Арккосинус это не только тригонометрическая функци

Равиль Минигаздинов
Арккосинус – это не только тригонометрическая
функция, но и...

- Так что вы знаете абитуриент Муслимов о тригонометрических функциях? - Тонкие, длинные и цепкие пальцы экзаменационного преподавателя брюнетки Софьи Павловны крепче и крепче затягивали петлю на моем галстуке. Дышать становилось всё труднее и трудней.
- Боже мой, - пронеслось в левой стороне субстанции серого мозгового вещества, - не ровен час она меня просто задушит. На что правая сторона хоть с обозданием, но поспешила ответить:
- Функции, тригонометрические, - всхлипывая и задыхаясь пытался вспомнить я школьную программу - это, это один из важнейших классов элементарных функций. Для их определения обычно рассматривают окружность единичного радиуса с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами A"A и В"B – лепетал хрипя я, продолжая вспоминать то, чему меня, оболтуса, учили в средней школе. Эти функции нашли широчайшее применение в самых разных областях науки.

- Вы, товарищ абитуриент, конкретнее, конкретнее мне высказывайтесь, а не вокруг да около! - наседала на меня Соф Павловна, все сильнее и сильнее затягивая галстучный узел.

- Под аргументом Тригонометрические функции принято понимать число, которое можно рассматривать геометрически как длину дуги или радианную меру угла.

- Вы мне о синусе, синусе говорите и про косинус не забудьте.

Свирепые глаза белокурой красавицы учителки так и сверлили мою черепушку, пытаясь найти там правильный ответ.

- Я сейчас скажу, скажу о синусе, только вы галстук не, не сильно затягивайте, Софья Павловна, а то ведь дышать трудно, - говорю преподавательнице, выдавливая из себя:
- В геометрии синус угла в прямоугольном треугольнике есть отношение катета, противолежащего углу к гипотенузе. А косинус, косинус...
Что же косинус, что с ним родным происходит? Вот блин попал с этими функциями, ну почему не геометрия досталась, со своей понятной гипотенузой и её ненаглядным катетом, там все ясно – любовь до гроба, всё по-человечески, но три... гоно... И кто всё это придумал?

Не дав мне додумать и договорить, грозным окриком:
- Достаточно! Теперь о косекансе мне быстро говори Муслимов, - прервала меня училка и ... и я проснулся.

- Хух! А я и не знаю что сказать о нём – произнес я вслух, садясь на край кровати, свесив ноги на пол. Впервый раз о нем слышу.

Сидящий за столом мой сосед по комнате, с которым я сдавал вступительные экзамены в авиационно-техническое училище гражданской авиации, удивленно и смеясь, смотрел на меня, недоумевая от увиденного.

- Ты чего. Всегда ночью разговариваешь? У меня создалось такое впечатление, что тебя кто то душил, прямо таки хрипел.

- Ага, душила, СофПална. Узелок на галстуке тянула, и выпытывала у меня о секонсе, косекансе, арккосинусах и всякой другой сексоберде. Скажи ей это, скажи другое. Забодала.

- А ты сам то что не спишь, время уж столько много? Утро поди скоро. После экзамена надо бы и отдохнуть - удивленно задаю вопрос соседу по комнате, такому как и я абитуриенту.

- Да тоже проснулся. И не смог после заснуть. Не хуже твоего, всякая муть снилась. Так чего она тебя душила то? Ты вроде как ей экзамен не сдавал. Видел как счастливый выбежал от Светланы Ивановны.

- Виталик тут во сне всё наоборот приснилось, как будто я сдавал Софье Павловне, а не блондинке Светлане.

- Слушь Рав, а правду мне сказал парень тут один, ты к Светлане сам напросился? Это надо ж самому идти к этой вредене на сдачу. - Ты парень схитрил как лис мне так кажется. С дальним прицелом видать! Да её все как огня боялись, вся из себя и ...

- А что « и», Виталя? Нормальная тетка. Ну да, строгая, вредная, противная – ну всё собрали. А она между прочим совсем и ничего, и с моего города. Из Ачинска её пригласили в Красноярск на приемную комиссию и экзамены.
Ну в общем если хочешь, всё по-порядку расскажу, ты не против?

- Конечно, давай валяй, все равно пока не заснем. Только не кури.

