Тазы в алматинской области. часть ii

Рафаэль Амурович Балгин
(так как данный сайт не поддерживает казахскую кириллицу, спецтермины, имеющие спецсимволы, написаны здесь с использованием на русской кириллицы)

1. Отношение Казахской борзой Тазы к человеку вне процесса охоты
2. Традиционные казахские определения по экстерьеру Тазы и наиболее часто используемые команды
3. Тазы – больше, чем «живой инструмент» для ведения безружейной охоты
4. Кража Тазы
5. Естественные условия содержания Тазы
6. Изменившаяся цена породы


1. Отношение Казахской борзой Тазы к человеку вне процесса охоты
Тазы практически не бывают вызывающе агрессивными даже по отношению к незнакомому человеку. Агрессивность собак этой породы не выходит за рамки принципа «Я тебе даю понять, что мне не нравится». Даже если незнакомый человек нарушает дистанцию личного пространства, то Тазы избегают прямого столкновения и обострения ситуации.
При возможности свободного перемещения при отсутствии непролазного ограждения одна особь или несколько особей Казахской Тазы в своре держатся на расстоянии от незнакомых людей. Особи этой аборигенной породы очень рады своему хозяину при встрече с ним. При этом, в отличие от других пород, при встрече с хозяином, даже после продолжительного его отсутствия, виляние хвостом менее заметно и длится весьма недолго. После бурного эмоционального приветствия собака переходит к игре с хозяином, а через еще некоторое время и вовсе отходит от него. Вместе с тем, даже для хозяина у Тазы есть дистанция.
Если особи Казахской Тазы находится в огороженном пространстве и попадают в ситуацию, когда уйти от постороннего человека нет возможности, то они используют агрессивный лай значительно меньше, чем другие собаки. Они пытаются ограничиться, лишь предупредительным «лаем-воем» и коротким «рыком-возмущением» или, пройдя через поглаживание уходят, вновь обретая необходимую им дистанцию.
«Лай-вой» и «рык-возмущение» характерны лишь для кобелей при отпугивании незнакомого человека с пространства их клана. В основном это пространство подразумевает закрытый двор, в котором живут пара или несколько тазы. Если двор большой или есть другой выход, то Тазы увеличивает дистанцию, уходя прочь.
Когда сука ходит беременной, кобель может продемонстрировать свою решительность посторонним людям. Он может приблизиться к уходящему со двора человеку. С «лаем-воем» и мотнуть головой, задевая его ноги. Но при этом, укуса не происходит. Таким образом, кобель демонстрирует свои функции защитника клана.
Подобно этому себя ведут суки в отношение к кобелям, которые ненароком оказываются в непосредственной близости от маленьких щенков. К «лаю-возмущению» в таком случае прибавляется и клацанье зубами в непосредственной близости от жизненно важных зон, но без самих укусов.
Проявление явной вызывающей агрессии к незнакомому человеку у здоровой особи является свидетельством того, что перед вами – помесь. Чаще всего, действие собаки через проявление открытой агрессии (бросок на человека, стремление укусить человека, ощетинившаяся поза, агрессивный оскал с хрипящим рыком, укусы конечностей) демонстрирует наличие кровей иных пород в выборзках даже, если экстерьерно особь почти безупречна.
Исключением являются – «Дурегей Тазы» [1], под которыми в узком охотниче-пастушеском кругу сельских казахов подразумевается потомство от кобеля Казахской Тазы и суки Тобет [2]. Такие собаки так же, как и породы, к которым принадлежат их родители, не выражают явного агрессивного настроя по отношению к человеку. Стоит отметить, что уважение к человеку у Тобет базируется на принципах «Я с уважением отношусь к тем, кто относится ко мне с почтением». Смешение принципа отношения к человеку Тазы и Тобет дает не плохой поведенческий вариант.
Более архаичное понимание «дурегей» - собака, способная идти в одиночку на схватку с волком при охоте в степи. Что, вероятно, подразумевало производство таких особей от Тазы и Тобет.
