Волки. Глава 21

Зура Итсмиолорд
Глава 21.

          Давайте  приподнимем завесу тайны и окунемся в загадочный мир волка. Эти хищники обитают на Земле  достаточно давно. Произошли   они от плотоядных хищников, живших сто  миллионов лет назад, а около двадцати миллионов лет назад от них произошли собаки.
         Любой чеченец гордится, если его сравнивают с волком. Если хотят похвалить, подчеркивая смелость и ловкость мальчика, то говорят: «Его вскормила волчица».
         Волк - символ бесстрашия. Хищник борется до победы. Единственный из зверей, осмеливающийся идти на более сильного. Недостаток силы волк заменяет безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. Если же  проигрывает битву, то умирает молча, поворачиваясь лицом к своему врагу. И в его холодных глазах нет  ни страха, ни боли.
          А вот в славянских легендах говорится, что черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить. Оживленный Богом, Волк бросается на черта и хватает его за ногу. Хтонические свойства волка (происхождение, связанное с землей, глиной, поверье о кладах, “выходящих” из земли в виде Волка) сближают его с гадами, особенно со змеей. Гады появились на свет из стружек от выстроганного чертом волка.
        Волк объединяется с нечистыми  слепыми или слепорожденными животными, которые нельзя употреблять в пищу. По  украинским поверьям, волчица приносит волчат один раз в жизни. Если  же принесет потомство пять раз,  то превращается в рысь. Говорят, что волчата выводятся там, где волк завоет во время пасхальной Всенощной, а их  столько, сколько дней пришлось в  году на мясоед от Рождества до Великого поста.
         Определяющим в символике волка является признак “чужой”. Волк соотносится с “чужими”, прежде всего с мертвыми, предками, “ходячими” покойниками. В некоторых заговорах от волка говорится, что он бывает у мертвых на “том свете”. При случайной встрече с волком призывают на помощь умерших. Зверь противостоит человеку,  и как нечистая сила его отгоняют крестом. Он боится колокольного звона, ему нельзя давать ничего освященного. Он может осмысляться и как инородец: например, стаю волков называют “ордой”.  С волком связывают различные инородные тела: волк — название нароста на дереве или черной сердцевины в нем; наросты и опухоли на теле лечат волчьей костью или с помощью человека, съевшего волчатины. “Волчьей” символикой может наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон как чужая по отношению к противоположной: “волком” называют и дружину жениха, и всю невестину родню на свадьбе у жениха; в причитаниях “волками серыми” невеста называет братьев жениха, а в песнях родня жениха называет невесту “волчицей”. С волком;,  ищущим себе добычи, символически может соотноситься и сам жених, добывающий себе невесту.
           Волку присущи функции посредника между "этим" и "тем" светом, между людьми и нечистой силой, между людьми и силами иного мира. Считается, что задирая скотину, он действует не по своей, а по Божьей воле. Существует представление: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". Похищение волком скота воспринимается нередко как жертва и сулит хозяину удачу.
           Отношение волка к нечистой силе двойственно. С одной стороны, нечистая сила пожирает волков: пригоняет их к человеческому жилью, чтобы потом поживиться волчьей падалью; дьявол ежегодно таскает себе по одному волку, который "знается" с нечистой силой. Колдуны могут оборачиваться волками, могут насылать волков на людей и скотину. С другой стороны, по велению Бога волки истребляют, поедают чертей, чтобы они меньше плодились. Волк и сам может быть мифологическим персонажем — волком-оборотнем. Согласно поверьям, волки находятся в подчинении лешего, который  кормит их, как своих собак.  Иногда лешего самого представляют в виде белого  волка. Чтобы задобрить лешего, пастух оставляет в лесу на съедение волкам одну овцу.
Обычно покровителем волков и одновременно охранителем стад считают св. Георгия (Юрия, Егория), у западных украинцев — св. Михаила, Луппа, Николая, Петра и Павла. Широко распространены сказы о человеке, подслушавшем, как хозяин волков (св. Юрии, царь волков) распределяет среди волков их будущую добычу.
           Для защиты скота от волка соблюдают определенные запреты на действия и работы, связанные  с продуктами скотоводства (овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом), с ткацкими работами и острыми предметами. Не выполняют никаких работ в день св. Георгия, не дают ничего взаймы во время первого выпаса скота и вывоза навоза на поле; не прядут на святки; не отдают за границы села ткацкие орудия, не ставят изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая; не едят мяса в день св. Николая; не допускают половых сношений в последнюю ночь перед масленицей. Опасным считается и упоминать волка, чтобы тем самым не накликать его (“Про волка речь, а он навстречу”). Русские называют: "зверь", "серый", "кузьма", "бирюк", "лыкус", украинцы: "скаменник", "малий".
         Чтобы волк не съел пасущийся скот, кладут в печь железо в день св. Николая, втыкают нож в стол, в порог или накрывают камень горшком со словами: “Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока". При первом выгоне скота с той же целью замыкают замки, посыпают печным жаром порог конюшни.
          Для защиты от волков используются заговоры, обращенные к лешему, к святым — повелителям волков, с тем чтобы они уняли "своих псов". Характерные мотивы заговоров: просьба замкнуть пасть, зубы волка замком, серебряными, райскими ключами, отсылание волка к морю за белым горючим камнем, ограждение от него каменной стеной, угроза сунуть волку в зубы горячий камень и др. Чтение заговоров сопровождается сжиманием кулаков, смыканием зубов, втыканием топора в стену и т.п. Если вы пришли в лес и боитесь встретить волка, то читайте заговор "от злого зверя" или сорок раз скажите: "Господи, помилуй". А если встретитесь с ним, то молчите, не дышите или прикиньтесь  мертвыми. Но если вы не испугались, то  покажите ему кукиш, отпугивайте  угрозами, стуком, криком, свистом. Иногда кланяются, встают перед волком на колени, приветствуют или просят: "Здравствуйте, молодцы", "Ваучица, матушка, памiлуй меня". Крестятся, произносят заклинания: “Хрест на мене, вовк вiд мене”, “Атвярни мене, Госпади, ат этага зверя", "Вовк, вовк, гдэ ты був, як Суса Христа роспинали?"
          Нередко оберегом служит само упоминание или имя волка. Так, о появившемся на свет жеребенке(теленке, поросенке) говорят: "Это не жеребенок, а волчонок".
          Повсеместно волк, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает удачу, счастье и благополучие. Волк, забежавший в деревню -  примета неурожая. Множество волков сулит войну. Вой волка предвещает голод, вой их под жильем — войну или мороз, осенью — дожди, а зимой — метель.
       Не надоела я вам своим повествованием о волках? Еще немного.
       Род волки (лат. Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних собак — наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк. Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: если осторожные, дерзкие или самоуверенные держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, то других не видно и не слышно.
                ***
       Скоро рассвет. Надо идти в дом, чтобы шакалы могли подобрать то, что осталось после нас. А мы с вами вернемся на поляну, где  Цуца буквально выуживает из уст  Рапат  историю  ее любви.