Океанская сага. Книга первая. Часть 2

Владимир Семёнов
                Глава вторая
… Ночной бриз лениво пошевеливал вымпел, длинной яркой лентой свисающий вдоль мачты. Он охлаждал разгорячённые за тропический день тела людей и корпус судна. Этот слабый ветерок приносил долгожданное облегчение. Невозможно привыкнуть к здешней жаре человеку, чья родина юг Аквитании. Беспредельная гладь океана, пальмовые и мангровые рощи, тростниковый сахар,  смуглокожие мулатки, диковинные блюда местной кухни, вот, что окружает его все эти годы.
   Едва слышные всплески в темноте, оповестили вахтенного, что к «Ветру» приближается небольшая вёсельная лодка. И вот лёгкая одноместная шлюпа уже ударилась о борт.
   Красный свет кормового фонаря выхватил из ночной тьмы фигуру человека с головой укутанного в чёрный плащ.
    Шарль услышал, а вернее, прочувствовал слабый толчок о корпус «Ветра». Мягкий толчок, ворвавшийся в мерное покачивание и еле слышное поскрипывание судна.
«Интересно, кто бы, это мог быть в столь поздний час?  Быть может торговец из города? Сейчас? Зачем?! Быть может у него есть некий весьма ценный товар, и он желает побыстрее сбыть его с рук по выгодной для него цене? Вот это кажется вполне возможным и, поэтому, с ним стоит повидаться.
 Шарль решительно встал с кресла,  и уже направился к выходу. За дверью послышались быстрые тяжёлые шаги.
В распахнувшейся двери возникла физиономия боцмана.
- Капитан! Я пришёл доложить о незваном госте на борту. Он настаивает на встрече с вами.
- Хорошо Луи. Веди его сюда!
 В свете масленой лампы на пороге капитанской каюты возник черный силуэт. Гость остановился у двери, дожидаясь ухода боцмана. Как только дверь закрылась, он решительно скинул плащ. Перед Шарлем стоял высокий, стройный мужчина лет 35. Волевое, чуть вытянутое лицо с вдумчивыми карими глазами, которые смотрели на Шарля долгим изучающим взглядом.
- У меня к вам есть деловое предложение, капитан, - начал гость без долгих предисловий. – Я знаю вас, как капитана Шарля, известного смелого человека. (Нарочно умалчивая о роде занятий «смелого человека»).
- Но, позвольте узнать  ваше имя, месье?
Повисла напряжённая тишина. Шарль хорошо чувствовал людей. На сей раз интуиция не поднимала тревоги.
- Моё настоящее имя давно утратило смысл даже для меня самого….  Вы можете звать меня Виатор.
- Виатор?! – в памяти Шарля всплыла давно позабытая латынь. «Виатор» означает путник.
 - Ну, что ж, проходите и располагайтесь!
- Благодарю вас, месье Шарль! – гость ответил спокойным уверенным голосом, как будто  получать доброжелательные ответы от пиратских капитанов было у него в порядке вещей. Прошёл к небольшому столу  чёрного эбенового дерева, отодвинул тяжёлый резной стул и сел, молча уставившись в пространство перед собой.
Шарль помедлил несколько секунд, затем последовал примеру своего странного гостя. Сел на второй стул напротив ночного посетителя. И вновь тишина, но странным образом не тяготящая, а наоборот, словно располагающая к доверительному разговору.
«Именно в такой тишине и открываются тайны» - тихо прошептал внутренний голос Шарля. Давно он не слышал своего внутреннего голоса, однако тот ещё ни разу в жизни не подводил его. 
 Гость заговорил первым. Капитан уже был готов к разговору, наверняка, не простому, поскольку дело, должно было быть изложено ему глубокой ночью.
- Как я уже сказал, месье, моё имя Виатор. Я прибыл из Европы относительно недавно… - на мгновение, задумавшись, продолжил:
- Итак, у меня к вам солидное, серьезное дело, месье капитан!.
Шарль изучающе следил за гостем. Своеобразный человек, смотрит не в глаза, а куда-то в грудь.
- Месье Шарль, быть может, мой вопрос покажется вам немого странным – но всё же, скажите, вы знакомы с вопросами, скажем так, духовного  характера? – и гость замолчал, пристально вглядываясь в лицо Шарля.
Шарль откинулся на высокую спинку стула.
«Он, что, священник? Монах, тайно сбежавший из монастыря за какое-то преступление? И теперь надеется получить прощение  грехов за то, что сумеет отвратить меня, морского волка, от неправедного промысла?!»
Вслух произнес:
- Месье, вы имеете в виду вопросы богословского характера?- Шарль чуть прищурил глаза, с заметным интересом следя за Виатором. Капитану показалось, что инициатива разговора переходит в его руки. И он решил подбросить горячих углей:
- Желаете поговорить о таинстве Воскрешения Христа? Или оспорить положение о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына? – и Шарль  заулыбался с видом победителя.