Однако в нынешнем широком понимании тип «Дурегей» можно охарактеризовать как – помесь Тазы с любой другой породой (не чистопородная Казахская Тазы).

2. Традиционные казахские определения по экстерьеру тазы и наиболее часто используемые команды
Казахи-скотоводы или городские казахи руководствуясь в первую очередь советами стариков выбирают щенка исходя из традиционных взглядов на масть и физические данные. Наиболее привлекательными являются белые со светло-рыжими подпалинами (допустим темный кант на ушах), а также рыжие с темными подпалинами, светло-серые, которых называют кок-тазы, сизых и вороных с проседью, [3].
Пегие реализовываются чабанам за небольшую плату, не превышающую стоимость овцы или вообще даром в счет будущего знакомства. Чаще всего пегих щенков используют в обмене на скот или при подарках – ырым [4]. Словосочетание Жаксы ырым в этом случае имеет значение - хорошее подношение.
Подарить пегих щенков при равных экстерьерных и физических данных (в сравнении с белыми) не жалко, так, как покупатели (если такие есть) на них смотрят в последнюю очередь. Но из-за такого подарка налаживаются устойчивые взаимные уважительные отношения дарителя и одариваемого. Несмотря на предпочтения к Тазы светлых и кок-мастей, собаки пегой масти также приносят их владельцам качественных щенков разных окрасов – не только пегих. И ничем не отличаются от своих собратьев по поимистости и жадности к зверю.
Касательно экстерьера основными требованиями являются:
• Ровная спина или слегка прогнутая;
• Для взрослых особей волосатость на конечностях допускается лишь едва заметная и то, в зимнюю пору;
• Лапы (кисти) должны быть «сжатыми камушками», т.е. не должно быть плоской ступни, и тем более пальцев искаженных рахитом. «Сжатые камушками» кисти менее подвержены оледенению при долгих охотах или прогулках;
• Выпирающие локти в стороны допускаются. В рабочих особях на это не обращается внимание. Однако стандартной признается особь с ровными, не выпирающими в стороны локтями.
• Экстерьерными стандартами является шаян-куйрык и шашак-кулак [5].
• Собаки меньше казахского степного стандарта по росту (65-70см для кобелей и 60-65см для сук в холке) считаются ши-тазы [6] и отношение к ним, несмотря на масть, как к особям вырождающихся линий, подверженных частому инбридинговому скрещиванию (1+1, 0+1), или как к особям, в чьих предках есть туркменские тазы в помеси с салюки.
Ши-тазы (или щи-тазы) в основном используются в зарослях чия, от которого и получили свое название. Заяц-толай обитает преимущественно в таких местах, где произрастает чий и имеется другие кустарниковые заросли. На него в основном и ведется охота с помощью ши-тазы.
Ши-тазы уступают собакам степного типа в скорости и в росте, а соответственно, охотникам трудно совершать с ними продолжительные охоты с долгими переходами. Это собаки для пулуоседлой и оседлой жизни. А это, в сознании казахов, доставшемся от кочевых предков – жизнь сарта [7].
У казахов, в наследство от кочевого периода, сохранилось пренебрежительное отношение к понятию «сарт». Корреспондент журнала «Вокруг Света» в 1896 году также без любви относился к сартам, описывая их не как этническую группу, а больше как профессиональную консорцию [8].
Но, в настоящее время это уже не брезгливое отношение к оседлости и ко всему, что с ней связано (земледелие, отгонное животноводство, ремесленничество, градостроение). Ныне «сарт» – это больше название, доставшееся в наследство населению соседних центрально-азиатских стран, которое стало оседлым, еще в раннем средневековье, и в сознании которого превалирует общинный уклад, в отличие от казахского родового.
Термины и реплики, используемые в работе с тазы:
• Кя-кя – междометие, посредством которого обращают внимание собак и, подзывая, держат их на близкой дистанции для последующего действия
• Айда-айда (ударении на первый слог) с прибавлением двойного чмока губами или свиста – междометие, ну-ка айда!; Айда, кеттiк! Ну-ка пошли!
