О некоторых проблемах современного образования

Марк Львовский
Задумываясь о реформах и проблемах современного образования,
у меня возникли некоторые соображения, которые я хотел бы изложить.
1) Каждый ребёнок должен иметь право не получать образования,
если он того не желает, не хочет, не дорос. Насилие развращает его, так как он знает,
что его всё равно не выгонят из школы, как бы он не измывался над учителем,
всё равно поставят, "нарисуют" липовую тройку.
Проблемы у такого ребёнка возникают лишь на стадии сдачи ГИА и ЕГЭ.
А до этого учитель и школа должны тащить его за уши.
Невозможность поставить двойку такому ребёнку развращает и учителя,
заставляет постоянно лакировать результаты.
Пусть такой ребёнок получит образование в зрелом возрасте, когда поймёт, что оно ему необходимо.
А таких детей становится всё больше. Порой это целые классы, с которыми ведётся непрерывная
война за учёбу. Но нельзя насильно учить, как и кормить здорового человека через трубку. Это контр продуктивно!
Родители тоже мало, чем могут здесь помочь. Тем более, они часто на стороне своего недоросля.
А учитель должен ответить за всё! Это ведёт в тупик образование.
2) У учителя должно быть гораздо больше прав. А его обложили со всех сторон,
связали руки, заткнули рот, сделали козлом отпущения за все грехи образования.
А скромная зарплата совсем не покрывает всего огромного ущерба его здоровью и авторитету.
Сейчас все права у директора школы, который может легко подставить учителя.
Страдают наиболее совестливые, ответственные и квалифицированные учителя,
зато в выигрыше приближённые любимчики и лизоблюды.
Бесправный, униженный учитель не может воспитать ученика свободным человеком.
3) С введением новых предметов надо быть очень осторожным.
У нас они вводятся в приказном порядке, нажимом сверху, как например, основы этики и религиозной культуры,
зато астрономию вышвырнули из школы. И это в стране первого спутника и первого космонавта.
4) По количеству часов (1 час в неделю) информатика явно проигрывает по сравнению с другими предметами.
Это явный перекос. Без информатики вообще нельзя стать полноценным специалистом в любой области.
Разговоры о том, что дети знают этот предмет лучше учителей и могут обучиться сами, т.к. у них дома есть
компьютеры и Интернет, лишены серьёзных оснований.
5) Часы преподавания физики всё время сокращают - это очень плохо!
При изучении физики повторы неизбежны, т.к. обучение ведётся по концентрическому принципу,
но уже на более высоком уровне. Иначе мы скоро скатимся на обочину
технического прогресса, отстанем навсегда от развитых стран, а это чревато катастрофой.
Сейчас впереди тот, у кого более продвинутые техника и технологии.
Это особо касается военной области. Физики сделали СССР и Россию великой державой,
создав ракетно-ядерный щит. В благодарность их оставили без финансирования,
и многие высококлассные учёные выехали за рубеж.
Прежде чем стать академиком и нобелевским лауреатом, талантливого
ребёнка должен заметить учитель физики и увлечь его, и чем раньше, тем лучше!