 Виатор тоже чуть улыбнулся уголками губ, усмехнулся и отрицательно покачал головой:
- Нет, капитан, я пришёл к вам не проповеди читать! Говоря о вопросах  духовного характера, я имею в виду темы, касающиеся тайной, мистической стороны нашего мира….
 - Магия, колдовство?! – Шарль стал догадываться, куда клонит гость.
Виатор согласно кивнул:
 - Да, именно!
Шарль неопределенно пожал плечами:
-  Одним из моих воспитателей в детстве был наш священник, из церкви святого Антония. И с гордостью могу сказать, что его воспитание  значительно повлияло на меня. Во всяком случае, на период моих молодых лет! Да, мы говорили о многом, вместе читали богословские трактаты. Подробно, основательно разбирали Библию, причём именно с позиции вопросов церковного богословия….
- Ну, и, разумеется, мы не могли не упомянуть, что одним  из запретных дел для христианина, является занятие магией, причём во всех её проявлениях. Будь то, заклинания, гадания, астрология и всё в таком же, роде.
Шарль замолчал, вспоминая о чём-то.
-  В одной из пяти деревень, принадлежавших моему отцу, был деревенский колдун. Поговаривали, что он очень силён и все в округе боялись его…. Боялись и уважали!.. Я одно время захотел с ним встретиться и подружиться. Его тайны манили меня!.. Говорили, что он умеет, как лечить, так и вызвать болезни. Будто летает он в лунные ночи над окрестными лесами и полями, пугает одиноких похожих… - капитан широко улыбнулся. – Я тогда хотел, чтобы он научил меня тоже летать!.. – тихо рассмеялся, смотря куда-то вниз.
- Но наш священник, узнав об этом, испугался за меня и сурово отчитал. Я-то надеялся, что мой доверительный рассказ вызовет у него понимание. А он наказал меня, наложив епитимью – правда, лёгкую, я же, был ребёнок, а наш кюре был человеком добросердечным. Всего-то, по полсотни «Отче Наш» и «Аве, Мария» каждый день на протяжении недели… Ну, с этим я справился!..  – Шарль с наслаждением потянулся. Ему доставляло видимое удовольствие, вспоминать годы своего детства.
Затем лицо капитана вновь стало серьезным:
- Но я полагаю, что вы не за тем плыли в шлюпке по ночному заливу, чтобы вызвать во мне приятные, не скрою, воспоминания моего детства? На гостя глянул хитро-требовательный вопрошающий прищур пронзительных голубых глаз.
Виатор согласно кивнул и улыбнулся сдержанной улыбкой:
- Конечно же! Месье капитан,  я хотел бы обсудить с вами такой раздел магии, как алхимия. Пристально посмотрел в лицо Шарля. – Говорит ли, вам это о чем-нибудь?
Капитан  неопределенно пожал плечами:
- Да…. Если верить тому, что я читал, то ещё лет сто назад алхимия была на слуху… вроде бы, даже кто-то из римских пап ею не брезговал  на своём пути в царствии небесное! – и громок рассмеялся.
Виатор подхватил смех капитана.
- Вроде бы, это  превращение неблагородных металлов – свинца, олова, ртути, меди и всё  в таком роде… в золото?! – вопросительно взглянул на собеседника Шарль.
Виатор  согласно кивнул:
- Всё верно! В золото и серебро… немногим, очень немногим удавалось отыскать путь к решению этой сложнейшей задачи!- На мгновение опустил взгляд, затем твердо посмотрел капитану в лицо: – Я тот, кто сделал это!..
  Тишина, напряжённым звоном наполнила капитанскую каюту.
Капитан и гость молча  встретись взглядами. Наконец первым нарушил молчание Шарль:
- Сделал что?! – Выдержав  длительную изнуряющую паузу, маг не проронил ни слова. – Вы решили эту задачу?! – Голубые глаза пирата стремились проникнуть  в самые глубины слов гостя.
Виатор помолчал ещё несколько мгновений и таинственно произнес:
- Да, я решил эту весьма непростую, практически не решаемую задачу! Я получил вещество, которое может превращать  неблагородные металлы в золото и  серебро!
 Тишина, торжественно-серьезная, не давящая и не угнетающая воцарилась в комнате.
 - Мало того. Я пошел еще дальше… Я смог достичь обратного эффекта!..
- М-да?.. – Губы Шарля тронула  скептическая улыбка.
- И что же, месье маг? – ирония быстро нарастала в голосе капитана. – Вы можете  прямо сейчас  представить мне доказательства вашего мастерства?!
Уверенность в том, что к нему на корабль глубокой ночью заявился  сумасшедший, крепчала в душе Шарля.
