Люди, вы подарили мне надежду

Алла Валько
               

    Двадцать пятое  декабря 2011 г. Проснулась очень поздно - в 11 часов, с трудом  встала с кровати. Согласно прогнозу погоды,  ожидается минус семь градусов. С утра у меня бывает повышенное давление, но сегодня я решила  впервые в этом сезоне покататься на лыжах, хотя больше всего хотелось просто ничего не делать. Преодолела себя и начала собираться.  Думала, что замёрзну, поэтому тепло оделась. На улице оказалось совсем не холодно: по моим ощущениям, 1-2 градуса ниже нуля. У стадиона “Медик” надеваю лыжи и иду, сначала тяжеловато, поскольку лыжи-деревяшки не смазаны, но потом всё легче и легче. Земля покрыта чистым, пушистым снегом, а он всё продолжает и продолжает падать. Преисполняюсь чувством благодарности к людям, которые прошли здесь раньше меня и проложили лыжню. Постепенно меня охватывает радость  из-за теплой погоды, из-за хорошего скольжения, из-за красоты вокруг, из-за того,  что преодолела себя и не осталась дома. Рада, что могу двигаться и получать от этого удовольствие. Останавливаюсь  на лыжне на маленькой полянке и поднимаю вверх голову. Верхушки деревьев надо мной образовали как бы оконце, сквозь которое видно серое небо. Ветви елей и сосен  опущены под бременем нападавшего на них снега.  Сказочная картина! До чего же хорошо! Но в этот же момент осознаю, что радость, наполняющая моё существо, вызвана не только окружающей меня красотой зимнего леса, но и недавно родившимся чувством теплоты к людям, которых я вчера, двадцать четвёртого декабря, видела на митинге на проспекте Сахарова. Если раньше меня удивляло и коробило политическое равнодушие людей, их инертность и, как мне казалось, полная заматериализованность, то вчера я в третий раз могла убедиться, что выросло новое поколение людей, молодых, самодостаточных, независимых и смелых. Их уже было вдвое больше, чем на Болотной площади десятого декабря, порядка ста тысяч.
        Передо мной вновь промелькнули картины вчерашнего дня. Я вышла из метро “Комсомольская” в 14.30 и вместе с плотной колонной людей отправилась на митинг. Под ногами лёд и колдобины. Думаю о том, как бы не поскользнуться и не упасть. Пройдя  под железнодорожным мостом, колонна замедлила движение. Какое-то время продолжаем медленно продвигаться вперёд. Потом совсем останавливаемся. Вокруг люди разного возраста, но преимущественно молодые. Народу очень много.  Все стоят плотно друг к другу. Слышим обращение: “Рамки переполнены. Проход на митинг временно прекращен.  Просьба соблюдать  порядок, не толкаться, проявлять терпение”.  Практически без движения стоим около получаса. Толпа настолько большая, что я стараюсь держаться поближе к ограждению, с внешней стороны которого стоят полицейские. В случае каких-либо непредвиденных обстоятельств я всё равно не смогла бы перемахнуть через это ограждение, но так мне спокойнее. Кое-кто пытается протиснуться вперёд. Я недовольно делаю им замечания, так как опасаюсь, что они оттеснят меня от ограждения. Наконец, я вижу металлоискатели, но людей перед ними такое несметное количество, что мне становится слегка не по себе. На самом деле, задерживая людей у металлоискателей и прекращая их доступ на митинг, власти, видимо, пытались создать видимость того, что на самом митинге присутствует меньше людей. Интересуюсь у полицейского, можно ли будет покинуть митинг. Он отвечает, что за час до его окончания будут открыты боковые выходы.  Тогда я понимаю, что на митинг впускают, а покинуть его беспрепятственно пока проблематично, и принимаю решение подождать ещё некоторое время, прежде чем пройти через металлоискатели. У меня создаётся впечатление, что, когда на территорию, где проходит митинг, пройдут все люди, может начаться столпотворение.  Поэтому выхожу из толпы, остановленной перед металлоискателями, и по ступенькам поднимаюсь на крыльцо дома, на котором уже стоят люди с фотоаппаратами и плакатами. Познакомилась с пожилой парой, сторонниками КПРФ. Мужчина рассказал мне анекдот: “Один человек говорит другому: “Да, ничто не сбылось из того, что нам рассказывали о коммунизме”. А второй ему отвечает: “Зато сбылось всё, что нам рассказывали о капитализме”. Посмеялись. Здесь мы союзники. Спросили меня, за кого я собираюсь голосовать на президентских выборах. Отвечаю, за Явлинского или за Прохорова. Они мне: “Что Вы! Прохоров ратует за двенадцатичасовую рабочую неделю и за беспрепятственный въезд на территорию России гастарбайтеров”. Я искренне удивляюсь, так как не слышала об этом. Говорю: “Разберёмся”. Знакомлюсь с рядом стоящим молодым человеком  лет тридцати, с забавной узкой бородкой. Поведала ему, что, опасаясь толпы, старалась держаться поближе к ограждению, а также о своих рассказах “Клаустрофобия” и “В купе поезда в день выборов”, так как их темы близки сегодняшнему событию. Молодой человек говорит мне, что работает клиническим психологом, и добавляет: “Это всё мои пациенты”. Я уточняю: “То есть вы работаете патологическим психологом?” Отвечает утвердительно. Я так и не поняла, с какой целью он сообщил мне свою специальность. Далее он продолжает, что сейчас ему совершенно не ясно, за кого следует голосовать. Я излагаю ему свою позицию: “Если бы во второй тур выборов вышли Путин и Зюганов, то даже и после первого митинга на Болотной я голосовала бы за Путина, а теперь, узнав о том, как пошло и пренебрежительно он отозвался об участниках митинга, голосовать за него не буду. Не буду голосовать и за Зюганова, хотя лично против Геннадия Андреевича ничего не имею. Просто нельзя возвращаться в прошлое, даже модернизированное”. Мой собеседник добавляет: “И за Жириновского”. “Конечно, конечно”,  – подтверждаю я.
     Время 15 час 30 мин. Вижу, что перед металлоискателями людей стало значительно меньше и тоже решаю пройти на территорию митинга. Там активисты партии “Яблоко” собирают подписи за Явлинского. Я ставлю свою подпись. В других местах люди заполняют анкеты за признание выборов недействительными и за предание суду фальсификаторов. Беру брошюру Бориса Немцова и Владимира Милова “Независимый экспертный доклад.  Путин. Итоги 10 лет”. Какой-то мужчина предлагает мне поставить подпись за Черепкова. Я отказываюсь. Спрашиваю, где собирают подписи за Прохорова. Никто не знает. Кругом множество плакатов, белые флаги партии "Яблоко", несколько флагов партии "Демократический выбор", вдали видны какие-то чёрные флаги. И если на первом митинге на Болотной площади плакаты были достаточно безобидными, то теперь, после высказывания нашего бессменного президента о том, что он принял белые ленточки за контрацепцию, надписи на плакатах имеют уже совершенно иной характер. Услышав во время второго митинга на Болотной площади призыв со сцены, прозвучавший из уст представителя одной из патриотических партий: “Путина на нары!”, я была искренне раздосадована, считая это снижением уровня моральных целей митинга, теперь же к самым жёстким призывам на плакатах отнеслась спокойно. Неужели премьер рассчитывал, что его пошлое высказывание не вызовет  адекватную реакцию  у молодёжи? Прямой отклик  молодого поколения оформился в виде следующего совета премьеру:
                НЕ ПОНРАВИЛСЯ ОДИН ГОНДОН?
                ВЫБЕРИ ДРУГОЙ!
                У ТЕБЯ ЕСТЬ ВЫБОР
                http://preservativnaya.ru

