Но сначала пару слов о том, зачем вообще писателю нужно сочинять анекдоты. Нет, не только для некоего «развития чувства юмора». Есть куда более сложная задача — научиться работать с сюжетом рассказа. А анекдот парадоксален по своей сути и именно он учит видеть парадокс, а не одну формальную идею текста.
Есть много способов, как написать анекдот. Я расскажу о самом простом. Этот способ похож на разгадывание кроссворда и, по сути, он не требует навыка.
Возьмите любой юмористический журнал. Разверните на странице с анекдотами. Прочитайте любой из них… А потом попробуйте чуть изменить ситуацию с которой «стартовал» анекдот.
Например, читаем:
— Товарищ милиционер, вон мужик бежит, он вырвал у меня сумочку, догоните его!
— Гражданка, вы, что не знаете, что милиции у нас больше нет, у нас теперь полиция!
— Ой, простите, товарищ полиционер, догоните…
— Гражданка, что за слово вы придумали — полиционер!
— Простите, я волнуюсь, товарищ полицейский, скорее…
— Гражданка, к полицейскому не обращаются со словом «товарищ».
— Ой, простите господин полицейский.
— Ну, наконец-то!
— Ой, уже убегает, скорее!
— А это не мой участок.
На мой взгляд, этот анекдот длинный и не очень смешной. Что ж, попробуем его исправить!.. ))
Итак, действующие лица: милиционер и женщина. Женщина просит, милиционер отвечает и не торопится бежать за преступником. Теперь давайте изменим только ОДНО слово в начале диалога.
В результате получится:
Женщина:
— Товарищ милиционер, вон мужик ЛЕЖИТ, он вырвал у меня сумочку.
Стоп-стоп!..
Улыбнусь: а теперь давайте повнимательнее присмотримся к ситуации. Мужик, укравший сумочку, уже не убегает, а лежит. Казалось бы это полная ерунда!.. Но нет. Это как раз тот парадокс, о котором я говорил выше. И из этой парадоксальной ситуации нужно найти выход. Кстати, именно тут и может пригодиться чувство юмора, а так же умение нешаблонно мыслить.
Подумайте, что бы ответил женщине милиционер на ее странную фразу? Наверное, он бы удивился…
Что ж, продолжим анекдот и, так сказать, подчеркнем нелепость ситуации:
Милиционер говорит женщине:
— Если грабитель лежит, значит все в порядке?..
Снова улыбнусь: вот он — «момент истины». Зачем же потребовался милиционер женщине, которая сама уложила вора на асфальт?!.. А все очень просто! Ведь грабитель вырвал сумочку и эта сумочка… Тоже лежит на асфальте.
Итак, вот анекдот в своем новом, законченном варианте:
Женщина:
— Товарищ милиционер, вон мужик лежит, он вырвал у меня сумочку.
Милиционер:
— Если грабитель лежит, значит все в порядке?
Женщина:
— Товарищ милиционер, вы — бездельник. Сейчас же подайте даме сумочку!
По-моему, этот — думаю уже мой собственный — анекдот короче и ярче.
Нельзя сказать, что подобное сочинительство приносит писателю некую особую пользу. Например, с его помощью не станешь добрее, талантливее и не научишься видеть мир другими глазами. Тут речь скорее идет о технической тренировки взгляда на текст, тренировке умения видеть мелочи и использовать их… Но именно это и необходимо для работы с сюжетом рассказа.
А вы как думаете?.. ))
Примечание от 6 июля 2017 года: автор продолжил тему. Вторая часть - на лицевой страничке.