Истории старого сада. 4. Прощание с варакушкой

Юрий Плотт
   По возвращении из города на Неве, первым делом – в сад! Пока меня не было, погасли разноцветные фары пионов, стройной колонной отделяющих простые огородные растения от пышной садовой знати. Затухли светильники на длинных  ветвях жимолости каприфоль. Цветы этой лианы устроены очень интересно. На кончиках веток верхние пары листьев срослись основаниями, образовав чаши, внутри которых бьются лепестки душистого пламени. На свидания с жимолостью лучше ходить вечером, когда завершающий день свет цепенеет на венчиках, и запахи усиливаются. Отцвели летнецветущие спиреи. Нужно срочно срезать невзрачные серые отцветшие зонтики и тогда через некоторое время можно будет полюбоваться розовыми розетками повторно цветущих растений. Зато примерили сиреневые и белые юбочки эхинацеи, разрослась, набрала мощь петуния, сад по-прежнему раскрашен ярко и празднично. Расцвела и нигелла дамасская, лёгкая и безгрешная, как пасмурный денёк в череде изнуряюще-знойных. Юная душа в ласковом родительском гнезде из тонких ниточек-листочков. Она больше достойна другого своего имени – девица в зелени.

   А главный сюрприз - варакушка мой  распелся, защёлкал соловьём, расшумелся громче обычного. Я решил, что он празднует освобождение от семейных забот, радуется погожему дню, обилию корма, да и просто проснулся в хорошем настроении. Подсвистел ему немного, подыграл, мол, и у меня настроение тоже вполне замечательное, потом засел в малине. Ягоды уже давно начали зреть, первые даже перестояли, набухли, проявился лёгкий аромат малиновой закваски для домашнего вина, которое я в былые годы ставил немало. У меня слабость к свежей малине, люблю есть не по одной ягодке - набираю пригоршню и отправляю её в рот, дабы ни один вкусовой рецептор не остался не затоплен малиновым цунами. Я так увлёкся поеданием ягод, что забыл о варакушке. Он улетел, но через некоторое время вижу – летит прямо на меня, свистит что есть духу, и вдруг надо мной резко затормозил в воздухе, завис, часто маша крылышками, подобно голубю – турману перед началом многокаскадных кувырков, так, что я даже заволновался: вдруг и вправду начнёт кувыркаться, а высота-то всего метра четыре. Артист благополучно закончил акробатическую составляющую номера, сел на излюбленное место на тросе, «лицом» ко мне и продолжил закладывать свою потрясающую каденцию уже в статичном положении. До меня дошло: весь этот утренний концерт разыгрывается для меня, малышка соскучился и  приветствует моё возвращение! Я тут же радостно поспешил увериться в этом совершенно невероятном предположении и начал подсвистывать своему любимцу, включая время от времени в пересвист небольшие весёлые отрывки из популярных мелодий. Но оказалось, что это был последний наш дуэт: самчик варакушки – непревзойдённый маэстро, у которого я имел честь быть на подпевках, на самом деле со мной прощался. А потом улетел, и больше я его в саду этим летом не видел.

   Но оставались  ещё подружка рыжезвёздного и птенцы – выводок этого года. К счастью, мои встречи с ними в этом году случились. Первая произошла вскоре. Я шёл по садовой тропинке, вдруг из-под ног вспорхнула небольшая птичка, распушённый хвост её заиграл на солнце огненными проблесками, - варакушка! Я несколько дней не видел и не слышал своих квартирантов, успел соскучиться по ним и обрадовался этому нечаянному уже свиданию, так как решил, что мои постояльцы тихо и незаметно съехали со своей летней резиденции. Варакушки птицы не стайные, улетает на юг и возвращается поодиночке, поэтому их появление и исчезновение всегда неожиданно. Варакушка отлетела недалеко и села в вишарнике. Я громко и настойчиво засвистел, выдавая, может быть, свои лучшие трели, очень хотелось убедиться в том, что птицы ещё живут в саду. Птичка явно заинтересовалась  моими музыкальными эскападами и перелетела из своего укрытия поближе. Воодушевлённый успехом, я рассвистелся ещё активней. Внимая настойчивому призыву, она перескочила ещё ближе, потом ещё, и, наконец, я её рассмотрел. Это была молодая варакушка – бурый аккуратный комочек перьев со светлой грудкой. Пол молодых птиц различить невозможно, но мне захотелось, чтобы это непременно была самочка. Птичка, в свою очередь, удивлённо и внимательно рассматривала меня. Она вывелась здесь, в моём саду, уже уверенно встала на крыло, но далеко отлетать ещё не решалась. Я порадовался знакомству с представительницей нового поколения, пожелал ей окрепнуть, счастливо перебраться на зимние квартиры и пригласил возвращаться на родину следующей весной. Едва дослушав, варакушка вспорхнула и унеслась в небо.