другими, даже уездным, даже влияющим на тогдашнюю геополитику, а теперь имеет Крапивна статус села, коим на самом деле совершенно не является. Атмосфера, география и архитектура именно города девятнадцатого века находятся в Крапивне в полной и удивительной сохранности. По камням сохранившейся булыжной мостовой центра ходил сам Лев Толстой, о чем аборигены не преминут вам сообщить, как только узреют ваше неместное туристическое лицо.   

В Крапивне нет зданий выше второго этажа. Нет сталинских и хрущевских бараков. Три крошечных продуктовых магазина закрываются в восемь вечера, а единственный пивной ларек – в одиннадцать. В Крапивне – экология! И еще там удивительные домашние животные. По-настоящему домашние, полностью доверяющие людям и не ожидающие от них никакой подлости.

Если на улице вам встретилась курица – ее проще обойти, потому что она никогда не уступит вам дорогу. Я шла по центру города. Был жаркий сентябрьский полдень. У ворот старинного дома лежала собака. Собака подняла голову и внимательно посмотрела на меня.

Собаке сразу стало ясно  - чужая! И она облаяла меня. Не  поднимаясь. Лежа! Если бы кто-нибудь рассказал мне про собак, которые, охраняя ворота, лают лежа, я бы не поверила. 

Крапивна – город романтики и тишины, нарушаемой по утрам криками петухов. Туда хорошо приезжать людям, отягощенным знанием классической русской литературы. Только там становится понятно, почему приезд Чичикова мог произвести в городе фурор, как мог обмануть градоначальников Хлестаков и в силу каких причин мог держать  в ежовых рукавицах ВЕСЬ город простой учитель греческого языка Беликов, более известный широким кругам как Человек в футляре.

- Сделать бы какой-нибудь огромный стеклянный колпак и накрыть им Крапивну! – сказала мне однажды моя подруга искусствовед Ирина Ковшарь. – Чтобы ни один камушек, ни один домик там не пострадал. Это же не просто музей, это город-музей!

Пока с Божьей помощью и в силу нашего разгильдяйства стеклянного колпака Крапивне не требуется. Пока Крапивна по определению телеведущей и есть та самая «глубинка». А в будущем, думается, найдутся умные люди и супер-пупер Фонды, которые законсервируют и отреставрируют этот город уже целенаправленно.

Итак, экология, говорю я вам, экология. То есть свежесть, свежесть и еще раз свежесть – вот что должно быть девизом каждого буфетчика, как сказал известный  и опять же литературный персонаж.

Всю свою несознательную, а потом уже и сознательную жизнь люди боятся голода и холода. И все наше развитие отталкивается именно от этих двух страхов. И мы постоянно продвигаемся туда, где есть еда и тепло. Где их можно добыть. Мы боремся за жизнь. Постоянно. Вне зависимости от географии и соответствующего ей климата. А что же будущее? Ближайшие двадцать, пятьдесят, сто лет? Дальше, господа хорошие, двинемся мы назад. Но не все и не сразу. Потому что поначалу в этот путь отправятся самые одаренные, энергичные и, конечно же, состоятельные люди.

Известная английская исследовательская компания «FAST FUTUR» недавно опубликовала список профессий, которые появятся или станут популярными в ближайшие  двадцать-тридцать лет. В результате достижений науки и новых технологий. Есть в этом списке новейшие и забавные – космический экскурсовод, например. Смешно, но логично: если существуют космические туристы, то должны быть и экскурсоводы. Спрос, знаете ли, рождает предложение. Стоят в списке английских футурологов профессии старинные, гуманные, но актуально видоизмененные: виртуальные педагоги, юристы и врачи. К ним вплотную примыкают  производители искусственных частей человеческого тела.

Но мой личный взгляд остановили такие топ-профессии будущего, как фермеры-производители генетически модифицированных растений и животных  и специалисты по этике новой науки, которые должны решать этические вопросы в спорных областях исследований (таких как клонирование), и помогать обществу принимать решения по ним. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, который подкрался незаметно. Ни специалисты по новой науке, ни просто специалисты еще не пришли к выводу, чем аукнется гражданам нынешнее локальное потребление продуктов ГМО, а у нас в перспективе – глобальное и фермеры-производители! И еще комиссия почетных граждан, которые будут решать, можно ли делать «шашлычок под коньячок – вкусно очень!» из клонированной овцы, или ну ее на хрен. А еще в будущем потребуются профессионалы по вертикальному озеленению, которые тоже будут выращивать еду, но – в городских небоскребах. Вертикальное озеленение – это, разумеется, метод гидропоники, то есть растения будут жить и плодиться в результате воды и химии.

Таким образом, с голодом мы поборемся, и жить будем. Вопрос – как? Ответ: так себе, знаете ли…. А как же качество этой самой жизни? Нашей, единственной и неповторимой? Ведь человек есть то, что он ест. И чем же в этом случае утешают нас «футуристы» из Англии? Прогнозом: быдляк будет жрать комбикорм, которого на всех хватит. И еще специально обученные люди объяснят ему, подавляющему быдляку, почему это вкусно и полезно. Все остальное – это вопрос возможностей. Богатые смогут содержать личные фермы, что некоторые из них делают уже и сейчас, а жаждущему экологической девственности простому народу придется вернуться назад. В будущее. На шесть, пардон, соток, у кого они имеются.

И по большому счету, Турции и Египту пора уже отдохнуть от нас. Нам бы обустроить Россию.

Если кто-то чего-то еще не понял, скажу: большое оживление прошедшим летом царило в нашем дачном поселке. И самые бросовые участки продавались уже  по совершенно несмешным ценам. И москвичи – тоже (понаехали тут! – А.А.) приперлись к нам под Тулу, посмотрели и купили, не торгуясь. Готовят пищевой плацдарм. Изучают дедовские методы.

И сдается мне, что профессии будущего останутся такими же, как и раньше. Незыблемые: кормить, лечить, учить, развлекать страшными сказками на ночь – и детей, и взрослых. И самые древнейшие непременно останутся! И первая, так как прежде чем рожать детей, надо все-таки как-то тренироваться…. И вторая, обязательно вторая, то есть журналистика, а  иначе кто же красиво расскажет народу, какой прыщ вскочил на интимной части тела очередной «звезды» и чем полезно сало из клонированной свиньи. 

Конечно, в соответствии с прогрессом и технологиями что-то изменится. Сто лет назад, например, никто и понятия не имел о сексе по телефону.

Бросить бы все, да уехать в Крапивну….