• Мя-мя – междометие «на-на», призыв собаки или приказ собаке взять что-либо у хозяина из рук.

3. Тазы – больше, чем «живой инструмент» для ведения безружейной охоты
В формате кочевой цивилизации Тазы были симбионтами в казахском традиционном кочевом ауле, гарантировавшими страховку от тяжелой поры. Ведь самой страшной угрозой в казахской степи всегда был – жут (джут) [9]. Потеряв все, казахи брались за охоту. Основным капиталом и, собственно, валютой для основной массы кочевых казахов всегда был скот. И лишь в очень голодные годы казахов кормили борзые собаки и беркуты.
Охота с тазы в контексте кочевой цивилизации ориентированной на перманентное увеличение поголовья скота, в благополучную пору была скорее дополнительным промыслом и развлечением, чем перманентно востребованной необходимостью.
Описывая уклад казахов, выдающийся русский ученный Левшин А.И. в книге «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», опубликованной впервые в Петербурге в 1832 года писал: «Образ жизни киргизов [10] есть живая картина времен патриархальных. Вид целого народа пастушествующего и, можно сказать, живущего почти исключительно для своих стад; селения или аулы, мгновенно исчезающие и на других местах опять вновь являющиеся; простота и близость сего состояния к природе имеют много занимательного и пленительного для глаз романиста и поэта» [11].
Организацию больших облавных охот могли себе позволить ханы и султаны. Если учесть, что своры борзых требуют хорошего и регулярного пропитания в дополнение к дичи, то становится ясно, что содержание даже 2-3 Тазы довольно затратное занятие, требующее, соответствующей специализации и квалификации.
К этому необходимо добавить затрачиваемое время и сопутствующие материальные расходы на организацию тренировок и даже небольшую по формату охоту. Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что борзые Тазы в казахском кочевом обществе были ресурсом привлекательным, но без которого прожить было можно. И следовательно, Тазы в большей мере являлись элементом системного господства знатного человека над природой, притом, господства естественного - соревновательного, и не опороченного технологической магией. Тазы были привлекательным средством безружейной охоты, с использованием которого можно было получать стабильный доход мехом лисиц в дополнение к основной валюте – скоту (овцы, кони).
Наличие такого превосходства у одних может вызывать патологическое желание обладать такой собакой у других. Можно сказать, что Тазы всегда должны были быть объектом зависти и племенной необходимости. Т.к. наличие таких собак позволяло разжиться шкурками лис, хорьков, барсуков для таких головных уборов, как – борік [12] и малахай [13].

4. Кража тазы
Весьма актуальным для любого владельца собаки породы Казахская Тазы является вопрос кражи его питомцев. Порода вновь стала популярной на волне национальных имиджевых проектов. Если ранее порода была насущной необходимостью, в части обеспечения страховки от тяжелой поры, то ныне Тазы являются:
1) объектом возрастающего интереса коммерчески ориентированных заводчиков;
2) интересом увлеченных породой охотников;
3) средством ведения параллельной безружейной охоты для чабанов;
4) имиджевой забавой и спортом для состоятельных аграриев;
5) эстетическим элементом квартиры для любителей борзых;
6) брэндовым символом, который хотят иметь состоятельные казахи в своих сельских имениях.
Стоит отметить, что при всей популяризации породы мало, кто среди казахов готов платить деньги за взрослых особей или щенков Тазы. При просьбе подарить щенка, просящий намекает на перспективы сотрудничества или ограничивается фразой: «Сочтемся, я же не последний человек…». В таком случае, отказ без обоснованной причины (расписанные на дарение другим людям) и непонимание желания просящего обладать такой собакой (у него нет собаки, но он хочет ее иметь) может быть причиной обиды. А с учетом того, что все казахи являются в той или иной степени друг другу родственниками или знакомыми, такой случай может обрасти кривотолками или слухами. Продать щенков в среде казахов – большая удача. Для этого щенок должен быть «золотым» по всем своим качествам (экстерьерная состоятельность, отличные родители и предки, а также высокая поимистость родителей и родственников из линии).