   Маг, ни сколько не смутившись, насмешкой в голосе пирата, продолжил:
- Да, я сделал это и могу представить доказательство  своего, как вы изволили верно выразиться, мастерства, прямо сейчас!
И не дожидаясь ответа капитана, маг быстрым движением извлёк из глубин своей просторной полотняной рубашки небольшой предмет. Положил на стол перед собой маленькую плоскую шкатулку. Шарль, не двигаясь с места, с интересом посмотрел на предмет:
- Что это?
 Блестевшая тёмно-красным лаком, шкатулка легко умещалась на ладони взрослого человека, а сжав кулак её можно запросто скрыть.
– Почему мои люди не отняли у тебя это, когда обыскивали?! – голос Шарля впервые выдал напряженные нотки. Кто знает, а что там?! Может яд? Они  в каюте одни,  достаточно всего двух-трёх стремительных движений, чтобы плеснуть или распылить яд в лицо. А затем, тихо выбраться из окна каюты, скользнуть  прямо  за борт  и вплавь достигнуть берега. Здесь совсем недалеко и  для хорошего пловца это расстояние пустяковое.
Маг усмехнулся:
- Тот, кто сумел решить задачу,  знает, как спрятать предмет! Он произнёс это с  оттенком назидания. По-видимому, Виатор понял, что творилось в душе у Шарля, и поспешил упредить его возможные сомнения:
- Не беспокойтесь, капитан, здесь вовсе не яд! Здесь то - самое вещество, и я сейчас  покажу его действие вам!
С этими словами маг откинул крышку шкатулки. В ней вплотную друг к другу стояли две маленькие стеклянные колбы,  наглухо запечатанные широкими восковыми пробками.
 - Дайте огня сюда, на стол! – потребовал гость.
Удивительно, но ничто не шевельнулось  в душе Шарля. Ни малейшего намёка на тревогу. Он встал, подошёл к комоду, вынул из него длинную восковую свечу.  Затем зажёг, и в простом деревянном  подсвечнике  поставил на стол.
    - Капитан, у вас есть при себе деньги? Сейчас? 
- Да, разумеется. –  Шарль поднялся  из-за стола, подошёл к комоду, и извлёк из широкого ящика кожаный кисет. - Сколько нужно?
- Достаточно будет одной монеты.
Шарль  вернулся к столу. По чёрной полированной поверхности покатился ярким, желтым кружком тяжёлый испанский дублон.
- Прелестно!.. – Гость поймал монету и положил её на середину стола так, чтобы оба могли внимательно следить за происходящим. 
- А теперь, капитан Шарль, я посмею превратить ваше, доставшееся тяжким  трудом золото, - усмехнулся, даже не скрывая иронии,- в нечто обратно противоположное ему. А, именно в простой металл!  И с этими словами гость вынул из шкатулки  одну колбочку. Осторожным движением открыл её. В его правой руке появился тонкий стеклянный стрежень с приплюснутым  концом. Этим концом гость едва коснулся содержимого колбы. Быстро и осторожно коснулся лежавшей на столе монеты. Мелкие кристаллики, какого- то порошка, бордового цвета, стали превращаться в маленькую красную каплю. Двое мужчин пристально следили за происходящим. На желтом золоте, яркой точкой алела и увеличивалась в размере капля маслянистой жидкости. Это продолжалось не более десяти секунд. Внезапно капля вспенилась, раздалось тихое шипение. В одно мгновение  вся поверхность дублона скрылась в облачке бело-синего дыма, который с тихим свистом вскинулся к потолку каюты. Шарль невольно отшатнулся.
«Чёрт возьми!.. Какое колдовство!..» – промелькнуло в его голове.
Незваный гость не двинулся с места во всё время демонстрации его открытия. Ни тени  волнения не пробежало по его лицу.
   Бурная реакция продолжалась около минуты, затем дым исчез, так же внезапно, как и появился, шипение стихло. На столе перед Шарлем, на месте золотого дублона лежал металлический кружок белого цвета.
  Шарль  уже справился с охватившим его волнением:
- Что это?!.. – он не отрывал взгляда от того, что ещё совсем недавно было полновесной испанской монетой.
 Виатор усмехнулся:
 - Это?! Ваш дублон! А точнее, олово! Настоящее олово и самая обыкновенная оловянная монета, месье капитан! – и с этими словами он, довольный произведённым эффектом, весело рассмеялся.
  Капитан медленно склонился над столом. Да, действительно, перед  ним лежала монета, с гербом Испании и надписью по-испански. Это был самый настоящий испанский дублон!!! Вот только золотом  в нём и не пахло!
   Шарль   протянул руку, но вдруг засомневавшись, посмотрел в лицо магу:
- Может быть, лучше сначала вы? - в голосе его прозвучало уважение.  Нет, месье капитан, вы сами можете взять монету. Уверяю вас, что это абсолютно не опасно.