- Ну слушай тогда:
Учился я последние три года в школе рабочей молодежи ШРМ-1,- начал издалека свой рассказ. Школа находилась в 250 метрах от танцплощадки городского парка. Тут же, в 150 метрах главный кинотеатр города «Сибирь», городской драматический театр, река Чулым. Любил я эти места посещать. Ухожу на занятия, посижу урок или два и убегаю. Отдыхать после тяжелой и пыльной работы. Ну какая учёба, сам понимаешь. Но учился без хвостов, и экзамены все сдал с первого захода. С математикой и алгеброй был в дружбе относительной, а вот с тригонометрией... Как вспомню, так стыдно становится.
А ведь думал, думал, что она попадется.И надо ж тебе, закон подлости, в отношении меня и сработал. Зная и помятуя об этом, что мне всегда не везет, стал думать о поплавке безопастности. И кажись появилась легкая надежда, когда вчера узнал от ребят первой группы сдающих, что наша Светлана Ивановна моя землячка. Из нашего города. Мне показалось, что в ней есть что то такое, фарсовое, а не вредное. Моднючая, с понтами, и главное, она к ребятам и девчатам более опрятным что ли, лучше относится. Пацаны сделали свои выводы. К тому же она тётенька совсем ещё и ничего. Молодая, я думаю Виталя, сороковника то нет ещё ей, к тому же красивая блондинка. Все это я просёк что надо выглядеть при параде и идти именно к ней. Была - не была! Одел свой костюмчик черный с пуговицами под горло, супермодный в Москве года два назад был, ха- ха! С зарплаты своей недавней шил его себе именно на экзамены, и кто его знает, как дальше будет. Галстук только из ГДР привезенный. Трость взял в руку для понтов скорей, хотя и ногу подвернул и весь такой из себя на экзамен привалил. Вхожу и к столу с билетами. Здрасте вам, абитуриент Муслимов из города Ачинска, собственной персоной. Докладывать нас заставляли перед тем как билет взять. Ну ты и сам говорил, помню чуть не кричал, что из Минусинска ты. Услышав слово "Ачинск" наша беляночка глядь, и смотрит на меня внимательней. Наверное земляческие чуйства пробудились в ней, или скорее любопытство. С С интересом, как мне показалось созерцает на очередного абитуриента, с ачинской пропиской. Вижу улыбнулась от моего вида и небольшого пижонства и предложила взять билетик со стола. Беру его, читаю, а в душе матюгаться хочется от непонятного вопроса по тригонометрии. Сел сижу и пыжусь над вопросами.

С математикой и алгеброй вроде как справился, но тригонометрия. Чёрт бы побрал того, кто выдумал обратные тригонометрические функции. Я и прямые то толком не знал, а тут обратные. Сижу тупо гляжу по сторонам, может кто направит меня на путь истинный. Подходит Софья Павловна, смотрит что написал, похвалила малость и подсказала с примером из алгебры. Сижу дальше пыхчу, но дальше тригонометрия. И заклинило меня с этими функциями окончательно. Крути головой, не крути, если ты никогда не читал об этих функциях, то чтобы тебе о них не говорили, ведь не поймешь.

- Ну что пацан, вот и приплыли мы с экзаменом, - полезли думки в мою раскалённую головку. Давай запускай свою артиллерию, тут уж, пан или пропал! Вот он твой час пробил. К брюнетке только не лезь с вопросами, лучше к Свете. И я решился обратиться к светловолосой. Так это с тревогой в голосе, волнительно, мол товарищ преподаватель Светлана Ивановна можно к вам с вопросом. А у ней глаза аж на выходе - удивилась что я её зову, она то понимала, что её как огня боятся, а тут к ней с просьбами..
Подходит, листок мой берет, фамилию читает и ко мне с разговором, мол что же за вопросик у вас молодой человек, пардон, абитуриент? Вроде как и нормально тут у вас с изложением ответов на вопросы.
А я такой весь неуверенный, немного беспомощный, и испуганный. А она как то с интересом меня разглядывает - вроде как русская морда, а фамилия какая то мусульманская.

- Так, что вам не понятно в этом вопросе?

Говорю ей: - а всё! Я не знаю о арктангесе, как и всех других обратных функциях ровно ничего.

Тут у неё нижняя губа и отвисла. Бамс. Смотрит на меня, удивляясь моей бесстыжей наглости и вопрошает:

- А вы откуда приехали абитуриент, по - моему из Ачинска?

- Светлана Ивановна, оттуда, откуда и вы! Из него родного.

- Интересно. В какой школе вы учились?

- В ШРМ – 1.