Большой интерес рабочие и экстерьерно привлекательные особи Тазы представляют для похитителей, которые являются таковыми, руководствуясь своими мотивами, в числе которых:
1) потребность обновления крови и нежелание платить за производителя;
2) желание обладать экстерьерно состоявшейся особью (привлекательная масть и соответствие традиционным экстерьерным признакам) в тщеславных и племенных целях;
3) желание скорейшей сворной социализации для имеющихся у похитителя подростков;
4) соответствие признакам кумай-тазы [14] (максимальный стандартный рост, жадность до дичи и рабочая натасканность);
5) уверенность, что похищение не будет раскрыто;
В основном используются пять стратегий похищения-увода Тазы, в случае, если у борзых этой породы есть свободный выход с огороженного участка владельца или участок не имеет ограждения вовсе.
Мясная приманка
При такой стратегии похититель регулярно подкармливает особь филейным мясом в незаметном для хозяина месте (за калиткой, на соседней улице, на отвалах сельского мусора). Или при проезде на лошади мимо отгона (скотоводческая база в степи – 1-2 домика с хозяйственными постройками и овчарнями загонами) хозяина собаки похититель, увидев понравившуюся особь тазы, подкармливает ее так же сырым мясом. В основном это происходит под утро. Таким образом, от природы недоверчивые к посторонним тазы привыкают к похитителю и проявляют со временем к нему симпатии. В таком случае, если собака сыта утром и уже не первый день, то хозяину из этого следует сделать вывод, что ее подкармливают для последующего увода.
На рефлекс
Эта стратегия подразумевает использование платочка смоченного кровью текущей суки. Увязавшегося кобеля уводят в соседний проулок или соседний отгон, накидывают на него петлю и затаскивают на лошадь или в машину. Это - проверенный и старый метод.
Контактная случайность
Если собака квартирная или подросток - она в большинстве случаев контактная. Бегающая без хозяина тазы, если налицо все соответствия экстерьеру, привлекает внимание ценителей породы или сельскую детвору, бездумно уводящую на другой конец поселка собаку. Иногда контактную тазы, по случаю, просто подбирают и уводят, как бездомную.
Мастер
Злобных и недоверчивых особей уводит бывалый. Если ему удалось приблизиться и наладить контакт, после которого собака, попав в руки или петлю проявляет норов, бывалый похититель пару раз придушит ее, чтобы собака почувствовала силу и его решительность. А после быстро уводит дворами, закрывает в машину или погружает перед собой на лошадь. Совершая эти действия, такой похититель должен быть, уверен в своих способностях найти в последующем общий язык с украденной особью тазы, чтобы собака не убежала безвозвратно. Этого добиваются ласками во время транспортировки и последующего помещения к особям противоположного пола, или в своры одного возраста и без присутствия собак других пород, или в вольеры с хорошим питанием и регулярными выездами на природу с поощрением.
Социальная приманка
Тазы – с весьма большой симпатией относится к другим особям этой породы. При всем притом, что Тазы не подходит близко к незнакомому человеку, они очень дружелюбны к своим сородичам. Даже если особь находится на отгоне одна и долго не видела других собак и людей ее можно приучить к компании через несколько дней. Человек с Тазы на поводке может привлечь внимание свободно перемещающихся Тазы и при соответствующих навыках, доверившаяся особь, подошедшая близко, может быть захвачена петлей.
Тазы, как и Тобет, являются специализированными инструментами испокон веков, используемыми согласно их породного предназначения. Поэтому, собаки этих пород почитаемы, но всегда остаются инструментами.
В казахском языке собака – неодушевленный предмет. Если человек - "Кiм" (Кто), то собака - "не" (что). Это глубинная основа отношения человека ко всему окружающему. При этом, стоит отметить, что, несмотря на одушевленность в других языках у людей всегда будет сохраняться пренебрежительное отношение к собаке. В частности в русском языке есть фразеологизмы и жаргонизмы – «как собака», «собачья жизнь», «сука» «сукин сын» и пр. Эти выражения при всей «одушевленности» собаки хранят пренебрежительное отношение к собаке, как к пусть и прирученному, но хтоническому существу. У казахов даже Тазы – «не», несмотря на максимальную для неодушевленного существа элитарность.

