Город Глава1 Люди6 Павел Иванович Морин

Татьяна Черепова
Павел Иванович Морин был директором Старооскольской школы-интернат. Ярый приверженец Макаренко, он строил школу по образу и подобию лучшего педагога страны. Знал все работы своего учителя, читал все отклики и рецензии. Думаю, что был большим специалистом по биографии и творчеству Антона Макаренко. Удивительная у нас страна: кумиры вырастают молниеносно как грибы, с огромным удовольствием все им поклоняются и с неменьшим удовольствием тут же кумиров свергают. Палванч до конца жизни был верен своему учителю, что и вызывает огромное уважение. Чем-то он был похож на моего деда. Честен, точен во времени, корректен в разговоре, воспитан, голос повышал очень редко, но почему-то я его боялась смертельно.
 Однажды я спорила с дежурными в раздевалке. Мальчишки не хотели выдавать мне пальто, а я опаздывала в спортшколу. Когда уже в 10 раз мне сунули чужую куртку, я разозлилась и попыталась швырнуть её в обидчиков, но почему-то куртка полетела в другую сторону и сбила розу на своём пути. Горшок с цветком свалился на пол, мальчишки спрятались, дверь кабинета директора распахнулась на оглушительный грохот, и у меня от страха остановилось сердце:
 - Кто? - зазвенело в ушах.
Кроме меня в коридоре никого не было. В этот момент далеко в конце коридора пробегал Колька Ерёмин. Он рванул в вестибюль и успел спасти меня от смерти, толкнул  на диван и юркнул в кабинет директора. Видно, вид у меня был такой, что он понял, что я свалюсь в обмороке, чтобы не убилась, он обеспечил мне падение на мягкое.
 - Я тебя предупреждал, что ты выскочишь из школы, если хоть что-то ещё натворишь,-
дальше я уже ничего не слышала, очнувшись, пулей выскочила на улицу, хулиганы поспешно сунули мне моё пальто в руки.
 Коля Ерёмин тоже был директором школы. Он всю вину за все хулиганства брал на себя, сам не совершив при этом ни одного проступка. За это он обладал такой властью, что без него не решался ни один вопрос. Шестиклассник был маленьким мужичком, обладавшим неограниченной властью. Учился он плохо, да и некогда ему было сидеть за партой, хозяйство огромное. Там подрались, кто-то девочку обидел, за девчонок Коля стоял горой, кто-то дежурить не хотел по кухне, о власти Коли знал весь низший персонал и всегда обращались к нему за помощью. Когда в интернате устраивали День ученика, его ещё называли Днём самовоспитания,Коля был на своём месте, то есть директором и сидел возле телефона. Если старший класс, назначенный на роль учителей, игнорировал авторитет Коли, то начинался хаос, хулиганы делали всё, что хотели. Если старшеклассники обращались за помощью к Ерёмину, разницы не было никакой - есть воспитатели или нет их, жизнь шла своим чередом. Знал ли об этой власти подростка Палванч? Скорее всего, доносчики и стукачи у него наверняка были.
 Два директора ненавидели друг друга, но благодаря им обоим, школа была образцово-показательной.
 Коля закончил 8 класс, а Палванчу исполнилось 60 лет. Коля ушёл в ПТУ, а Палванч на пенсию. Энергичный человек, он не смог сидеть дома без дела и быстро умер. При новом директоре школа-интернат превратилась в сиротский дом. Если мы с гордостью говорили, что учимся в школе-интернат, и у нас с завистью спрашивали, как туда попасть? Потому что мы во всем были лучшие, то после ухода Палванча разбежались все учителя. Через год, когда я уже училась в другой школе и приходила навестить своих подруг, я в коридорах не встречала уже ни одного знакомого лица из педколлектива и обслуживающего персонала. Моим одноклассникам уже стыдно было признаваться, что они воспитанники школы-интернат. Новый директор обвинял Палванча в воровстве, потому что не досчитался ковра. Морина тут же принесла этот ковёр новому директору, хотя этот ковёр им подарили лично выпускники школы на одной из встреч.Торжественно в присутствии всей школы. Но Палванчу стыдно было принимать такой дорогой подарок,и он поставил его на баланс школы. Когда выпускники навещали Мориных дома, требовали, чтобы ковёр был разослан на полу в зале, и Елена Афанасьевна, запыхавшись, бежала в интернат за ковром. Видно, в какой-то момент надоело таскать его туда-сюда, тем более, что в интернате ковров было больше, чем помещений, где им положено было лежать.Это была уважаемая семья в городе. 
 Я навсегда уяснила, что самое главное в жизни не карьера, а внутренний и профессиональный рост. Чтобы что-то полезное сделать для своей страны, главное в совершенстве овладеть профессией. Именно умельцы обогащают и сохраняют нашу страну, которую кидает из крайности в крайность.