Неудачное десантирование в Монголии

Эдуард Зайцев
  В 80-е годы, международные отношения с Китаем были напряжёнными. Провокации на границе, иногда, доходили до прямого вооружённого столкновения.
  Министерство Обороны СССР объявило о проведении масштабных военных учений на территории Монголии. Учения проходили в приграничных районах с Китаем.
 
                *******************************
  В течение недели, самолёты военно - транспортной авиации напряжённо летали с запада на восток, доставляя воинские подразделения и грузы.
  Целая дивизия воздушно - десантных войск была переброшена на аэродромы Дальнего Востока. Все эти воинские части, в полевых условиях, отрабатывали предполагаемые боевые действия в новых, для них, условиях.
Вскоре, предстояли большие учения войск.

 Особенностями этих маневров было боевое укомплектование техники и боевое вооружение личного состава. Проще сказать, вместо холостых патронов и снарядов, все войска получили боевые комплекты для оружия.
 
 Несколько дней длилось ожидание.
Наш 110 военно - транспортный полк, в полном составе, перебазировался на военный аэродром под Читой.  Длинной цепочкой расположились воздушные корабли на рулёжной дорожке. Ждали решающей команды.

 Политическая обстановка была тревожная.  Антисоветская риторика в пропаганде Китая нарастала. Территориальные претензии всё активнее разжигались в приграничных районах. Массовые выступления носили агрессивный характер.
 Все вооружённые силы Дальневосточного военного округа были приведены в полную боевую готовность. Назревал серьёзный военный конфликт.
 
 Команда на вылет поступила рано утром. С рассветом, колонны  десантников заполнили аэродром. Организованными  подразделениями они перемещались к самолётам, таяли, растворившись в открытых люках самолётов.
 В эфире решительно прозвучал приказ:

 - Группе 210 -го. Запуск!
 
 По общей команде, воздух наполнился звуками запущенных двигателей. Самолёты, один за другим, рулили на старт.
 
 Наша группа передовой команды взлетала первой. Две пары самолётов заняли положение предварительного старта.
 
 Ведущим первой пары самолётов был заместитель командира 1-ой авиаэскадрильи.
Мой Ил-76 шёл во главе  второй пары. 
 В первой паре самолётов находилось командование десантников и группа обеспечения десантирования. Моя пара должна была десантировать личный состав боевых подразделений десанта. Главной задачей наших десантников был захват района десантирования и приём основных сил десантных войск.
 
 Через 10 минут, за нами, взлетал основной состав полка.
 
 За первой парой взлетевших самолётов, я вырулил на старт. Быстро проверили органы управления.
Рули влево -вправо, штурвал от себя - на себя.
 По отсчёту секундомера, я дал команду:
 - РУД(рычаги управления двигателями) на взлётный!
 - Взлетаем!

  Строго, по расчёту времени, выполнили маневр по сбору группы в боевой порядок "поток пар". Штурман старший лейтенант Шишкин А. заранее рассчитал все  наши маневры.
 На маршрут следования мы вышли точно в заданном положении по дистанции. От первой пары нас отделяла временная дистанция в 1 мин. 30 сек.

 Собравшись в свою группу, которая именовалась "группой обеспечения десантирования", мы приступили к набору заданного эшелона.   
 
 Вскоре, начал взлетать полк. В наушниках радиостанций слышны были лаконичные команды ведущего. Возглавлял группу командир полка полковник Черкасов Ю.Т.
Группа произвела сбор в боевой порядок "колонна пар" и, вслед за нами, взяла курс на Монголию.

 Пограничную черту мы пролетели в полном радиомолчании. Только ведущий, на канале гражданских средств управления воздушным движением, получил разрешение на пролёт границы.
    
 Пустынные ландшафты, скалистые горные районы и редкие оазисы зелени проплывали под крылом. Режим радиомолчания строго соблюдался всеми экипажами.  Тишина в наушниках гнетуще давила неприятной настороженностью.
 Наши маршрутные карты были подготовлены к разным вариантам десантирования. Решение, на какую площадку предстоит десантировать десантников, должно было поступить в воздухе. Настораживала необычная экипировка наших пассажиров. Все с боевыми комплектами оружия. Наше личное оружие, пистолет Макарова, тоже, непривычно давит парашютными лямками на груди.

 - Что то серьёзное назревает,- высказался штурман.
 - По "варианту № 1" - до Пекина 600 км. А если "Вариант...

 Тут я вспоминаю, что должность замполита эскадрильи обязывает предостерегать личный состав от необоснованных высказываний.

 - Штурман! Не паникуй! Советский Союз никогда первым не начинал боевых действий в других странах. Мы просто должны показать наши возможности.
 -  Следи за ветром!