5. Естественные условия содержания тазы
Тазы - порода органичная лишь для естественных условий содержания, какими являются отгонные условия фазенд [15]. Кроме скудного корма от хозяев, на фазенде тазы имеет доступ к дичи, что заставляет ее не терять свои охотничьи навыки и призвание. Натурально Тазы в свободном отгонном содержании на пастбищах питаются сурками, барсуками, зайцами, и всем тем, что попадается им живого на зуб. У собак этой аборигенной породы в таких условиях есть естественная свобода, а не замуштрованность какую они получают в питомниках и квартирах.
Однако в таких полуспартанских условиях вести племенную работу довольно-таки проблематично, т.к. основные ресурсы и внимание у человека отнимает скотоводство, а Тазы лишь остаются дополнением к основному занятию скотовода. Но, если Тазы на таком отгоне свора – 3 и более, то собаки сами создают свой стационарный социум. В нем, при всем почитании тазы своего хозяина, собаки меньше подвержены стрессам и начинают естественно возникать иерархии. В них есть место старшим, способным и бесстрашным особям, а также щенкам. Такой социум адекватно воспитывает всех особей своры. Из таких социумов отбираются Кумай-тазы для последующего сведения с такими же по статусу особями от других владельцев.

6. Изменившаяся цена породы
Несмотря на популяризацию породы и декларированную необходимость восстановления породы, Тазы не имеет той цены, какую могла иметь экстерьерная и поимистая особь в прошлом. Если в прошлые века за одну хорошую особь давали до 47 лошадей, то ныне любая кобылица или даже старый мерин стоят гораздо дороже, чем натасканная и экстерьерная Тазы. Все сводится к ресурсной стоимости и практичности современных казахов. Как народ казахи испокон веков потребляли и потребляют большое количество мяса, которое является основным продуктом рациона.
Таким образом, в современных условиях, когда Тазы уже не инструмент престижа и не насущная необходимость по обеспечению страховки от голода, взрослые собаки и щенки этой породы теряют в цене в сравнении с большой мясной массой туши того же старого мерина. Стоит учитывать, что продажа конины, говядины и баранины приносит хороший доход при высокой степени ликвидности мяса в городах.
Поэтому современная казахская экономика в сравнении с кочевой максимально безразлична к такой нише как разведение борзых собак. Содержать эту породу лишь для пошивки тех же самых борік и малахай не имеет смысла. В настоящее время легче и выгоднее построить небольшую ферму по разведению лис и других пушных зверей или на крайний случай купить готовую шапку, в коих нет дефицита, а торговые площади базаров населенных пунктов ими обеспечены с излишком.
К слову сказать, реальная стоимость щенка 2-х месяцев эквивалентна стоимости ягненка или барана (от $50 до $200) в зависимости от экстерьерных качеств, окраса и возраста. Несмотря на появление сети дельцов переправляющих тазы в Россию и далее в страны Восточной и Западной Европы (так как такая схема дешевле официально регистрируемой транспортировки напрямую в Западную Европу прямыми авиалиниями), больших оборотных средств эта сфера не имеет. Она так и остается в статусе хобби. Цена в $500-$800 на зоорынке или в объявлениях в интернет очень редко устраивает состоятельных горожан, желающих приобрести тазы.
В среде сельских казахов лишь в редких случаях случается продажа щенков за деньги. В основном идет обмен щенков на необходимое обустройство быта или услугу. Щенки меняются на хорошее знакомство с перспективой на будущее или устранение проблем, а также на возможность приезжать в гости на девственную территорию дальнего отгона к его хозяину как к близкому родственнику. Вместе с тем, традиционно не принято принимать безвозмездно в дар щенка, не давая взамен что-либо в настоящем или в будущем. Существует поверие, что такой щенок не выживет или погибнет, повзрослев, если не будет каким-либо образом удовлетворено обещанное.