- Шарамыга значит, - улыбаясь и глядя на меня своими небесными глазками заговорила преподавательница. Там же неплохая школа, я хорошо знаю несколько ваших учителей. Ну с этим понятно, а что с вопросами? Смотрю первые два вопроса у вас с правильными ответами, а вот с тригонометрией хуже. Что так?

- Да учителя хорошие, Светлана Ивановна, я дурак! Пропустил много из-за работы. В командировке на учебе был и запустил с уроками,- наглым образом вру ей. Нет, я где то и прав был, ведь два месяца мучили нас, собираясь отправить на учёбу в Пикалёво под Ленинград.

- А кто у вас преподавал алгебру и функции.

Сказал ей фамилию своего учителя, а она аж от удовольствия чуть не запищала:

- Ой Галка тебя учила, - вырвалось у Светланы Ивановны. Скажу, скажу ей, как её ученик плавал у меня на вступительных.
Что с тобой делать Муслимов, ты хоть прямые функции знаешь,- спросила она у меня и стала задавать вопросы.

С прямыми у меня был относительный порядок, где то на траяк. Ведь чему то учили меня в школе и я ей ответил более менее на её вопросы.
Пока я ей отвечал, она написала на листке ответ на неясный вопрос и велела перенести запись на чистовик.
Спустя несколько минут снова подсела ко мне и проверила всё что я написал в ответах на вопросы билета.

- Неплохо, неплохо - нарочительно громко сказала она и отпустила меня с миром с экзамена, пожелав хорошей сдачи других экзаменов.
Вы свободны, Муслимов. Готовьтесь к другому экзамену. Вам «хорошо»!

Я же не расслышав последние её слова, замандражировал и попросил её чтобы она ещё меня дополнительно спросила по предмету. Что я тогда подумал, скорее что Светлана Ивановна мне желает помочь, но не решается поставить хорошую оценку, которую так заходелось заполучить. Раз два вопроса первых её удовлетворили, третий она мне написала, но тоже как бы засчитает, на дополнительные вопросы почти ответил и тогда почему бы и не попробовать прыгнуть выше головы?

Она же смеясь, громко сказала больше другому преподавателю Софье Павловне чем мне: -

- Вот чудак человек, ему поставили четыре, а он просит дополнительные вопросы чтобы ему задали.
- Идите Муслимов, на пять баллов вы не тянете, а вот с оценкой хорошо я пожалуй соглашусь. Готовьтесь к следующему экзамену.

Услышав об оценке, я готов был обнять и поцеловать мадам Свету Ивановну самую добрую и красивую блондинку на земле, в тот момент показавшейся такой.

- Спасибо, спасибо, - залепетал я и взяв в руки уже почти не нужную трость заторопился из аудитории.

Вот так всё и было Виталя. Получить по алгебре хорошо, это предел моих мечтаний. Я и в школе то не часто по предмету получал такие высокие отметки.

- Ну ты Рав не расслабляйся, впереди сочинение и диктант, а это для лично меня, не знаю как для тебя, такая дрянь ужасная, сил нет.

- А мне нравилась литература, по ней зачастую самые высокие оценки получал, а вот с русским были ошибки на диктантах. Но двоек почти не было.

- О, как же, как был прав Виталик, говоря мне не расслабляться на экзамене. Получив отлично по сочинению, я не написал диктант. Просто из - за своей глупой беспечности и жалости. Я помог соседу с правописанием, не оставив себе времени на элементарную проверку текста сочинения. ** Можетбыт,** всёже - вот эти слова так мной второпях написанные, сыграли свою роковую роль.

А почему роковую роль? Может совсем и нет? Всё что не делается, делается к лучшему! Ведь поступил же я через месяц в своё училище авиационно- техническое. Поступил, только ещё вдобавок в своём родном городе, и тем более военное.

Училище, которое коренным образом повлияло на моё духовное, нравственное и физическое развитие.
Училище, которое воспитало во мне чувства доселе не совсем понятные и наверное так и до конца бы не ощутимые, если я не стал бы офицером Советской армии - защитником своего социалистического Отечества. Чувства любви и преданности к Малой Родине – Красноярью и Великой России!

О РОССИЯ, ВЕЛИКАЯ РУСЬ,
ЗА ТЕБЯ Я ВОЛНУЯСЬ, МОЛЮСЬ,
ТЫ ОТЧИЗНА, КАК МАТЬ МНЕ ОДНА -
СВЯЗАН ЖИЗНЬЮ С ТОБОЙ НАВСЕГДА.