Двойной агент Иоанн

Олег Мглин
Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Ин 6.70.

Работа любого агента начинается с легенды и внедрения. И здесь сразу мы встречаем противоречие.
Версии первого апостольского «призыва» со стороны.
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. (Мф 4.18-22; Мк 1. 16-20).
Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. (Лк 5. 8-11).
По иному выглядит это событие у Иоанна:
На другой день опять стоял Иоанн (Креститель – прим. авт.) и двое из учеников его.  И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.  Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). (Ин 1.35-42).
Итак, либо Иоанн скрывает свое «классовое происхождение», либо, говоря о себе в третьем лице (а такой прием используется по всему его Евангелию – прим. авт.), противоречит остальным евангелистам. Нестыковочка! Но внедрение состоялось…
При том отметим, сразу после крещения Иисуса и ухода с ним двух упомянутых учеников, один из которых как-бы скрыт, предан был Иоанн Креститель (Мк 1. 14). Совпадение?..
Странное совпадение происходит через пару лет и в Иерусалиме.
Приближался праздник Иудейский — поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. (Ин 7.2-4). Но потому что Иудеи искали убить Его (Ин 7.1), Иисус отказался, сказав: Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось (Ин 7.8), и остался в Галилее (Ин 7.9). Однако когда братья ушли, Он пришел на праздник, не явно, а как-бы тайно (Ин 7.10).
Но первосвященникам кто-то донес о пребывании Иисуса в храме, куда и были посланы служители – схватить Его (Ин 7.32). Спасло Христа лишь замешательство пришедших и его сторонник среди фарисеев Никодим (Ин 7.44, 50).
Как видим, Иуда здесь не при чем. Но кто же тогда?.. Хотя, только Иоанн знал и подробно описывал все посещения Иисусом Иерусалима, в то время как остальные апостолы мало информированы об этих походах Учителя и не упоминают их в своих писаниях.
Обратим внимание, что незадолго именно до этого неприятного случая Иисус изрек ученикам: Но один из вас диавол. Ин 6.70. Может, потому Он и пошел в Иерусалим «не явно, а как-бы тайно»?
Следующая встреча с нашим «мистером Х» происходит в доме первосвященника, куда привели схваченного Иисуса.
Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? (Ин 18. 12-17).
Очень интересное свидетельство, особенно когда его сравнить с другими (Лк глава 22; Мф глава 26; Мк глава 14)
Весьма информированным, оказывается, был сей ученик. Он один из всех учеников знал про слова Каиафы на совете (Ин 11. 49-50). Именно этот ученик знал раба, пострадавшего от меча Петра (Ин 18.10), в отличие от других свидетелей (Лк 22.50; Мф 26.51, Мк 14.47) Причем, знал он не просто раба, но и его родственников (Ин 18.26). Объясняется это тем, что сей ученик был знаком с первосвященником Анной (Ин 18.15), причем, знакомство было не простым, шапочным, но позволявшим даже отдавать указания придвернице (Ин 18.16).
Ситуация такова, что этим «кротом» мог быть один из близкого окружения  Иисуса (например, Иоанн, который писал о себе в третьем лице), либо, что менее вероятно, один из высокопоставленных саддукеев в окружении Анны (это указывало бы на поддержку Учителя в среде первосвященников). В любом случае, Иуда оказывается вовсе и не предателем, но лишь пешкой (точнее – катализатором) в большой политической игре.
И вот, что еще поразительно, именно «любимый ученик», узнав на Тайной Вечере, кто будет «предателем», промолчал, ничего не сказав остальным ученикам, и даже не возроптал (Ин 13. 21-30; Лк 22. 23-24; Мф 26.20-24; Мк 14.17-21). А может, он знал, кто был у первосвященников, и лишь уточнил – все ли идет по плану?
Мне возразят, мол, но все равно же Иоанн был любимым учеником Христа. Однако сей тезис, мы узнаем лишь от самого Иоанна (Ин 13.23; 21.20). Однако Иисус учил: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (Ин 5.31). Особенно тогда, как другие говорят об ином. Вот десять учеников вознегодовали из-за неправедного поведения братьев Зеведеевых (Мф 20.20-24; Мк 10.36-38). А разве это не образец зависти и неприязни иоанновой: При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. (Мк 9.38, Лк 9.50) А вот что предлагали вместо любви «кроткий и скромный» Иоанн и брат его для селения Самарянского: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их (Лк 9.55)...
Более чем при загадочных обстоятельствах встречается Иоанн и в Деяних Святых Апостолов. Вскоре после Воскресения Христа, Петр и Иоанн, уча народ и проповедуя в Иисусе воскресение из мертвых, были отданы саддукеями под стражу и предстали перед начальниками и старейшинами, и книжниками, были и Анна первосвященник, и Каиафа, и прочие из рода первосвященнического. Но после совещания неожиданно были отпущены, не причинив никакого вреда, им лишь приказали отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. (Деян 4. 1-18). Опять Иоанн и Анна!
Это оказалось последним упоминанием об Иоанне среди Апостолов. Агент, видимо, был выведен из игры.
Вернулся Иоанн к миссионерской деятельности лишь после того, как многие участники и свидетели тех событий удалились или сошли со сцены.