Что предшествует вера или возрождение?

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ: ВЕРА ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
Лигон Дункан

Позвольте мне спросить вас: человек верит, чтобы родиться вновь, или мы должны быть рождены свыше, чтобы верить? Говоря более богословски: вера предшествует возрождению или возрождение предшествует вере? Или еще точнее: сердце возрождает действие веры или же то, что мы получаем в возрождении?
Теперь я хочу спросить: интересен ли кому-либо вообще такой абстрактный, далекий от жизни и, честно говоря, скучный вопрос? Я надеюсь, что могу предложить убедительный ответ. В самом деле, есть по крайней мере три причины, почему этот вопрос чрезвычайно важен для верующих христиан, и почему мы должны понять библейскую точку зрения на него.
Во-первых, этот вопрос затрагивает самое сердце Благой вести и благодати Божией. Тот или иной ответ на него обязательно отражает все понимание Евангелия. Например, если вы говорите, что вера предшествует возрождению, вы должны также сказать, 1) что люди на самом деле не мертвы духовно до возрождения; 2) что спасительная вера не есть дар Божий; 3) что душевный человек приемлет Духа; 4)  что неверующий может уверовать в любой момент своими собственными силами, помимо возрождения от Бога, и 5) что люди могут прийти ко Христу, не будучи привлечены Отцом.
Это по меньшей мере серьезные заявления. Кроме того, в нашем поколении существует реальная возможность упустить из виду жизненно важные библейские истины, если мы не займемся  вплотную этим вопросом. Реформаторы XVI века, наши предки, лютеране и кальвинисты, своим титаническим трудом по восстановлению библейского Евангелия завещали евангельским церквам два больших акцента: неспособность человека уверовать и суверенную благодать Бога в спасении. Эти библейские доктрины компрометируются утверждением, что вера предшествует возрождению. Однако не будет несправедливым сказать, что с большинства евангельских кафедр сегодня проповедуется именно это.   
Наконец, это далеко не абстрактный или непрактичный вопрос, ибо он имеет прямое влияние на вопросы повседневной христианской жизни, как и на уверенность в спасении и на понимание величия благодати Бога. Рассмотрим два примера.
Женщина подходит к служителю после утренней воскресной проповеди под названием «Что значит иметь веру во Христа». Она является верным членом Церкви, она любит Господа, она читает Слово, регулярно молится, но ее обуревают сомнения. Она боится, что когда несколько лет назад она посвятила себя Господу, ее вера была ложной. «Я знаю теперь гораздо больше, что значит идти за Иисусом, - объясняет она пастору. – Интересно, если бы я знала все это, родилась ли бы я свыше? Была ли я вполне искренна? Что делать, если, когда я уверовала, моя вера была несовершенной? Если мои мотивы были ошибочными? Какой должна быть вера, чтобы Бог одарил меня новым рождением?».
Другой сценарий: несколько лет назад после изучения последствий греха в одном библейском колледже студент университета подошел к лидеру группы с вопросом: «Сегодня вы сказали, что Библия учит, что люди духовно мертвы из-за греха, не так ли?». – «Да», ответил наставник. «И значит, духовная смерть всегда сопровождается неверием?» - «Да». «Но как можно верить во Христа ко спасению, если мы духовно мертвы? Откуда у нас возьмется вера?».
Эти два совершенно разнородных вопроса связаны с неправильным пониманием соотношения между возрождением и верой. Библейская точка зрения на них должна, с одной стороны, помочь этой женщине в ее поиске уверенности, а с другой – привести студента к более глубокому пониманию того, как далеко идет Бог, чтобы спасти беспомощных грешников. 
Есть много благонамеренных евангелистов, которые сегодня являются весьма непреклонными в своем утверждении, что вера предшествует возрождению, и примеры этого нетрудно умножить. Например, один богослов недавно утверждал, что Бог не может (если не сказать не хочет) возрождать сердце, если оно не пожелает этого. Чаще мы слышим это же в положительной  форме: любой человек, который готов доверять Иисусу Христу как своему Спасителю и Господу, может обрести новое рождение.   
