Тулуз-Лотрек

Улексия Миссосупова
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa,  24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) —
французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, крупнейший мастер графики и рекламного плаката.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, на юго-западе Франции. Он был единственным ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции. Родословная Тулуз-Лотреков простиралась на тысячу лет в глубь времен.

Семья Лотреков владела несколькими домами. Большую часть времени мальчик проводил в замке Боек, неподалеку от Альби. Подобно многим аристократическим отпрыскам, он увлекался лошадьми и собаками и с детства рисовал животных (как, впрочем, и бесконечные карикатуры на окружающих).
А. Тулуз-Лотрек. Лой Фуллер в Фоли-Бержер
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/24/6947
«Её руки, удлиненные длинными стержнями, ритмически колеблют громадные крылья из легкой белой ткани: освещенные нижним светом, бьющим из люка, эти крылья то клубятся, как фиолетовые туманы, то вьются розовым дымом, то вспыхивают огненными язычками в нескончаемом богатстве разнообразных тонов» – так о Лой Фуллер в 1911 году писал русский журнал «Аполлон». http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/112187/

Лой Фуллер - вихрь в Фоли-Бержере,
цветок из ткани и огней,
легато легкого движенья,
и бризом музыки повеет,

и танца пластика стремится
преодолеть пространство-время
мгновеньем всплеска в космос влиться,
твореньем звезд - цветов Вселенной

В Фоли-Бержере рукоплещут,
Рой Фуллер в танце растворилась,
в движенье - чувственность и вечность
цветком земли-небес раскрылись.


Детство Анри было омрачено болезнью. Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства.

Родители будущего живописца не имели ничего против его увлечения искусством, понимая, что, став взрослым, их сын не сможет вести жизнь, типичную для большинства аристократов.
В Мулен Руж де Тулуз-Лотрека
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/24/3335
"Мулен Руж" и динамичны фигуры,
тонкая Ла Гулю правит прическу,
В призрачном свете прекрасно абсурдна
Мэй Милтон с песней -пугающей грезой.

В зале друзья  - стол с Сеско и Гибером -
и сам Лотрек с братом де Селейраном
Ла Макарона сидит с Дюжарденом,
критик сердит, бередит чьи-то раны!

Мулен Руж - место бесед и романов,
планов, проектов и взлета карьеры,
от жизни шумной немного устали,
лица бледны, утонченны манеры.

Зеркало в зеркале... Тулуз-Лотрека
кисть в охре, саже, чуть-чуть - в шоколаде,
вечны портреты канканного века,
"мельницы красной" - миф, комикс, баллада!

В «Мулен Руж». Анри Де Тулуз-Лотрек
Лотрек открыл собственную мастерскую. Это случилось в январе 1884 года. Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево). Район считался богемным.
Две фигуры
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2010/11/16/2246
Две фигуры, судьбами побитые,
жизнь на дне, как красное вино?
В прошлом ли актеры знаменитые?
Ныне - кадры страшного кино?
Можно осуждать их строгим взглядом -
жизнью покорежены фигуры,
а художник радость в них угадывал
красками ваял души скульптуры,
Безобразное в несчастных трогает
и волнует, взгляд не отпуская,
Много повидали в жизни, многое,
но перед судьбой нет покаяния!

Картина Анри Тулуз-Лотрека "Никчемные"

В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 сантиметров, но, поскольку в те времена люди были в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию). Его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги.

Образ жизни художник вел очень рассеянный; это и стало причиной его ранней смерти. К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Друзья старались помочь ему. Несколько раз они устраивали Лотреку поездки в Лондон, но по возвращении он всякий раз принимался за старое. В начале 1899 года мать Анри наняла для него двоих мужчин-сиделок, а после очередного приступа белой горячки настояла на том, чтобы сын лег в психиатрическую лечебницу, расположенную неподалеку от Парижа. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.

Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Вскоре художник снова запил — да так, словно желал поскорее свести себя в могилу. Проведя зиму 1900—1901 годов в Бордо, он в апреле 1901 года возвратился в Париж, и, возможно, предчувствуя, что этот год станет последним в его жизни, начал приводить в порядок свои дела, завершив ряд незаконченных картин и подписав те работы, которые считал достойными внимания.

15 июля Лотрек в последний раз покинул Париж. В августе, на атлантическом побережье, его настиг инсульт, парализовавший половину тела. Графиня Адель жила в то время в замке неподалеку от Бордо, и художник попросил ее забрать его к себе.
Там Тулуз-Лотрек и скончался 9 сентября 1901 года, в возрасте 36 лет.

По материалам http://www.tuluz.ru/