Феличе Касорати

Улексия Миссосупова
Felice Casorati  4 декабря 1883, Новара - 1 марта 1963, Турин.
Итальянский живописец, скульптор и график. Его картины, включающие фигурные композиции, портреты и натюрморты, часто отличаются необычными эффектами перспективы.
Отец Феличе был кадровым офицером и художником-любителем, он был выходцем из семьи, которая дала Италии известных ученых и математиков.
Касорати родился в Новаре, в связи с военной карьерой отца, семья часто переезжала. Детство Феличе провел в Милане, Сассари и Падуе. С раннего возраста мальчик проявил интерес к музыке. В Падуе мальчик даже учился в музыкальной школе по классу фортепиано.
В 18 лет у Касорати случился нервный срыв, в период восстановления здоровья врачи посоветовали родителям вывести юношу на природу. Феличе несколько месяцев провел в маленьком городке Пралья без любимого фортепиано. Его отец, сам художник-любитель, чтобы успокоить нервы сына, «подсунул» ему свой большой ящик с красками. В 1902 году Феличе написал свою первую картину - пейзаж с видом Падуи. В конце концов, юноша увлекся и живописью. Его ранние работы смутно напоминали экспрессионистов, большинство из них были портретами матери и сестры, выполненные карандашом.
Чтобы угодить матери, которая была против его увлечений, Феличе стал изучать право и поступил на юридический факультет университета Падуи, который окончил в 1906 году. Но желание стать художником пересилило.
Еще учась в университете, юноша продолжал заниматься живописью и параллельно учиться в частной студии Джованни Вианнелло (Giovanni Viannello, 1873-1926).
Уже в 1907 году его "Женский портрет" была показан на Венецианском Биеннале. Элегантный портрет его сестры Эльвиры получил высокую оценку жюри.
С 1908 по 1911 годы Касорати жил в Неаполе, там он впервые увидел и стал изучать работы Питера Брейгеля из коллекции Национального музея Каподимонте.
Касорати общался с художественными кругами северной Европы. В 1910 году на выставке IX Венецианского Биеннале Касорати не только представил 22 свои новые работы, но и познакомился лично с Густавом Климтом, работами которого он восхищался с 1905 года. Мало того, на этом Биеннале работы Касорати и Климта выставлялись в одном зале.После этой встречи молодой художник стал разрабатывать свой собственный стиль.
Ранние работы художник выполнял в реалистически-классическом стиле, но после 1910 года работы Касорати отмечены влиянием венского Сецессиона, модерна и символизма.
Нужно отметить, что символический и декоративный стиль венского Сецессиона нашли свое отражение во многих последующих работах Касорати. Уже к 1912 году художник начал писать картины, в которых видны результаты его поисков – синтез между символизмом и реализмом.
Работы Касорати экспонировались на Биеннале и в 1911 году.
Спящая женщина Феличе Казорати
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/04/3112
Прекрасный сон - в нем шепчется листва,
и лозы виноградные, мерцая,
полны от бриза - бригов паруса,
парят и вдруг становятся дворцами.

Сон полнится полетом, громом гроз,
и музыкой запевших давних писем...
Сад полон ароматом лилий, роз,
и пишут снов сонеты травы, листья.

Сон женщины хранит из тени фавн
балета спело-летнего полудня
из партитуры виноградных арф,
что сотворились в снах звучанья чудом.

"Мечты граната" - прошлое пришло,
сбылось и укачало в колыбели?
Взошло, бутон раскрыло и сплелось
во сне садовым эхом Аннабель Ли.

Феличе Казорати.Il sogno del melograno
В период с 1911 по 1915 год художник жил в Вероне, где в содружестве с другими художниками основал в 1914 году журнал "Млечный путь" (La Via Lattea), в котором помещались илюстрации "модерн" в стиле англичанина Обри Бердслея и голландца Яна Tуропа.В 1913 году состоялась персональная выставка Касорати в галерее Песаро в Венеции, а в 1915 году персональная выставка прошла в Римском Сецессионе III, где Касорати показал 12 новых картин и первую свою скульптуру из лакированного терракота.
В этом же году художник был призван на военную службу, в течение трех лет принимал участие в боевых действиях Первой мировой войны и был демобилизован из армии в связи со смертью отца в 1917 году.

В 1918 году Феличе со своей матерью и двумя сестрами переехал в Турин, где, по словам биографов, "заинтересовался декадентской атмосферой города с его зловещими взглядами".
Вскоре он стал центральной фигурой в кругах интеллигенции города.
Дружбе с композитором Альфредо Каселла и с антифашистом Пьеро Гобетти привела Касорати в 1922 году в ряды группы "Либеральная революция" (Rivoluzione Liberale).
В 1923 художник был арестован за участие в этой антифашистской группе, возглавляемой Гобетти, провел несколько дней в тюрьме, и после этого пытался воздерживаться от любых политических действий, чтобы не вступать в открытый конфликт с фашистским режимом.
Сильвана Сенни Казорати
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/12/04/3340
Женщина-сфинкс, и песочных часов
тело - хранитель мгновений,
мыслями - стаями птиц-голосов
в теле пульсирует время.

Солнечность дня, каменистый пейзаж -
собрано то, что бросалось,
свет золотистый - лишь фон, антураж,
искренность чувств пишет алым.

Невозмутимость и мудрый покой -
чувствами переполненье?
Чуть шевельнула Сильвана рукой -
бриза любви дуновенье...

