действующие лица. глава 20

Надежда Бакина
Я решила плотнее заняться возможным свидетелем, поэтому на следующее утро снова спустилась в подвал. Свет включать не стала, чтобы не спугнуть привидение. Недалеко кто-то тихонько вздыхал. Я пошла на звук. Так и есть, сидит, родимый, на мешке с песком, парик – на коленях.
-Ваше Величество!- не сдержала я изумления.
-А, это ты. Здравствуй.
-Что с Вами?
-Езус-Мария! Мое королевство уменьшилось до размеров этого подвала.  Но я был уверен, что хотя бы тут уважают мое Величество. Теперь у меня отобрали и это утешение. Как жестоки люди! Они лишили меня всего, всего! Моей милой Польши…
-Разве что-то мешает Вам находиться в Польше, Ваше Величество?
-Конечно. Поляки мешают. Ну, да неважно. Не переводи разговор! Ты ничего не понимаешь! (а то я этого не знаю). У меня забрали все, все. Кто-то приходит и осмеливается  совершить гнусное преступление прямо под моим королевским носом! Прямо, можно сказать, на моих королевских глазах! Я этого не вынесу, я этого не вынесу,- он всхлипнул.
-Кстати о Ваших королевских глазах: Вы видели убийцу?
-Видел ли я кого?
Станислав резко вскочил и парик упал на пол. Но тут силы его иссякли, и Станислав-Август Понятовский упал в обморок.
Я растерялась, не зная, что мне делать. Поднять парик, который пылился на грязном полу? Поднять короля? Но я даже не имела представления, как приводить в чувство привидение. Похлопать его по щекам я не осмелилась: король, все-таки. Потом хлопот не оберешься, доказывая, что не посягал на его достоинство, давая пощечины. К счастью, у меня в рюкзаке лежала бутылка с водой. Отвинтив крышку, я набрала в рот воды. Увы, эффектно брызгать водой изо рта я не умела. Поэтому на Понятовского просто вылился поток воды. Я порадовалась, что он догадался снять парик, а то его бы пришлось потом просушивать. И главное – помогло. Король открыл глаза и изумленно смотрел на меня.
-Что, что это было?
-Первая помощь. Извините, Ваше Величество,  доктор Хаус занят, экстренный вызов, пришлось вот, домашними средствами…
-Ты что, плюнула на меня?
-Как можно! – я показала ему бутылку из-под воды, кажется, это его успокоило.- Так что насчет убийцы?
-Я никого не видел,- взвизгнул король.- Ну…- он замялся,- вообще-то, ходил тут один. Правда, я не видел его, только слышал.
-Слышал? Это как? Он громко топал, когда ходил?
-Нет, он стихи декламировал.
-Какие стихи, о чем?
-Я записал. Вот, вот тут, или, кажется, тут.- Станислав принялся рыться по карманам.- Ну, конечно, вот они, я знал, что они где-то здесь.
Он достал небольшой блокнот.
-Слушай:
                «Творю я зло - и сам о зле горланю;
                И беды тайные, что создал я,
                Тяжелым грузом на других валю».
Там было что-то еще, но он слишком быстро говорил, я не успел записать.
-Спасибо,- искренне сказала я. При этом столь же искренне не понимая, как это может мне помочь. Кто-то ходил по подвалу и читал стихи. Ну и что? Кроме того, разумеется, что это само по себе странно. Но к странностям я уже привыкла.
-Скажи,- привидение слегка смутилось, но продолжило- ты не могла бы попросить священника придти сюда, ну, чтобы он молитвы почитал, святой водой окропил…Мне не по себе в этом подвале, после того, как тут труп лежал.
-Ммммм. Вас пугают мертвецы?
-Они неприятные,- король капризно скривил губы,- и мертвые.
-А Вы сам…- я прикусила язык и с жалостью посмотрела на Станислава: ну разве это мужчина? Не сравнить с Ричардом. Всего несколько веков разницы, а вырождение королевского племени на лицо.- Я узнаю.
Понятовский признательно посмотрел на меня. Мы попрощались, и я ушла.