Решительным жестом Шарль взял  монету со стола. Покрутил в пальцах, положил на ладонь.
- Надо же…. Он ещё тёплый.… Хотя ничего странного. Судя по тому, что ты сделал  с ним, он и должен оставаться тёплым ещё некоторое время!.. – Шарль и не заметил, как перешёл на ты.
Виатор только кивнул в ответ, предоставив капитану самому делать выводы из увиденного. Шарль в задумчивости перебирал в пальцах странную монету.  Внезапная мысль промелькнула в его голове. Лёгким движением пальцев одной руки он согнул пополам ещё тёплую оловянную монету! Других доказательств уже не требовалось.
                Глава третья
 Шарль вернулся за стол. Молча, смотрел он в лицо Виатора. Сколько ещё загадок и тайн хранит этот странный человек?
- Ну, и зачем тебе это нужно? – Всё, вот это?! – он обвел широким жестом шкатулку, колбочки, стоявшие тут же, стеклянный стержень. Многозначительно покачал на ладони оловянный согнутый дублон перед лицом Виатора.
 Лицо мага изменилось, стало серьёзным. В глубине его тёмных глаз показался странный затаённый блеск.
Он наклонился к Шарлю через стол и тихо произнёс:
- Я хочу опрокинуть царей земных!.. – изрёк он, пристально смотря в лицо капитана.
 Шарль выдержал взгляд, откинулся на спинку стула. В памяти всплыло серьёзное, сосредоточенное лицо доброго отца Бенедикта:
- Мой мальчик, думал ли, ты когда-либо о том, отчего нам – вполне нормальным, душевно здоровым людям, столь сложно общаться с людьми душевнобольными? А порою, мы откровенно пугаемся их?! Священнослужитель выдержал паузу, затем назидательно  поднял палец и произнёс: – А это всё оттого, дитя моё, что душевнобольные люди, или как их именуют в просторечье сумасшедшие,  не ведают границ нашего мира. Границ, установленных для нас – людей и всякой живой твари. И в своём искреннем, страдальческом безумии они нарушают эти границы, приближаясь к той грани мира, за которой уже начинается тайна! -  Священник, помнится, вновь замолчал, надеясь, что слова его дойдут до детского сознания. – Тайна - повторил он, грозя в пространство указательным пальцем - которая есть  сфера Божественного и куда неподготовленному человеку заглядывать запрещено! –  Во всяком случае, до сроков, отведённых нам господом!..
  Шарль был слегка раздосадован своим предположением на счёт своего ночного визави. Всё это время Виатор не проронил ни слова. Едва заметным движением он собрал со стола такие ценные для него предметы. Однако молчание затягивалось и становилось тяжким. Маг решил прервать его.          
- Представьте, капитан, что произойдёт, если в один прекрасный день, в сокровищнице, ну, например, того же самого испанского короля, окажутся завалы из свинцовых слитков? – Виатор весело подмигнул. – А торговые караваны!.. Караваны из нового света станут привозить олово и ртуть вместо золота и камней!.. А в хижинах бедняков, наоборот, полки будут ломиться от золотой утвари! – маг неотрывно продолжал смотреть в глаза Шарлю.
  Капитану стало неловко. Внезапно гость громко расхохотался:
- Нет, нет, капитан Шарль, не бойтесь! Я же вижу, что вы укрепились во мнении, что я сумасшедший, ведь верно я говорю?! – Бросьте.- Он махнул расслабленной рукой. Неподкупная, по-детски наивная улыбка играла на его лице. – Нет,- вновь повторил он, качая головой,-  я вовсе не душевнобольной, и отнюдь не собираюсь весь мир переворачивать вверх дном! Нет, это я показал вам сам принцип, как оно может происходить! Ну, а действовать наяву я, конечно же, предпочту совершенно иными методами. Гораздо более разумно и взвешено! – и он откинулся на высокую спинку стула, крайне довольный своей тирадой.
  Шарль молчал, склонив голову к правому плечу, что означало недоумение и крайнюю степень удивления. Задумчиво перебирая в своих руках согнутую монету. Так в молчании прошла пара минут. Наконец, капитан не выдержал:
- Ну, довольно. Мы оба устали.  Сейчас вам отведут место для ночлега, а завтра у нас ещё будет время поговорить. Он встал из-за стола. В раскрытую дверь позвал боцмана.
-Луи! Подыщи приличную каюту для нашего гостя!
Виатор взял свой плащ и с глубоким поклоном удалился вслед за боцманом. Только сейчас Шарль осознал, насколько он утомлён всем происходящим. Услышанное не укладывалось в его сознании. Он счёл за самое лучшее лечь и забыться сном.
                Конец второй части.