Долгожданная находка

Михаил Решин
  В 1975 году отделу культуры, который возглавляла Нина Матвеевна Песняева, была необходимость создать паспорта на все исторические и революционные памятники в нашем районе.  Я работал тогда художником ТЮЗа районного Дома культуры и заочно учился на пятом курсе Нижнетагильского педагогического института на художественно-графическом факультете. Нина Матвеевна попросила меня помочь в оформлении этих паспортов, так как требовались обмеры памятников и чертежи, да еще и их фотографии.

  Так я побывал почти во всех поселках района, но больше всего мне понравился поселок Ершовский. Чистый, уютный (все дороги будто посыпаны песком), расположенный в устье трех рек: Малая Караганка впадает в Большую Караганку и через километр впадают в реку Урал.
  На большой, пустынной площади стоял металлический обелиск с надписью: «Партизанам Южного Урала, павшим в борьбе за власть Советов». Кому конкретно посвящался этот обелиск было непонятно, но я стал делать замеры и зарисовывать в альбом.

 И тут подошедшая женщина сказала: 
- А ведь здесь стояла красивая деревянная церковь. Сгорела она лет пять назад. Ребятишки на колокольне развели костёр, пекли картошку, вот и пошел пожар.
- Красивая была церковь? – спросил я.
- Да. Очень красивая и уютная. Так мы жалели, что она сгорела.
- Её разве не закрыли в тридцатые годы?
- Закрыли. Всё вынесли и сделали зерносклад.
  Закончив обмеры и сфотографировав обелиск мы сели в автоклуб и уехали на берег реки Урал, где находилась могила 28 расстрелянных красногвардейцев.

   Прошло много лет, и я стал директором краеведческого музея. Увидев на фотографиях Валерия Масловского Кацбахскую деревянную церковь, я вспомнил о Ершовской и стал расспрашивать у Ильи Степановича Акашева, родившегося и выросшего в Ершовке, похожи ли они друг на друга. Илья Степанович, бывший литсотрудник районной газеты, долго разглядывал фотографии. Потом сказал:
- Наша красивее.
- А в чём отличие? Куполов больше?
- Я помню, что она была красивая, а в деталях не помню.

  Как-то зашли двое мужчин в музей и, когда я им показывал стенд о  Кацбахской церкви, рассказывал её историю, то один сказал, что в Ершовке  у  соседей есть старая фотография Ершовской.   Летом 2008  года я предпринял попытку разыскать обладательницу уникальной реликвии и перефотографировать.

  Прошло 34 года, как мы с Песняевой были здесь. Картина предстала ужасная, как будто поселок подвергся жестокой бомбардировке. Кругом были разрушенные дома и оазисами выглядели еще целые, жилые усадьбы. Час поисков ничего не дал, так как все посылали в другие дома, со словами: - «Вот у них, кажется, сохранилась». Затем адресат переместился в поселок Новоершовский, но и там фотографии не нашлось.

  Через полтора месяца я повторил попытку и удачно. Я держал в руках фотографию, где на фоне деревянной церкви сидели три женщины. Хотя не все здание было в кадре, но дополнить, реконструировать уже было можно. Действительно небольшая, красивая церковь. И как бы сейчас она украсила, а может быть и сохранила бы казачий поселок, названный в честь губернатора Оренбургской губернии Ершова Василия Ивановича.

  Я не называю фамилии владелицы этой фотографии, так как сейчас стало модным собирать, коллекционировать старые фотографии.  Боюсь, что эту фотографию будут искать, чтоб пополнить частную коллекцию. Даже для музея  я постеснялся выпросить её, так как здесь запечатлены родные люди. Я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Теперь в музее выставлена фотография и Ершовской церкви.