В Чечне было жарко...

Александр Орешкин
Моему дяде Диме сейчас больше тридцати лет, какой ветеран, скажите вы? А он, оказывается, такой же ветеран, как и его дедушка – Алексей  Яковлевич, который воевал с фашистами в сороковых годах прошлого века. Оказывается, и в мирное время есть место подвигу.

По заданию учителя, я попытался в одну из встреч с дядей Димой поговорить о днях его военной службы. Тем более, что как то я видел на его солдатской форме, которая висит в шкафу, медаль и какую то желтую полоску. Больше всего меня заинтересовала именно эта узкая , на фоне разляпистой, зеленой формы, полоска.
 
- Дядя Дима, - начал я разговор, - а что это за полоска? Это ваше военное звание?
- Да, нет, - рассмеялся он. – Это, тезка, - совсем другое…
Он замолчал, задумался и неохотно сказал:
- Это, как бы, ранение. Хотя, не пулей меня ранило.
- А как же? Палкой, что ли, кто ударил? – спросил я, чуть не рассмеявшись. Хорошо, что сдержался.
- Да, Димон, - засмеялся он.- Как дубиной по головам все отделение жахнуло.
- Расскажите, дядя Дима, - взмолился я.
- Да из меня плохой рассказчик,- задумчиво ответил он.- Хотя уже можно, наверное.

Давно это было. Тебя на свете еще не было, в самую первую Чеченскую кампанию. Служил я срочную службу в Самарском полку ГО и ЧС, думал, что не придется, как деду моему  воевать. Но ошибся.

Однажды ночью нас подняли по тревоге. Звучит приказ: «Грузиться со всей техникой на платформы!». Я уже по второму году служил, дело знакомое. Привычно упаковал свою машину на платформе, молодым бойцам помог.

Везли нас почти три дня и три ночи. А в это время, в Грозном бушевал пожар на нефтезаводе, свои и подожгли. Весь завод дотла спалили, а железки то разные не горят. Нужно было расчистить завалы, обеззаразить объект. Вот нас и кинули на это дело.
- А вы кем служили, дядя Дима? – спросил я, что бы перевести затянувшуюся паузу.
- Да командиром отделения, младшим сержантом, тогда еще был. По должности я в машине должен сидеть. Но разве усидишь, когда вокруг такое творится. Подъедем к объекту, промоем  водой, что горит, охладим и давай – проходы  в завалах мостить. И так - три дня и три ночи, пока  все не потушили.
- Ну и за что медаль и полоску дали? – удивился я.
- Медаль – За отвагу на пожаре, - ответил он,- На ней же написано. А вот полоска… Да я и сам, и никто из ребят сначала не поняли.
- Почему?
- Дело в том, что дозиметр - такой, который радиацию мерит, был только у лейтенанта, командира нашего взвода, с нами везде был, руководил. Он в горячке работы, не смотрел на него, а когда глянул, обалдел – прибор зашкаливал. Оказывается, мы на бывшей лаборатории завалы разгребали, а там приборы с источниками радиоактивными были. Приборы сгорели, а источники то остались и радиация осталась.  Кому сколько, этих билирентген досталось – одному богу известно.  Ну, в общем, мы всем отделением на четвертый день  лежали в госпитале. Полгода лечили, а потом дослуживал еще.
Вот так и служил мой дядя. Не герой, но долг свой с честью исполнил.            
 
Д. Солдатов, ученик 7 класса, с подачи А. Орешкина.