В основе этой позиции лежат три предпосылки. Во-первых, она утверждает, что естественный человек духовно не мертв во грехе. Хотя он во вражде с Богом и является рабом греха, с этой точки зрения он не настолько мертв, что он не может верить в Бога ко спасению. То есть эта позиция гласит, что все люди способны обрести веру и они не нуждаются в возрождении для того, чтобы стать на это способными.
Во-вторых, эта точка зрения полагает, что возрождение есть дар Божий в ответ на веру человека, но вера сама по себе не есть дар. Иисус, спасение, Евангелие, благодать, Дух Святой и возрождение – да, это дары. Но личная  вера – это не дар. Бог дает нам новое рождение тогда и только тогда, когда мы сами захотим и выберем возродиться. Пока мы не верим, Бог ничего не делает и ничего не может сделать, чтобы привести нас к вере в Него. С этой точки зрения Он любит нас  потому, что прежде мы возлюбили Его.
В-третьих, этот взгляд утверждает, что со стороны Бога было бы несправедливо требовать верить от тех, кто не может верить, или возрождать тех, кто этого не желает. Учение, что человек духовно мертв и не верит, хотя он должен верить, с этой точки зрения не имеет смысла. Было бы несправедливо, чтобы Бог возрождал одних, но не других, и возрождение силой Божьей до веры – это тоже несправедливо.
Но как бы благочестивы или благонамеренны ни были такие взгляды, на самом деле они опасны для духовной жизни. В первую очередь – потому, что они искажают ясное библейское учение и противоречат ему, и ставят человеческий разум над учением Писания. Кроме того, признание веры до возрождения влечет за собой определенные неизбежные следствия.
Во-первых, она лишает Бога Его славы, утверждая, что конечная причина нашего спасения, то есть то, что отличает нас от потерянных, это наш свободный выбор, а не благодать Божия. Она провоцирует в грешнике гордость и повод хвалиться: «Я выбрал Бога и в результате возродился». Другими словами, Бог любит меня только в ответ на то, что сделал я сам. Я выбрал Бога; необращенный человек этого не сделал, и мой выбор – это разница между нами. Бог не мог спасти меня без моего выбора.
Кроме того, она лишает верующего уверенности. Он или она начинают сомневаться, были ли первые движения его сердца к Богу действительно искренними, или в них не хватало веры. Был ли я неправ? Как я могу знать, что моя вера достаточна для оправдания или возрождения?
Независимо от популярной современной точки зрения, Слово Божие ясно учит, что возрождение предшествует вере. Мы не говорим, что новое рождение – это то, что происходит помимо времени и без осуществления веры во Христа. Это вещи, которые одинаково происходят во времени. Богословы сказали бы, что они являются сопутствующими, ибо вера всегда сопровождает возрождение, но тем не менее возрождение совершается до веры, то есть грешник верит во Христа потому, что Бог возродил его, а не наоборот.
Причины этого являются простыми и библейскими.
Во-первых, Библия учит, что все люди духовно мертвы и поэтому не верят. Все под грехом, и никто не имеет страха Божия. Нет никого, кто ищет Бога. Рим.8.7-8 очень ясно описывает духовное состояние человека до возрождения: его плоть враждебна по отношению к Богу, она не может угодить Ему и не в состоянии соблюдать Его Закон. Сам Иисус настаивает на том, что люди являются рабами греха. Кроме того, Павел и Иисус одинаково говорят нам, что природный человек не может видеть и понимать духовные вещи. Вот почему Павел описывает невозрожденных как мертвых по преступлениям и грехам, а не просто как находящихся под осуждением греха, но тем не менее желающих и способных измениться. Люди не в том состоянии, чтобы проявить спасительную веру.
Во-вторых, Библия учит, что возрождение – это дело Божие.  Только работа Бога может изменить наши сердца и освободить нас от духовного рабства. Два ветхозаветных пророка, в частности, подчеркивают, что Бог должен дать нам новую жизнь, если мы хотим следовать за ним: «Дам вам новое сердце и новый дух, и вложу Дух Мой внутрь вас», обещал Господь через Иезекииля. Кроме того, Он сказал через Иеремию: «Вложу закон Мой внутрь их, в их сердца». Возможно, Евангелие от Иоанна наиболее четко показывает, что возрождение – это работа Бога. «Сын оживляет, кого хочет». «Дух рождает дух». «Вы должны родиться свыше», говорит Иисус Никодиму. Иоанн сказал нам, что верующие рождаются свыше не от крови, не от воли или решения человека, но от Бога.