Как и говорилось выше: в настоящее время, с учетом симпатий и антипатий к породе и собакам вообще, можно вывести для Тазы универсальное определение – удачный подарок для состоятельных в нынешнем казахском понимании людей (владеющих помимо городского бизнеса еще и животноводческим комплексом) или лестный инициирующий эквивалент для тех, кто к этому стремится. Вместе с тем, щенки Тазы не только королевский подарок по своему этикетному значению, это повод хорошо подружиться.
При всем дурном тоне, каким определяется торговля щенками в казахской среде, обмен и подарок является часто практикуемыми мотивами для генетически обусловленного обмена щенками породы. Открытая торговля щенками дурным тоном является потому, что Тазы признаны в казахской среде – национальным достоянием.
Однако, несмотря на это порода переживает далеко не лучшие времена. Существует множество опасностей, угрожающих Казахской Тазы не только как породе, но и как элементу национального достояния. Есть теоретически допустимая опасность, что Казахские Тазы, как и истинно казахский бренд - кумыс (кисломолочный напиток из кобыльего молока) могут потерять свою родину, как патентообладателя [16].
Возникает парадоксальная ситуация, при которой отсутствие коммерческой компоненты в угоду традиционных этических норм несет в себе угрозу поэтапной утечки генофонда Казахских Тазы. А это, при соответствующей коммерческой организации в странах, не испытывающих этических комплексов в отношении этой породы, повлечет за собой увеличение необходимого количества особей для запуска процесса регистрации породы в FCI, а также последующего получение международнго патента.
В результате патентообладания другой страной в Казахстане к породе интерес будет проявляться все меньше и меньше. Наверняка, останутся собаки чабанских отгонов и выставочные линии. А зарегистрированная где-нибудь за рубежом порода, будучи оторванной от естественного ландшафта, собственно Казахской Тазы уже не будет, даже если и будет носить такое название.

Комментарии и использованные источники:
[1] ДУРЕГЕЙ - n 1. нечистопородная собака; 2. Нечистый, смешанный. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр. 222.
[2] ТОБЕТ – 1) кобель; волк-кобель; 2) пернос. пес. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр. 828.
[3] КОК - I. 1) небо, небосвод; 2) небесная сила; создатель; II. 1. 1) синий; голубой; сизый; 2) сивый; серый; 3) зеленый; незрелый; 2. 1) синева; синь; 2) зелень; молодая трава; 3) овощи; III. Тесьма из сыромятной кожи для скрепления кереге. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр. 390,
[4] ЫРЫМ - 1) поверье, вера в приметы; 2) на счастье; 3) примета, предзнаменование. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр. 992.
[5] I. ШАЯН-КУЙРЫ; (хвост скорпионом): шаян – 1) скорпион; 2) рак; куйры; – 1) хвост; волос хвоста; перо в хвосте птицы; 2) курдюк; курдючное жировое отложение у овец; 3) зад, задняя часть тела человека ниже спины, ягодицы; 4) перен. конец, край. II. ШАШАК-КУЛАК (волосатое ухо): шашак – 1) бахрома, кисточки; 2) пушистая верхняя часть растения; метелка; кулак – 1) ухо; 2) колок струнного инструмента; 3) ушко (котла), дужка (ведра); 4) курок (ружья). Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 946, 541, 945, 543.
[6] ШИ-ТАЗЫ (мелкая тазы): ши (щи) – чий (Achnatherum), род растений сем. злаков. Многолетние травы с узкими, часто вдоль свёрнутыми листьями, обычно образующие густые дерновины. Колоски с одним анемофильным цветком, собраны в метёлку. Ок. 20 видов, в теплоумеренном и субтропич. поясах обоих полушарий. В СССР 6-7 видов, на каменистых склонах гор, осыпях, лесных полянах, в степях и полупустынях. Ч. блестящий (A. splendens) на Ю. Сибири, в Казахстане, Ср. Азии нередко образует большие группы – чиевники. Зимнее кормовое растение. Выращивают как декор, газонное растение. Нередко Ч. включают в род ковыль. Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. ст. Чий – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
[7] САРТ: I уст. сарты (раньше казахи так называли торговых людей, в основном узбеков); II подр. однократному резкому звуку – хлоп, щелк, звяк. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 702.