 Ветер для меня сейчас, действительно, был важен. Дистанцию до впереди летящей пары я выдерживаю по линейной дистанции отображённой на экране радиолокатора. Заданная же дистанция определяется по временной выдержке в 1 мин 30 сек. Чтобы сохранить заданное местоположение в боевом порядке, мне нужно в скорость нашего полёта ввести коррективы на ветер и определить необходимую линейную дистанцию. Так, при путевой  скорости (скорость относительно земли) в 500 км/час заданная дистанция будет в районе 8 км, а при скорости 600 км/час, - уже 10 км должны отделять нас от ведущего первой пары.   
   
   Спутный след, от впереди летящих самолётов, резко встряхнул нас, сильно накренив самолёт. Автопилот отключился, звякнув тревожным сигналом. 
Штурвалом выровнял корабль, вернул его в горизонтальный полёт. В этот момент, я мысленно  представил состояние десантников, которые, пребывая в напряженном ожидании, насторожились.
Неожиданная тряска самолёта встревожила их.

  Наземные ландшафты земли перешли в гористые плато и возвышенности. Мы всё ближе подходим к границам Китая. Интенсивные мигания красных лампочек, на моей приборной доске, подтверждали, что наземные радиолокационные станции Китая активно следят за нашим полётом.

 В наушниках прозвучала команда ведущего:
 - Приготовиться к снижению!
 
 По этой команде, мы уходим на малую высоту. Это затруднит наблюдение за нами.

 - Малый газ!
 
 Стрелка высотомера плавно скручивает свои показания. Безжизненные пейзажи Монголии, с редким горными возвышенностями, теперь, проплывают под крылом, совсем рядом. 
  Наш курс, по-прежнему лежит к пограничному рубежу.
 
 - Думаю, "горячими" стали телефоны в дипломатических представительствах, после доклада руководству Китая, о приближении к границам армады тяжёлых самолётов.

- Какие решения принимались в правительственных кругах, нам было не известно. Мутные сомнения, теперь, закрадывались и во мне.
 Неужели дипломаты не найдут мирного решения этого конфликта?
 До Пекина не более одного часа полёта, до границы - рукой подать.

  За несколько минут до обозначенного рубежа принятия решения, поступает команда:

 - Группе 210-го работать по "варианту № 1"!

 По этому варианту, вся группа нацеливается на площадку гористого плато в Монголии, в приграничном районе с Китаем.

 - Штурман! Ну, вот! Я же говорил, что мы мирные люди!

 - Бортовому технику по АДО!
 
Передайте команду десантникам: "Работаем по варианту № 1"!
 
 В максимальном сосредоточении подходим к рубежу, обозначенному на карте, как НБП (начало боевого пути).
 
 Подготовлены все карты и схемы для визуального контроля линии пути. Штурман сделал корректировку вычислительного комплекса автоматической системы управления самолётом.
 С точностью до секунды, я уложил дистанцию до ведущего группы в расчётное положение. Отметка на экране радиолокатора и цифровые показания на табло зафиксировали дистанцию в 1 минуту 30 секунд.
 
 Ведущий запросил условия для десантирования:

 -"Ленточка"!  Я 210. Работаем вариантом 100, прошу условия!

  Вариант "100" означает, что десантируем парашютистов.

 После некоторой паузы, руководитель выброски дал условия для работы. По этим условиям рассчитывается положение точки, в которую мы должны выйти для десантирования.
  Полученные цифры насторожили. Место для начала выброски десантников находилась далеко в стороне от площадки. Это означало, что сильный ветер будет сносить парашютистов. А, в условиях высокогорья, это создаст тяжёлые условия для приземления.
Надо предупредить десантников, решил я.

 - Бортовому технику по АДО!
 
Передайте условия на площадке командиру десантников! Предупредите его о сильном ветре при приземлении!

 - Понял, командир, - отозвался ст. лейтенант Родичев.

 Цифровые табло, сверху лобового стекла, неумолимо отсчитывают расстояние до точки выброски.
Система автоматического управления уверенно ведёт нас в расчётную точку.

 - Выпустить предкрылки на 14! Закрылки на 15!
 - Держать скорость 300!

 Полётный режим подготовлен для выполнения десантирования.

 
 - Удаление 10 км, - доложил штурман.

 - Десанту приготовиться!
 
  - Открыть грузовые люки!
 
- мои команды шли предусмотренным порядком на заданных рубежах. Ведомый экипаж, следуя за нами на удалении 3 км, синхронно повторял все эти действия.
 
  Неожиданно, самолёт встряхивает от сильного воздушного потока первых самолётов, к тому же, ветер над гористой местностью создаёт значительную болтанку.
Взял управление штурвалом снова в руки. Так я чувствую самолёт в неспокойной воздушной среде. Всеми силами стараюсь удержать воздушный корабль в стабильном положении. Нагруженные оружием и парашютами десантники уже готовы к прыжку. Надо, чтобы они удержались на ногах.

 Разрешения на выброску пока нет.

 Ведущий нашей группы, повторно, запросил разрешение на "работу". Он уже всего в нескольких километрах от площадки.
 
  За несколько секунд до выброски, получаем ожидаемое разрешение на десантирование.

