Имел ли Ленин право на ошибку?

Вадим Егоров
   
Ошибки людей сильного ума 
именно тем и бывают страшны, 
что они делаются мыслями множества других людей.
 
Н.Чернышевский


                Вступление

    Знакомый:" Эти апрельские дни мне особенно дороги - родился величайший гений человечества В.И.Ленин.Он хотел сделать всех счастливыми. Но...Ему помешали". "Кто?", - вопрошал я. Ответа не последовало.Конечно, он далеко не так очевиден, как кажется. Мне и захотелось поделиться мыслями о нашей жизни, судьбе, в прошлом, настоящем и будущем для детей, внуков. Разумеется, я не претендую на роль истины первой инстанции.

                ---*---
   
 

    Штутгарт – типично южный город в лощине между гор. Уж не в Кисловодске ли я, подумалось на выходе из вокзала.Также на склонах дома – коттеджи, закрытые буйным цветением каштанов; тот же пьянящий аромат апрельской сирени.Еще зимой раздумывал:»Может двинуть на Кавказ?» Но, нет, снова потянуло в Германию.
По плану сегодня – осмотр исторического центра с дворцовым комплексом. Россия и Германия всего полтора века назад были связаны кровными узами. Дочь императора Николая 1 Ольга была женой Вюртенбергского короля Карла1.

 
    Быстро иду по Konigstrasse (королевской улице) – она уже изучена и вдруг: до боли  знакомая мелодия со словами … на русском языке: »Степь да степь кругом, путь далек лежит, в
той степи глухой умирал ямщик.» Что такое,неделю здесь, соотечественниками не пахнет,а тут родная песня? Иду на нее и вижу баяниста и трех казаков в полной униформе,недостает только шашек.

 
Одна песня сменяет другую,надо идти,но что – то удерживает. На этой улице – красивой и оживленной ,как  в Москве,на Арбате, много художников , артистов,но эти ... ! Поют супер. Всего три голоса: тенор,баритон и бас. Прохожие бросают монеты.То же сделал и я.
У артистов – пауза, подхожу к крайнему, белокурому.

 
 -  Откуда? 
  - Из России,казачьего хора.Вечером – концерт, а днем – здесь. 
Только отошел, казаки завели любимую: « Однозвучно звучит колокольчик…» и …ноги повернули назад. План затрещал по швам. Задержался на час,а переживаний хватило на всю ночь. Что же случилось? Потерпите, пожалуйста, уважаемый читатель.

 
    Концерт окончился,захотелось пообщаться с белокурым. Иван, так его звали, узнав, что я – социальный психолог и помогаю россиянам приспособиться к новой жизни, неожиданно проявил острый интерес.


 
   - Понимаете, - мы отошли в сторону,- у нас с Николаем происходят стычки. Видите синяк под глазом? Он говорит: » Я – коммунист, им и умру», -  а я: ты -  глуп, таким и останешься. А тут Ленин вчера родился (было 24 апреля), идем с Николаем мимо вокзала, а там наверху слова: «Боязнь ошибки уже есть сама ошибка». У нас один знает немецкий – он и перевел. Николай и говорит: " Ленин, может и ошибся, но имел право, Даже Гегель так сказал."



    Действительно, на фронтоне здания метровыми буквами – ночью даже светятся – фраза из  сочинения знаменитого философа  Ф. Гегеля – уроженца  здешних мест. Немцы им очень гордятся.


   
  _ Да, вы затронули болезненный для россиян, да и многих в мире вопрос. Конечно, Гегель имел ввиду, что  не ошибается тот, кто ничего не делает. Но одно дело затевать новое и ошибиться с небольшой группой людей, другое – бросать в пучину неизведанного миллионы.


   
 - Вон, видишь, Иван, самолет? – аэропорт был рядом с городом.               
  - Да, это Боинг, мы на нем летели. 
   Так вот, сначала его модель испытывают на земле, создав условия, как на небе. И, только проверив ее  на прочность,  делают настоящий самолет. Также и Ленин должен был проверить модель общества. Ведь никогда, нигде не было того, что он задумал.


 
    Рассуждая, заметил подходящих казаков. Иван, познакомив с Николаем и Петром, предложил отметить встречу, и мы расположились в уютном кафе. 
Официант принес чай с пирожными, и Николай обратился ко мне: « Мы вот спорим, почему отказались от социализма, было же справедливое общество, все были довольны. И вдруг, раз… и нет его!«



  - Довольны, кто был у кормушки, - белокурый казак чуть не вскочил, и чашка не опрокинулась на скатерть, - твоя Ольга стояла за прилавком, у вас все было, а полки в магазине – пустые.