[8] «Строго говоря, все сарты люди коммерческие; любого можно остановить, если он верхом, и купить у него лошадь: как бы он ее ни любил, раз цена будет выгодна, он ее продаст… Не только лошадь, но даже халат свой с женою и детьми… Привязанности у него ни к кому и ни к чему нет. Друга иметь среди них невозможно: он изменит при первом удобном случае. Даже родственные чувства у них как-то особенно развиты: они живут каждый по себе, не доверяя никому своей мысли. Они совершенно покойно переходят с одного места на другое, не жалея старого; им все равно, где бы ни жить: ни патриотизма, ни любви к своей родине у них нет; он надует своего сарта так же без сожаления, как и русского. Вообще сарты - пренеприятный и пренесимпатичный народ. Благодаря этому, много туркестанцев-русских, волей или неволей, стали замечательно похожи на сартов в смысле добросовестности, и разница только в религии и в занимаемом ими положении. В Туркестанском крае как сарту, так и русскому довериться нельзя, что могут подтвердить многие по горькому опыту. Вот каковы коммерсанты в Ферганской области». «Ошский купец у себя дома». Вокруг света. 1896. № 3, с. 38-40
[9] ЖУТ – массовый падеж скота от бескормицы и голод, вызванный этим. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 320.
[10] Под этнонимом «киргизы» или «киргиз-кайсаки» в данном случае подразумевается «казахи». А.И. Левшин (1797- 1879) - автор первого в мировой науке фундаментального исследования по географии, истории и этнографии казахских степей об этом свидетельствует: «Приступая к историческому описанию киргиз-кайсаков, первою обязанностию почитаем сказать, что им дают в Европе чужое имя, которым ни сами они себя, ни их соседи, исключая россиян, их не называют». При этом А.И.Левшин добавляет, что в действительности: «Киргиз есть название народа, известного не связями своими с киргиз-кайсаками, но давнею против них враждою и доныне существующего  под именем кара (черных)-киргизов, закаменных киргизов и бурутов. Слово «кайсак» или «касак» есть испорченное  имя «казак», которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова. Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо сие мнение, но скажем, что название казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву «К», говорят «хасаки». До начала XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Казачьею ордою (В ссылке в этому А.И.Левшин указывает: «В «Истории государства Российского» (Т. IX. Прим. 646) сказано: «Орда киргиз-кайсаков называется в делах ногайских обыкновенно казачею». То же видно и из летописей»). Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей (под общ. Ред. Акад. М.К. Козыбаева). – Алматы, «Санат», 2009. ISBN 9965-664-84-6. Стр. 135.
[11] Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей (под общ. Ред. Акад. М.К. Козыбаева). – Алматы, «Санат», 2009. ISBN 9965-664-84-6, стр. 294-295.
[12] БОРІК (боркі) – головной убор. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 163.
[13] МАЛАХАЙ – малахай; мужская меховая шапка. Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 586.
[14] КУМАЙ – 1) гриф; 2) борзая или гончая собака (от которой никакой зверь не может укрыться). Казахско-русский словарь под редакцией Сыздыковой Р.Г. и Хусаин К.Ш., Алматы: Дайк-Пресс, 2002, ISBN 9965-441-62-6, стр.: 546.
[15] ФАЗЕНДА (hacienda) – неологизм я языках постсоветских народов, возникший после показа на советском центральном ТВ первой «мыльной оперы» в конце 1980-х годов - бразильского телевизионного сериала «Богатые тоже плачут». С момента показа сериала и до конца 1990-х годов фазендами назывались дачи широких слоев населения, как культурный элемент оставшиеся от советского периода. В настоящее время в Казахстане фазендой принято называть сельскохозяйственный объект в степи или в горах далеко от населенных пунктов.
[16] «Кумыс: без права на патент?», газета «Казахстанская Правда» от 23.06.2011 (http://www.kazpravda.kz/c/1308774838)