Хосе Клементе Ороско

Улексия Миссосупова
Jos; Clemente Orozco, 23 ноября 1883 — 7 сентября 1949 — мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.
Из всей великой троицы мексиканских «муралей» (мастеров росписи стен) – Риверы, Сикейроса и Ороско, последний наименее известен в России. Он не был плейбоем и гением саморекламы, как Ривера, не был таким «пламенным» марксистом как Сикейрос, и к старости вроде бы даже симпатизировал Гитлеру и носил свастику. Жизнь Ороско – это, прежде всего, работа. Его автобиографию читать не интересно – это всего лишь сухое перечисление дат и проектов. Его не интересовали любовные интриги, развлечения (хотя его брат владел ночным клубом), его настоящей страстью были колоссальные фрески, которыми он украсил десятки зданий в Мексике и США.
Хосе Клементе Ороско родился в1883 году, в небольшом городке Гусман, в штате Халиско. Он получил широкое разностороннее образование: учился в национальной сельскохозяйственной школе, после четырех лет, проведенных в Национальном университете (1900–1904), он изучал архитектурное проектирование в Академии Сан-Карлос и работал чертежником.
Женщина в шляпе Хосе Ороско
Улекса фон Лу
http://stihi.ru/2011/11/23/1845
Женщина в шляпке, и мысли летучие,
чувства крылатые - вверх улетается,
шляпка для ливня июльского тучкою,
в дождике мыслей Лили улыбается.

Да и неважно, чьей быть собеседницей,
чуть влюблена иль не чуть, а всем сердцем ты?
Ангел-хранителю даже не верится -
в лике земном - ливень светлой небесности.

Словно невеста, вся женщина светится,
и от эмоций лицо - нет прекраснее!
Вид из окна - на небесную лестницу,
женщина в шляпке - июльскою сказкою.

Хосе Клементе Ороско. Женщина в шляпе.1940

Он был одним из активных участников мексиканской революции, на фронте его ранили, он потерял руку. В графическом цикле 1913–1917 годов «Мексика в революции» Ороско запечатлел динамику и драматизм революционных событий. Ненависть к злу, стихия народа, мечтающего о свободе, – обо всем этом художник рассказывал взволнованно, темпераментно. В этом ему помогало и знание трагического искусства великого испанца Гойи.

Временное поражение революции вынудило Ороско бежать из страны. Три года он жил в США. В 1920 году он возвращается на родину. Польза от революционных перемен стала очевидной. Прошли земельная и трудовая реформы, могущество католической церкви значительно пошатнулось, полезные ископаемые перешли в государственное пользование. В Мексике начался крестовый поход за грамотность, была построена тысяча сельских школ. Были заключены контракты с художниками с тем, чтобы они расписывали стены общественных сооружений фресками, которые прославляли бы мексиканскую историю и культуру. В 1922 году Ороско приглашают вместе с другими мастерами расписать здание национальной подготовительной школы в Мехико. В европейском искусстве традиции монументального творчества были уже давно утеряны. Все «мурали» были приверженцами национального мексиканского искусства, только они понимали его по-разному, Ривера, например, бравировал индейским элементом, а Ороско больше придерживался испанских традиций. В своем творчестве он старался на сколько это возможно избегать всяческой «мексиканщины» - холщевых штанов, сомбреро, деревенских сандалий.

С своей «Автобиографии» он пишет: «Даже ошибки, которые мы совершали, были полезны. Была прорвана рутина, покончено со множеством предрассудков. Живопись увидела социальные проблемы с новой точки зрения. Она покончила с художником-богемой, который жил отшельником в “башне из слоновой кости”. Тогдашние художники и скульпторы были людьми действия, сильными, здоровыми, знающими, готовыми трудиться как хороший рабочий - по 8-10  часов в сутки. Хотевшими все узнать и понять, и найти свое место среди строителей нового мира. Они надевали комбинезоны и поднимались на леса».
Подробнее - на сайте http://rockkent.narod.ru/Orozco/jose_orozco.htm