А вот примеры отношения к будущему президенту, отношения, нашедшего отражение на других плакатах.
                ЦАРЬ НЕНАСТОЯЩИЙ,

                ОТДАМ ГОЛОС ПО СВОЕМУ ВЫБОРУ

На воздушном шарике написано: МЕНЯ НАДУЛИ

На плакате  изображена голова человека с обезумевшим лицом, выпученными глазами и раскрытым  ртом, который, обхватив голову руками, в ужасе произносит:   Putin again? (Опять Путин?)

                ТОЛЬКО НЕ ОН

         В отставку и под суд ЧЕРЕСЧУР (ОВА)
                ВОЛШЕБНИКА               

                ВОВА, ОТОЙДИ ОТ БОЛЬНОЙ МАТЕРИ

                ПУТИН, ЛЮБИ НАС

                Пшол вон, ЧЕРВЯК

текст над портретом Путина: ВСЕ УМРУТ, а ниже: ОДИН Я ОСТАНУСЬ

Несколько плакатов с такими текстами:

                РУССКОЕ АНТИ-ОРДЫНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

                МЫ не ПАРТИЯ   МЫ = СЕМЬЯ

                МИР! ДОБРО! ЛЮБОВЬ!

                ВПЕРЁД В XXI ВЕК
       
                Необходимо принять закон
                “Об обеспечении безопасности психосферы человека”

      Многие молодые люди, которые держат плакаты, улыбаются. Создаётся некоторое впечатление их несерьёзности. У всех, как и на Болотной, белые ленточки. Голоса выступающих на трибуне слышны, но что они говорят конкретно, мне не удаётся уловить. Однако ближе к трибунам не пробиться, да я и не стремлюсь. Фотографирую. Смотрю на окружающие меня лица. В них нет ничего агрессивного. А вот если такие парни, как начальник цеха с Уралвагонзавода, приедут разгонять митинги, то это уже действительно будет гражданская война.
      Время 16.00. Мне надо уходить, чтобы успеть получить в литклубе несколько экземпляров альманаха “Писатель года”. В  этот день, двадцать четвёртого декабря, во мне окончательно произошла метаморфоза. Я почувствовала единение со всеми этими незнакомыми людьми, такими разными, но объединёнными общим стремлением жить в стране демократического выбора, в стране, где провозглашено главенство закона над беззаконием, чести над бесчестием, правды над неправдой.  Я поняла, что сердце моё согрелось любовью к этим людям, что все вместе мы сделали очень важный шаг, шаг навстречу нашему демократическому будущему.
      Спустя два дня я поехала на Тверскую  и поставила свою подпись  в поддержку Прохорова. Считаю, что кандидатами в президенты должны быть зарегистрированы новые люди, с их же программами  сумею ознакомиться позже.
      Новый, 2012 год начался в воскресенье, что по смыслу тесно связано с понятием воскресение, а по-английски этот день называется Sunday – день Солнца.
       С Новым годом вас, дорогие мои соотечественники! Впереди у нас ещё трудный путь!