 -210-му! Я Ленточка! По варианту 100 работу разрешаю!

 Почти сразу, за этим сообщением, в эфире звучит:
 
 - 210. "Зенит"!- Это означает, что десантники начали покидать самолёт.
 Через 30 сек десантирует его ведомый.

 Сквозь лобовое стекло наблюдаю, как из люков передних машин сыплются десантники. Купола их парашютов наполняются воздухом, быстро смещаются в сторону.

 Наши секундомеры отсчитывают время до нашей выброски.    
 
 По градусу исправляя курс, подходим к заданной точке.
  Штурман отсчитывает секунды.

 - До выброски 50, 40 сек...

 Самолёт нервной дрожью отзывается на каждое движение штурвала.
 
 В этот момент, взволнованный голос руководителя десантирования, обрывает нашу работу:

 - 212! Работу запрещаю!... Запрещаю!
  - Выброску запрещаю!...
 
  Мгновенно мелькает мысль о трагической ситуации на земле. Представляя состояние моих десантников, готовых к прыжку, перед открытыми люками, понимаю, что сосредоточенные на прыжок люди, могут ринуться вперёд по любой команде.
Красный сигнал "отставить" их не остановит.
 
 Дал команду:
 - Бортовому технику по АДО!
 - Закрыть грузолюки !

  Перед изумлёнными десантниками, уже вдохнувшими ветер открытого пространства, створки грузолюка стали закрываться.
Дублирую команду на запрет выброски голосом:

 - Выброску отставить! Десанту занять посадочные  места!

 Мои действия повторяет ведомый экипаж. Проходим над площадкой, так сказать, в "парадном строю".

 -Механизацию убрать!
 - Скорость 450!

 Набираем стандартный полётный режим, резко отворачиваем от пограничной зоны Китая.
 
 - Набор высоты! РУД - номинал!
 Курс - на север, домой!
 
Таким же холостым проходом над площадкой пролетает весь полк.
 
 Снова, под крылом пустынные пространства Монголии.
Напряжение перед выброской сменяется тревожным вопросом, что произошло на земле?
 Постепенно добираемся до своей границы. Территория родной страны чувствуется даже в воздухе. Русская речь в наушниках радиостанций и земля под самолётом узнаваемо – нашенская.
 
 Вне плана, приходится выполнять посадку на аэродроме вылета и возвращать десантников к местам их временного базирования. В районе Читы производим роспуск группы и поочерёдно заходим на посадку. В эфире неуловимо чувствуется напряжение.

 После посадки самолёт быстро замедляет свой бег.
  Медленно подруливаем к месту стоянки. К нам устремляются все командирские машины. Первый вопрос:

 - Вы произвели выброску?
 
 Увидев в кабине таких же недоумевающих десантников, все начальствующие лица быстро исчезли. Вездесущий технический наземный персонал сообщил:

 - Побили много людей.

  С томительным чувством какой то вины прощаемся с десантниками.
 
В назначенное время, лётный состав собирается у самолёта командира полка.
 
 Вскоре, становится известно, что на площадке приземления парашютисты попали в сильный ветровой поток. После приземления, десантники не могли погасить парашюты,  их стало бить по камням гористого плато. Десантные бушлаты, вмиг, превращались в лохмотья, а человеческие тела заливала кровь.
 Обеспечивающая команда на земле, с трудом добиралась до пострадавших. Для некоторых, помощь была уже не нужна.
 
 Для срочной  эвакуации пострадавших, вылетел самолёт Ан -12 с медицинской бригадой.
 
 С печалью в душе, мы возвращались домой на свои аэродромы.
 Я, в который раз, поблагодарил свою судьбу. Она  отвела от меня ответственность за возможные страдания людей. Несколько секунд отделяли нас от тяжёлых последствий для сотен молодых людей.
 Будут жить эти ребята и не вспомнят меня недобрым словом. Значит, мы ещё не раз «повоюем» вместе.

    Неудачная выброска в Монголии ещё долго звучала в различных бумагах, приказах и указаниях. Долго пришлось переживать и моим товарищам, которые невольно стали участниками этих событий.

 Небо не всегда бывает ласковым. Небо бывает  злым и жестоким. Оно не прощает ошибок тем, кто принимает неграмотные решения.
 
 Впоследствии станет известно, что решение на десантирование приняли авиационные командиры под давлением офицеров Министерства Обороны. Надо было "показать" наши возможности.
 
 Возможности мы, наверно, показали. Думаю, в решающий момент, дипломаты смогли договориться о мирных переговорах. После наших учений, напряжённость в отношениях с Китаем стала спадать.
 
 Только вот погибших не вернуть. Эти жертвы стали расплатой за безграмотные решения группы руководства десантирования.  Среди погибших, был и командир полка десантников.

История этого десантирования, достаточно, глубоко освящена в следующем ВИДЕО:
 
https://youtu.be/XUOtrDEJd2U

*******************************************************