 
    Да, будет жарко, подумал я, - в случае чего сяду между ними, когда Иван пойдет курить. Очередь высказаться подошла ко мне.


 
 - Вопрос о справедливости – непростой, но ответ многое проясняет. Нам поколениями внушали: благополучие зависит не от человека, а от государства. Оно давало жилье, работу. Безработицы не было, но и не было инициативы, стремления работать лучше. Ограничивали заработок: стимул к труду. При этом страдало качество товара, услуг.


 
  - Конечно, - вступил Иван, - моя Катька возмущалась, почему я приносил 200 р, а не 300 ? Я был токарем и имел высокий разряд.

 
  - Но ведь справедливо, когда заботятся о тебе, пытался возражать  Николай.

 
- Помощь старым, больным – это добро, а давать костыль трудоспособному – гибель, - заметил я.Причем, для двоих: дающего и принимающего. Типичная картина из моей практики. Родитель в отчаянии: «Помогите, я сына любил, все ему давал, а он привел женщину и выгоняет из дома!». Советую: « Готовьте убежище. Хоть себя спасете».Избалованного призывать к трудолюбию, чуткости бесполезно.

.
   
   Главная забота родителя – воспитать у ребенка самостоятельность, ответственность, а государства – создать условия самореализации. Сегодня – хочешь иметь независимость и достаток – ты предприниматель, а трудно брать ответственность – наемный работник. Есть выбор. Но безалаберному,  со слабой волей сегодня везде трудно.

 
    Николай притих, но было видно: сомнения его не покидали.

 
  - А сейчас, что делается сейчас! Он с торжествующим видом обвел всех взглядом, - наверняка Вам нечего сказать.

 
    Да, я ожидал этого вопроса. Его всегда задавали,и убедить было непросто. Почему? Оппонент должен был иметь хотя бы минимум знаний по теме и  психологически готов выслушать - находиться в спокойном эмоциональном состоянии. Однако, возглас: «А сейчас!», - идет в конце, на пике накала общения. Если бы Николай был один, то прекратил разговор. Здесь же решил применить, так называемую, «поддержку из зала« и использовать, как опору в рассуждениях, Петра, мирно, по – философски прихлебывающего из чашки. Сосредоточив на нем взгляд, я и начал.

 
  - Конечно, сейчас мучительно трудно. Идет переход к другой жизни. У японцев даже есть пожелание недругу: »Хоть бы ты пожил в эпоху перемен!» Свободу, демократию каждый понимает по – своему. Для одних – это вседозволенность, обогащение любым путем.Они и раньше это делали, но не так открыто. Для других – развитие и реализация возможностей честным трудом добиться успеха.Третьи – против первых и вторых, непрочь устроить гражданскую войну и пролить кровь. Сегодня грязь выплеснулась наружу и порядочным людям особенно тяжело.



  - Почему трудно принять новую жизнь, может, дело в психологии?- заметил  Петр?

 
  - Конечно, - воскликнул я и подумал: лучшей поддержки  и не ожидал.Иван, заглянув за кулисы моих мыслей, с гордостью произнес: « А Петя у нас академию кончил!»

 
  - Сегодня каждый должен заботиться о себе сам, а знаний, навыков нет. Появляются беспокойство, неуверенность, переходящие в стресс. Психологи объясняют это когнитивным  (познавательным) диссонансом - несоответствием новых требований старым, готовым решениям. Чуть позже я покажу на примерах, а пока,в упрощенном виде, о связи наших мыслей и поступков.


 
    Человеком управляет мозг, состоящий из разумной части – сознания и под ним – подсознания. В последнем, как в кладовой, проверенные жизнью решения. Зачем изучать новое, напрягать разум – уже есть готовое старое. А если их нет? Человеку плохо, и нередко он ищет виноватых – срабатывает механизм защиты. Так становится легче.