Felice Casorati Silvana Cenni 1922 г.
Работы Касорати следующего десятилетия типичны для итальянского авангарда 1920-х. Они показывают внимание художника к геометрии и тематически отражают его реакцию на войну.
При этом, искусствоведы пишут, что на эволюцию творчества авангардиста Касорати по-прежнему вдохновляли великие мастера итальянского Возрождения, знаменитые художники пятнадцатого века Мантенья, Пьеро делла Франческа и Рафаэль.
Хотя многие критики считали его работы холодными, идущими от мозга, а не от чувств, Касорати получил международное признание и стал одной из ведущих фигур итальянского авангарда.
В 1922 году Касорати написал, пожалуй, самую известную свою работу – «Silvana Cenni», портрет сидящей женщины в белом платье, а в следующем году не менее известную картину – «Полдень».Начиная с 1923 года, он открыл художественную студию для студентов в Турине на Виа Мадзини.
Среди его учеников были итальянские художники Энрико Аккатино, Франческо Менцио, Карло Леви, Гиги Чесса и Джесси Босуэлл, которые позже объединились в группу "Шесть художников из Турина" (Sei pittori di Torino).В 1924 году на венецианском Биеннале состоялась очередная «персоналка» Касорати, статью к каталогу которой написал авторитетный критик Лионелло Вентури.
В 1925 году искусствовед Рафаэлло Джиолли подытожил аспекты поисков Касорати в искусстве:
«Его объемы не имеют ни веса, ни цвета, ни физической телесности. Все, что художник изображает - фиктивно: в картинах не хватает живой нервной жизнеспособности».
Но при этом, критик утверждал, что именно эти качества придают его работам оригинальность, и возможность отнести их к «компании» метафизических художников.
Как писали другие критики, «кристально-чистые тона и загадочные композиции картин Касорати способствовали формированию в его творчестве "магического реализма".

В 1925 году Касорати стал одним из основателей Общества изобразительных искусств (La Societа di Belle Arti). Председатель Общества Антонио Фонтанези стремился популяризировать итальянских и зарубежных художников девятнадцатого века и современности.Дружба с промышленником и коллекционером произведений искусства Рикардо Гуалино проявила интерес Касорати к оформлению интерьеров.
В 1925 году Касорати совместно с Альберто Сарторисом (Alberto Sartoris) оформил домашний театр Гуалино. Для театра Гуалино художник выполнил не только дизайн, но и терракотовые скульптуры «Сатиры» (Capre) и бронзовые рельефы двух «Танцоров» (Danzatrici).
В содружестве с Сарторисом Касорати оформил павильон Пьемонта на III Биеннале декоративных искусств в Монце и фойе выставки архитектуры в Милане на Триеннале в 1933 году.
В 1928 году Касорати стал профессором кафедры мебели и интерьера в Академии Альбертина в Турине.

В 1926 и 1929 годах Касорати принимал участие в выставках группы "ХХ век" (Novecento), однако, художник не разделял их взгляды и оставался независимым от движения этой группы, руководимой Мергерите Сарфатти (Mergherite Sarfatti).

В 1930 году Феличе вступает в брак со своей ученицей Дафной Моэм (Daphne Maugham), которая посещала его школу искусств в Турине с 1926 года. В этом браке родился сын Франческо.В 1933 году художник начал сотрудничество с ежегодным оперным фестивалем Maggio Fiorentino, который был, в общем-то, и основан в апреле 1933 дирижером Витторио Гуи с целью популяризации классических и современных опер, о которых стали забывать.
Кстати, это был первый фестиваль музыки в Италии. Первая представленная опера была ранней оперой Верди «Набуко», и Касорати выступил в роли сценографа и художника по костюмам.
В последующие годы Касорати работал в Римской опере и театре Ла Скала в Милане, создавая декорации и костюмы. После 1930 года «тяжелый» стиль Касорати несколько смягчился, его палитра стала светлее. Художник по-прежнему широко выставлялся, получая множество наград и часто выставляясь.
В 1935 году в студии Касорати и Энрико Паолуччи прошла первая выставка итальянского абстрактного искусства, где были показаны работы Личини, Мелотти и Лючио Фонтана.
В 1938 году Касорати получил первый приз на Венецианском Биеннале.конце тридцатых годов прошли большие выставки художника в Париже, Питтсбурге и Сан-Франциско. В 1937 году Касорати получил приз Карнеги в Питтсбурге, в 1938 году – Гран-при в Париже, в 1939 году – приз в Сан-Франциско, а в 1942 году – еще один приз Венецианского Биеннале (удивительно, что во время, когда вся Европа была в огне второй мировой войны, в Италии продолжали проходить художественные выставки).
В 1948 году художник выполнил настенную роспись (375 х 190 см) для Нового театра (del Teatro Nuovo) в Турине.В 1952 году прошла очередная персональная выставка Касорати на Биеннале в Венеции, и по представлению приемной комиссии итальянской секции этой выставки, художник был удостоен специального приза президента.
В результате заболевания эмболией (закупорка кровеносных сосудов) художнику ампутировали ногу, но он продолжал работать и выставляться. Так в 1962 году он представил четыре свои картины для передвижной выставки в Германии и 17 работ на очередном Венецианской Биеннале.
Умер Касорати в Турине 1 марта 1963 года.
Большинство известных работ Касорати находится в государственных и частных итальянских коллекциях, в том числе, в музее современного искусства Револтелла в Триесте и Национальной галерее современного искусства (Galleria Nazionale ди Arte Moderna) в Риме.  Трижды (в 1993, 1999 и 2007 годах) проходили ретроспективные выставки Касорати в его родном городе Турине. На последней были представлены более 40 работ художника (30 картин, 6 скульптур в терракоте и бронзе, а также серия рисунков).
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post127883700/