Гольдони

Константин Рыжов
Карло Гольдони родился в феврале 1707 г. в Венеции, в семье врача. Учился он сначала в иезуитской коллегии в  Перудже, затем в доминиканской коллегии  в Римини. В Кьодже, куда он переехал вслед за отцом, Гольдони стал обучаться искусству врачевания, но это дело ему не понравилось. Тогда его определили  писцом к прокуратору в Венеции.  Позже он поступил в папскую коллегию в Павии и, приняв обязательное пострижение, стал изучать римское право. Однако на второй год обучения  Гольдони был уволен  из коллегии за оскорбительный памфлет против нескольких почтенных  павийских семейств. В 1728 г. он обосновался в  Кьодже, крупном порту близ Венеции, где был помощником коадъютора по уголовным делам. Из Кьоджи он переезжает в Венецию, оттуда – в Милан, где работает секретарем венецианского посла. Во время начавшейся войны с Австрией Гольдони  бежал в Верону и здесь в 1734 г. поступил в театральную труппу на должность  постоянного драматурга. Затем опять начались  приключения и путешествия. Попав в Пизу, Гольдони стал заниматься адвокатурой. Только в 1748 г. он вернулся в Венецию, где прожил  четырнадцать лет и написал  почти все свои лучшие комедии.
 
Гольдони был целеустремленным и неутомимым работником. За вычетом недошедшего до нас, им было создано: пять трагедий, шестнадцать трагикомедий, сто тридцать семь комедий, тринадцать либретто серьезных опер и сорок девять комических, три фарса и три тома «Мемуаров». Работал он в чрезвычайной спешке и многие свои вещи отдавал прямо с письменного стола, не успевая шлифовать.  Но только благодаря такой напряженной работе ему удалось стать  реформатором итальянской национальной комедии. На пути нового театра стояла одряхлевшая комедия дель арте, выродившаяся в бессодержательное, чисто развлекательное зрелище.Из одной комедии в другую переходили одни и те же слова, прыжки и оплеухи.

(Итальянская комедия дель арте, или комедия масок, ведет свое начало от XV столетия. Будучи чистой импровизацией, она никогда не записывалась и на каждом представлении  как бы создавалась заново. За кулисами  висело краткое  изложение содержания комедии, и актер перед выходом на сцену заглядывал в эту «канву», чтобы сообразить, что он должен говорить и делать в данный момент.  В комедии обычно принимали участие  четыре персонажа в масках: Труффальдино (или Арлекин) – «хороший» слуга; Бригелла – «плохой» слуга, жуликоватый и расчетливый; Панталоне - богатый старик, который волочится за молодыми девушками (на его долю выпадали обычно все пощечины и плевки, которые так  веселили публику), Коломбина  - разбитная служанка. Были и другие постоянные персонажи: нежный любовник Флориндо, кокетка  Беатриче и др). 

Гольдони повел атаку против старого театра умно и осмотрительно. На первых порах он стал осваивать комедию дель арте, постепенно привнося в нее  незнакомые ей качества. Прежде всего, следовало отучить актеров от импровизации. Гольдони стал включать в свои пьесы-сценарии написанный литературный текст. Сначала в пределах одной роли, потом больше, так, постепенно, вытесняя импровизацию. Так же поступил он с масками, ограничивая их количество и придавая им все более и более конкретное бытовое содержание. Таким образом, комедия дель арте оказалась незаметно для себя самой «в плену» новой театральной системы. Она попросту в ней растворилась.  Очень показательна в этом отношении известная комедия Гольдони "Слуга двух хозяев".

«СЛУГА ДВУХ ХОЗЯЕВ» (1749). Действие пьесы происходит в Венеции в гостинице, принадлежащей Бригелле. Богатый купец Панталоне и доктор Ломбарди празднуют обручение их детей: о своей помолвке объявляют дочь Панталоне Клариче и сын доктора Сильвио. Из слов Панталоне становится известно, что до Сильвио Клариче была помолвлена с неким туринцем Федериго Распони, и только смерть последнего на дуэли открыла Сильвио путь к столь желанному для него браку. Тут неожиданно появляется бергамец Труффальдино. Он объявляет, что он слуга Федериго Распони, который дожидается внизу и желает засвидетельствовать Панталоне свое почтение. Все безмерно изумлены и встревожены, а пуще других – молодые. Единственный из присутствующих, кто знает в лицо Распони – хозяин гостиницы Бригелла. Каково же его изумление, когда он узнает в пришедшем сестру Федериго сеньору Беатриче, переодетую в мужской костюм. Панталоне объявляет, что он не намерен отказываться от старого договора. Помолвка расстроена. Доктор и его сын уходят страшно рассерженные. Но что же произошло? Увы, брат Беатриче Федериго действительно убит. Виновник его смерти – возлюбленный Беатриче Флориндо Аретузи. После дуэли он бежал в Венецию. Баетриче, переодевшись в мужской костюм, пустилась следом. Пока Беатриче и Бригелла разговаривают, Труффальдино дожидается хозяина на улице. Неожиданно появляется новый приезжий. Это, как вскоре выясняется, и есть Флориндо. Он тоже решил остановиться в гостинице Бригеллы. Увидев Труффальдино, он приглашает его к себе на службу, а тот, после недолгого колебания соглашается в надежде получать двойное жалование. Теперь Труффальдино предстоит обслуживать сразу двух хозяев, причем так, чтобы они не догадались об этом. Чтобы справиться с этим, надо обладать недюжинной ловкостью. Между тем Труффальдино довольно простоватый парень, отчего и попадает впросак чуть ли не каждую минуту…