    Первый пример. Там, где  живу – 12 магазинов, а было 2.Пожилая соседка просит : «Сходи, милок за продуктами, мучаюсь, - говорит, - выбирать.» Я понимаю: ей трудно, но не столько физически, сколько -  по другой причине. Выбирать – значит взять нужное. А что надо? Следует напрягать голову, думать о полезности, дешевизне, пригодности. А бабуля не знает, как это делать. Колбасу и селедку раньше брала, не раздумывая – хоть бы хватило, а сегодня – в каждом магазине, да по 6-8 видов. Как тут не растеряться. Она недовольна:» Понастроили магазинов. А колбаса раньше была вкуснее!!»



    Второй пример. Департамент труда и занятости устраивает в доме культуры ярмарку рабочих мест. Очень полезное мероприятие – « глаза в глаза « встречаешься с работодателем. В зале множество столов. За одним из них – главный инженер предприятия, рядом – мой стол психолога – консультанта. Парень подходит к руководителю, а тот направляет ко мне – проверить готовность к работе и достоверность его резюме, по старому - характеристики.Провожу собеседование и вдруг он взрывается: « Вы чего пытаете, вот же диплом…» Недоволен, даже агрессивен. Успокаиваю, объясняю, что от  личностных и профессиональных качеств зависит зарплата – а парень хочет по максимуму. На предприятии есть курсы. Заработок можно поднять. А он поворачивается и с бранью уходит.В итоге важнейшая задача не выполнена. В чем причина? В сложившемся у парня убеждении (психологи называют -«установки»), что работу должны дать, раз имеет диплом. Такая установка сидит в подсознании крепко, ее трудно убрать – она удобна. Не надо копаться в себе: а кто я, чего стою? По опыту знаю: таких сегодня много. Они звонят друзьям, знакомым: « Устрой меня!» И опять «говорит» это убеждение – раньше по знакомству, блату можно  было удачно устроиться. Сегодня оно губительно – фирмы с близкими, друзьями лопаются, как мыльные пузыри.



    Казаки притихли, задумались. Иван толкает соседа: « Петь, а надо найти диплом – где – то завалялся. А вдруг голос пропадет?

 
 
Пауза затянулась. «  А Вас, Коля, - я обратился к тому, кто считал себя коммунистом, - понимаю и разделяю веру в добро, справедливость. Конечно, Ленин хотел создать идеальное общество, но, очевидно, всех сделать счастливыми невозможно».



-  А как Вы оказались в Германии, что  привело? –спросил напоследок Петр, устремив на меня глубокий взгляд.

 
    Обычно я отвечаю вопросом: «А приятно Вам ощущать себя Человеком? Здесь чистота, порядок, вежливое обращение. Я как – то задумался при выходе из магазина, а мне с мягкой укоризной вдогонку: « Auf Wiedersehen( до свидания)».Так  было неудобно, стыдно и я промямлил: «Извините,у нас в России это не принято.» Я изучаю привычки, образ жизни немцев, думаю, что наши судьбы схожи. Лидеры стран хотели облагодетельствовать одних за счет других. Немцы, отняв у чужих, мы – у своих. Отнять и разделить – очень привлекательный лозунг, но ведущий к катастрофе.В Германии сумели в короткий срок покаяться – Мемориалы в Дахау, Бухенвальде, других местах тому подтверждение. Мы же – пока нет, а только с этого начинается выздоровление.


 
    Общение с артистами подошло к концу.За окном зажглись фонари. Освещение улицы на небольшой высоте создавало особый уют, даже интимность и теплоту, созвучные нашему настроению. Казаки,  да и я были взволнованы – тема затрагивала душу каждого.

 
 
    По пути в гостиницу не покидали мысли. Конечно, Ленин хотел как лучше, но получилось…. Вопреки природе был создан человек, неспособный к самостоятельной жизни. Но это, скорее не вина, а беда вождя. Педагогическая психология, объясняющая связь условий жизни и формирования личности, начала развиваться только в начале 20 века, после кончины Ленина. Что же делать сейчас, спросит читатель? « Найти себя в этой жизни», - так ответил на одной из творческих встреч любимый многими актер Алексей Баталов. А я добавлю. Для этого надо использовать новые знания , а для преодоления трудностей -  резервы организма, они заложены Матушкой - природой и есть у каждого. Модернизация, провозглашенная нашим президентом , это, в первую очередь, совершенствование человека, укрепление здоровья, волевых черт характера. Сегодня честным трудом можно добиться успеха. Надо только научиться соизмерять выгоду и потери, прибыль и опасности. По закону борьбы за существование развивается все живое на Земле: флора и фауна.