Фотографии на стене

Акос Анатолий Косенко
Мне с детства  помнится  большая старинная рамка из под зеркала, заполненная фотографиями под стеклом. Она висела в  комнате на стене родительского дома.  На старых чёрно-былых фото  были  запечатлены образы дедушек  и бабушек, родителей, братьев и сестёр, некоторые события тех времён.   

  Прошло более 50 лет, как я уехал из родительского дома, но до сих пор у меня перед глазами    фото улыбающейся   бабушки (мамина мама)...., когда я мальчишкой приходил к ней, она всякий раз   угощала меня ряженкой собственного приготовления. С тех пор, никогда в жизни   я ни чего подобного не  пробовал. Простокваша и кефир по сравнению с той ряженкой - это небо и земля
 
   Немного ниже - белое старинное фото деда с бабушкой (по отцу). На руках  у них двухлетний ребёнок. Это мой старший брат Леонид, он на 10 лет старше меня.  Будучи в преклонном возрасте дед полез на дерево обрезать  сухие ветки, стал их пилить,  не удержался и упал. Сильно ушибся. Вскоре, перед войной, его не стало...
  Почти по центру рамки - совместное фото отца и матери, они ещё молодые. Когда они сошлись вдвоём,  у них было по одному ребёнку, а я уж их совместный.  Мама на 12 лет моложе отца.  Она рассказывала, что   работать начала с 7 лет.
 
Первая её работа - няня маленького ребёнка в зажиточной семье в 1924-ом году. Она была  бедно одета и хозяйка решила подарить ей сарафан, чему маленькая няня не могла нарадоваться. Своим подружкам показывала, как  раскрывается зонтом её платье при кружении. Будучи сама ребёнком, няня не удержала малыша. Малыш заплакал, но через минуту уже успокоился. Хозяйка,  узнав причину слёз её чада, приказала няне снять сарафан , после чего порвала его на ленточки.   

 Чуть ниже - фото моего отца. Он в будённовке. Рядом другое фото, отец стоит вместе со своими двумя  сослуживцами в форме красноармейцев.    Все трое держат вытянутые сабли у ног. В конце 20-ых годов 20 века они воевали с басмачами в Средней Азии. Отец на этом фото  ещё совсем молодой и  красивый. Он крайний справа.
  А вот другое фото, послевоенное,  отец уже постарше. На фронт  ушёл отец со своими четырьмя братьями. С войны он вернулся один, инвалидом. Осколком гранаты была раздроблена кость в локтевом суставе. Со временем, рука так и срослась в согнутом виде. Остальные его четыре брата  погибли на фронте в ВОВ.
 
  На фото  слева  - много людей. По центру снимка - жених с невестой. Мои отец с матерью  приглашены   на свадьбу как соседи. Они оба улыбаются. В памяти у меня всплывают лица всех соседей.  Рядом другое  фото, там изображён отец сидящим на тракторе ХТЗ. На больших стальных колёсах трактора по всему ободу расположены высокие стальные шипы, высотой не менее 10 см, видимо, для лучшего сцепления с грунтом.  На тракторе кабина отсутствует, тракторист сидит за рулём полностью открытым.
 
   На другом фото - отец стоит возле веялки. Тогда ещё не было комбайнов, скашивающих и обмолачивающих зерно. Его молотили на току, а после уборки соломы   зерно собирали в кучи. Затем это зерно пропускали через веялку, что бы очистить   от мелкой соломы и сорняков. Рабочее колесо веялки вращалось вручную.

Тут же в рамке имеется фото 1947 года, где я со своими старшими братьями и с младшей сестрёнкой Верой. Мне 4 года.   Прибежав домой после игры в войнушку, я увидел во дворе чужого мужчину. В руках  у него какой-то предмет, он стал его устанавливать на три ножки. "Это настоящий пулемёт" - подумал я и стал с интересом его рассматривать. Нас всех поставили к стенке. Но когда пулемётчик стал смотреть на нас сквозь дуло пулемёта, я не выдержал и решил дать тёку с криком: "Сейчас будет стрелять!"
После этого мне братья часто напоминали: "Эх ты, солдат. Фотоаппарата испугался.."

 
 До сих пор  помню изображения всех своих близких родственников многих поколений. С правой стороны я вижу фото моей мамы и её родной сестры т Марфы. Они здесь ещё молодые, улыбаются. т Марфа на 5 лет старше моей мамы. В детстве, когда маме было года 3, а т Марфе - 7-8 лет, они вместе со своими родителями являлись переселенцами в Среднюю Азию из Кубани.. Переселение осуществлялось в товарных вагонах, где находился их небогатый скарб и кое-что из домашней утвари. На пол-дороги в пути умирает глава семейства.  На одной из ближайших остановок детям и их матери разрешили попрощаться со своим отцом и мужем, а отца похоронили недалеко от железной дороги на случайном полустанке. 

Вот фотография моих младших сестёр Веры и Татьяны.  Они сидят   на траве в нашем саду. Татьяна ещё школьница. После школы она уехала в Ленинград, вышла замуж, родила двух замечательных мальчиков. Но насытиться материнским счастьем в полной мере ей  было не суждено. Страшная болезнь лишила мальчиков опеки и материнской любви. Она ушла из жизни совсем молодой.
 
 А вот армейские  фото моих старших братьев  Леонида и Виктора, а рядом - их свадебные фотографии в день бракосочетания. Они ещё молодые и красивые, пышащие здоровьем.  Сейчас у них уже внуки взрослые, а тогда они только начинали свою семейную жизнь полную неожиданностей. У Лёни с Лизой родились три дочери - мои племянницы. Лиза, из немецких переселенцев, воспитывала своих дочерей в строгости и приучала к порядку. Дети с самого детства привыкли к труду. Уже в преклонном возрасте в 2000 году, после смерти Леонида, они переехали на постоянное место жительства в Германию.

  В этой рамке есть и другие фото. Со временем появилась и моя свадебная фотография. Я увидел её много лет спустя, приехав на родину в отпуск. Мне припомнилось, как я после долгого отсутствия  в родительском доме, сижу на улице во дворе вместе со своей роднёй за столом. Мама улыбается, её глаза горят, она ставит на стол миску с пельменями. На столе появилась бутылка самогонки.
 
 Я смотрю на отца и мать.. Мне становится больно смотреть на их постаревшие лица, у меня невольно наворачиваются слёзы. Что бы скрыть их, я вышел со стола и направился в дальний угол двора, а потом пошёл в сад. Там росли знакомые с детства яблони. Их стволы  тоже постарели. Они стали толще, крона стала выше и реже, кора деревьев потрескалась. Мне захотелось подойти к ним вплотную , потрогать и обнять их......

  К сожалению, нет таких рамок с фотографиями в современных семьях, в том числе и у меня. Альбомы с фото открываются один раз в десятилетие, а рамки с фото дети видят каждый день, и в этом случае на много теснее становится связь с предками и родственниками, чего, к сожалению, в настоящее время не хватает...