Беатриче и Флориндо посылают Труффальдино на почту за письмами, он перепутывает их, в результате Флориндо вскрывает письмо к Беатриче и узнает, что его возлюбленная в Венеции. Беатриче, увидев, что ее письмо вскрыто, задает слуге взбучку. Потом приходит Панталоне и вручает Труффальдино кошелек со ста дукатами для Беатриче, а тот по ошибке передает их Флориндо. Сама Беатриче отправляется к Панталоне, который ссорится с дочерью. Клариче ужасно раздосадована воскресением Федериго и ни за что не желает выходить за нее замуж. Беатриче просит оставить ее наедине с невестой и открывает ей свою тайну. Но при этом она умоляет Клариче сохранять ее хотя бы до конца дня, и та дает слово. Панталоне, застав женщин, радостно пожимающих друг другу руки, истолковывает их радость по-своему: жених и невеста нашли общий язык и теперь ничего не препятствует их браку. Эту весть он сообщает явившемуся Сильвио и повергает того в отчаяние. Любимая была наедине с его соперником! Она изменила ему! Их любовь забыта. В порыве ревности он бросается на Панталоне, то тут, к счастью для престарелого купца, появляется Беатриче. После короткого поединка она выбивает шпагу у Сильвио и довольная собой удаляется. Далее следует забавная сцена ссоры. Сильвио бешено ревнует. Клориче пытается успокоить его, но тот не хочет ее слушать: коварная изменница! Между ними все кончено!

Дальнейшие события возвращают нас в гостиницу, где разыгрывается сцена в лучших традициях комедии дель арте. В одной комнате обедают Беатриче с Панталоне, а в другой – Флориндо. Труффальдино прислуживает одновременно и тем и другим, перебегая из одного номера в другой и умудряется сделать все таким образом, что хозяева по-прежнему остаются в неведении относительно его проделок. Между делом он успевает еще ухаживать за служанкой Клориче Смеральдиной и покоряет ее сердце.

Когда хозяева уходят, Труффальдино разбирает их сундуки, чтобы проветрить вещи. А поскольку набор предметов и там и здесь очень схож, он в спешке все путает. В результате Флориндо находит в кармане своего камзола медальон с портретом Беатриче. Чтобы скрыть свой промах Труффальдино объявляет, что этот портрет принадлежал его прежнему хозяину, который недавно умер. Новость эта поражает Флориндо в самое сердце. После смерти возлюбленной жизнь потеряла для него всякий смысл. Тем временем Беатриче находит в сундуке письма и записную книгу Флориндо. Труффальдино вновь приходится выкручиваться, и он прибегает к той же басне – эта книга принадлежала его прежнему хозяину, который недавно умер. Эта новость сражает Беатриче наповал. Ее возлюбленный умер! Ее собственная жизнь потеряла после этого всякий смысл.

Итак, Флориндо и Беатриче одновременно решают покончить с собой. Но в последнее мгновение они видят и узнают друг друга. Слезы отчаяния сменяются слезами радости. Они вновь вместе! «Но что привело вас в такое отчаяние?» – спрашивают они. И оба отвечают: «Ложное известие о вашей смерти». «А кто сообщил об этой смерти?» - «Мой слуга!» Кличут слуг. Является Труффальдино. Кажется, что час его разоблачения наступил. Однако, оправдываясь порознь перед каждым из своих хозяев, он вновь умудряется обмануть их. Окончательное разоблачение его проделок происходит только в доме у Панталоне. К этому времени тайна Беатриче уже раскрыта. Сильвио и Клориче вновь жених и невеста. Осталась последняя неувязка: Клориче пообещала Смеральдине выдать ее за слугу Беатриче, а Флориндо – за своего. Начинается спор между ними, и тут Труффальдино поневоле приходиться раскрыть свои карты и объявить, что речь, собственно, идет об одном и том же человеке. Таким образом, все оказываются удовлетворены.

                ****
Напряженный творческий труд, шумные успехи и непрерывная борьба с противниками его взглядов утомили Гольдони. Последним испытанием для него стала  тяжелая полемика с Карло Гоцци, страстным приверженцем  старой комедии дель арте. Тонкий критик и беспощадный полемист, Гоцци  сделался для Гольдони настоящим кошмаром.  Он постоянно высмеивал его комедии в своих сатирических брошюрах, а в 1761-1762 гг.  поставил на сцене четыре драматических сказки, имевших колоссальный успех у зрителей.Гольдони счел за лучшее оставить поле боя за противником, и в 1762 г. уехал из Венеции  в Париж. Здесь он продолжал писать сценарии импровизированных комедий  для местного итальянского театра. В 1765 г. он получил должность учителя итальянского языка дочерей Людовика XV, а через несколько лет ему была назначена небольшая пенсия.

Путь пройденный Гольдони впечатляет. Если «Слуга двух хозяев» во многом остается комедией барокко (комедией положений, переодеваний, узнаваний и ошибок), то «Веер», поставленный в 1765 г., уже подлинная комедия нового времени – комедия характеров. В 1784 г. Гольдони начал писать «Мемуары», которые довел до 1787 г.

Во время революции о Гольдони забыли, и только в 1793 г. Национальный Конвент  восстановил престарелому драматургу назначенную королем пенсию. За день до этого, 6 февраля 1793 г.  Гольдони умер.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213