Человек не более может выбрать возрождение, чем ребенок может выбрать, рождаться ли ему или нет. Бог должен совершить эту великую духовную работу. Как пишет наш друг Джон Бланшард: «Стать христианином – это не значит начать жизнь заново. Это значит получить новую жизнь, чтобы начать ее».
В-третьих, Библия учит, что Бог должен позволить нам верить. Павел говорит Филиппийцам: «Вам дано верить», то есть Бог дал им веру во Христа. В Еф.2.8 все наше спасение, в том числе и вера, названо даром Божиим. Вера названа плодом работы Духа в Послании к Галатам, и Писание говорит также, что спасительная вера – это результат возрождения сердца. Так, например, Иоанн говорит: «Каждый, кто верит, что Иисус есть Христос, от Бога рожден», а не будет рожден от Бога. Другими словами, вера есть результат и свидетельство возрождения. Павел говорит еще более решительно: «Никто не назовет Иисуса Господом, кроме как Духом Святым». То есть - никто не может верить без власти Духа. Лука описывает опыт веры у Лидии, у которой «Господь открыл сердце» слушать весть Павла.   
Вы видите, что вера – это плод возрождения, а не его причина. Вы должны быть живым, чтобы верить.
Многие христиане претыкаются об эту тему, потому что их разум не может разгадать этот парадокс Евангелия. С одной стороны, люди должны верить во Христа, чтобы спастись, а с другой, они не могут поверить, если Бог возрождает их. Мы видим ясное учение Библии об этом, но это учение, которое нам, гордым людям, трудно «проглотить».
Но рассмотрим слова нашего Спасителя. Господь наш Иисус говорит, с одной стороны: «Придите ко Мне», а с другой – «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет Его Отец». Противоречит ли Иисус Сам Себе? Разве Он неискренен, приглашая всех? Нет, Его учение подчеркивает как ответственность человека за веру, так и необходимость Божией милости, дающей нам духовную жизнь, прежде чем мы сможем явить веру в Него.
Иными словами, Бог обращает нас к Себе, потому что мы не можем и не хотим прийти к Нему. Если Он не обратит нас, мы не сможем и даже не захотим обратиться к Нему с верой.    
Есть ряд важных духовных следствий из этого учения.
Во-первых, оно подкрепляет уверенность верующего. Он понимает, что Бог любит его не каким-то неопределенным, общим, универсальным способом, но очень особым образом, если по Своей инициативе дает ему веру. Это дар благодати, и верующему не нужно проходить через бесконечные сомнения о том, был ли он искренним, когда обратился к вере, был ли он стопроцентно чист в своих мотивах. Нет, так не бывает. Конечно, ваша вера изначально была несовершенной, но она уже сама по себе признак работы Божией, потому что спасительная вера всегда есть результат предшествовавшей ей работы Бога в возрождении. Это учение уводит нас от бесконечного и безнадежного самоанализа по поводу качества нашей веры в прошлом, когда мы впервые уверовали, и позволяет нам составить мнение о предмете нашей веры. Христос, как Он предлагается нам в Евангелии, при том, что Библия говорит нам о том, Кто Он, есть источник той здоровой уверенности, которая должна характеризовать надежный христианский опыт.
Во-вторых, это вопрос вопросов, потому что через все это изгоняется наша гордость, потому что мы признаем, что даже наша вера, которой мы получаем все преимущества искупительной работы Хрисиа, есть дар Божий. Любая другая точка зрения дает человеку возможность в самых глубоких тайниках своей души сказать: я решил уверовать, это было в моей власти, и я таким образом спас себя сам.
В-третьих, библейское учение надо признать истиной, даже если мы не понимаем до конца, как оно работает. Евангельский парадокс возрождения до веры предоставляет нам возможность просто оказать доверие учению Писания, даже если наши умы не способны понять полноту библейской доктрины.
И наконец, вся слава отдается Богу, Который спасает нас, а не нам самим. Даже наша вера, которой мы получили спасение – это духовный дар Бога нам. Хвала Богу за такое славное спасение. «Я думал, что искал Господа, а потом узнал, что Он Сам искал и нашел мою душу. Это не я Тебя нашел, это Ты нашел меня».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn