Гофман

Константин Рыжов
Эрнст  Теодор Амадей Гофман родился в январе 1776 г. в Кенигсберге в семье прусского  королевского адвоката. Когда ему было три года, родители разошлись, и в дальнейшем  мальчик рос и воспитывался в доме своей бабушки со стороны матери. С детских лет в нем проявилась богатая творческая одаренность. Гофман обнаружил немалый талант живописца, но главной его страстью, которой он остался верен на протяжении всей своей жизни, была музыка. Играя на многих инструментах, он основательно изучил теорию композиции  и стал не только талантливым исполнителем, но и автором целого ряда музыкальных произведений. (Из них особенной известностью пользовалась с большим успехом поставленная в  1816 г. на берлинской сцене опера «Ундина»).

Закончив в 1798 г. юридический факультет Кенигсбергского университета, Гофман начал службу чиновника судебного ведомства. Ему приходилось несколько раз  переезжать из одного скучного провинциального  городка в другой, пока друзья не добились его перевода в Варшаву. В оживленной атмосфере культурной жизни  польской столицы Гофман много времени и энергии  отдавал музыке, создавая собственные композиции и дирижируя в оркестрах. Он увлеченно рисовал и даже расписал фресками один из концертных залов. Однако в 1806 г. Варшава была занята французами. Прусская администрация была упразднена, и Гофман лишился службы. Следующие годы были полны лишений. Из Варшавы Гофман едет в Берлин, потом в Бамберг, Лейпциг и Дрезден. Он работает капельмейстером, декоратором, преподавателем пения и игры на фортепьяно, перебивается частными уроками.
Особенно тяжелым оказался для Гофмана 1807 год, который он провел в Берлине. Тяжело заболела его жена, умерла двухлетняя дочь. Сам Гофман был  измучен приступами нервной горячки. В одном из писем он признается другу: «Работаю до изнеможения, о здоровье уже не думаю, а не зарабатываю ничего. Не стану описывать тебе свою нужду; она достигла крайней степени. Вот уже пять дней я ничего не ел, кроме хлеба…» Годы безрадостных скитаний закончились только в 1814 г., когда Наполеон был изгнан из Германии. Гофман вновь поступил на службу в министерстве юстиции и поселился в Берлине.

Писать Гофман начал в 1808 г., стараясь заработать на кусок хлеба. Поначалу это были рецензии на музыкальные темы. (С 1809 г. он регулярно пишет для «Всеобщей  музыкальной газеты» в Лейпциге; от этих публикаций ведет свое начало романтическая музыкальная критика). За ними в том же году последовали «музыкальные» новеллы «Кавалер Глюк» (1808) и «Дон Жуан». Но основные свои произведения Гофман создал в последний, берлинский период жизни. Литературная слава пришла к нему в 1815 г., когда на рынок  хлынул поток его рассказов, обычно печатавшихся  в карманных изданиях для дам, в альманахах, календарях и журналах. Редакторы этих бульварных изданий в буквальном смысле охотились за автором, стараясь заполучить его новый рассказ. Быстрота, с которой Гофман сочинял свои новеллы, была поистине поразительной. За период с 1815 по 1822 год он ежегодно выдавал по нескольку сотен печатных страниц. В эти годы выходит цикл новелл «Фантазии в манере Кало» (1814-1815) и роман «Элексир сатаны» (1816). За ними следуют  циклы новелл «Ночные этюды» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1821), повесть «Крошка Цахес» (1819)  и, наконец, его лучшее творение – роман «Житейские воззрения кота Мура» (1821). 

«КРОШКА ЦАХЕС ПО ПРОЗВАНИЮ ЦИННОБЕР» (1819). Сам Гофман назвал эту повесть «детищем весьма необузданной и саркастической фантазии». Почему пошлость и серость, невежество и скудоумие торжествуют над благородством, талантом и красотой? Уж верно, здесь не обходиться без колдовства! В начале повести мы видим бедную женщину фрау Лизу, одну из тех несчастных, против которых, кажется, ополчился весь мир. Томимая голодом и жаждой она зарабатывает на жизнь тем, что таскает из леса корзины с хворостом и продает его за жалкие гроши.  Мало того! Она принуждена повсюду носить своего уродца-сына, напоминающего диковинный обрубок дерева. Крошка Цахес не умеет ни ходить, ни говорить, но зато обладает злым, сварливым нравом, вечно ворчит и вечно всем недоволен. И вот, после того как несчастная женщина, излив в жалобах свою душу, забывается тяжелым сном, возле нее внезапно появляется фрейлина фон Розеншён – канонисса  близлежащего приюта для благородных девиц. Никто не знал, что на самом деле под этим именем скрывается могущественная фея Розабельверде, вынужденная утаивать от полиции свой могучий магический дар. Тронутая горем несчастной, она награждает крошку Цахеса тремя волшебными золотыми волосками. Сущность злого карлика от этого нисколько не изменилась – он остался таким же уродливым, невежественным и злым, но зато волоски эти чудесным образом влияли на окружающих и  заставляли ослепленных, околдованных людей  приписывать Цинноберу все значительное и талантливое, совершаемое другими. Так, например, если рядом находился красивый человек, никто не замечал уродства Циннобера. Если поблизости оказывался человек красноречивый, одаренный поэтическим даром или просто умный собеседник в глазах окружающих все эти достоинства мгновенно соединялись с Циннобером, а сам их обладатель, напротив, казался косноязычным, плоским и неумным. Вот какую необыкновенную услугу оказала маленькому уродцу фея Розабельверде! Влияние ее дара не замедлило сказаться. Когда фрау Лиза проходила с Цахесом мимо дома пастора, случилось так, что тот как раз стоял в дверях со своим младшим сыном, пригожим, золотокудрым трехлетним мальчуганом. И вот, к величайшему изумлению матери, пастор стал пылко расхваливать красоту и пригожесть ее сына, а потом потребовал, что бы она отдала Цахеса ему на воспитание.

Дальнейшие события разворачиваются спустя много лет, когда крошка Цахес вырос и превратился  в достопочтенного господина Циннобера. Читатель переносится в университетский город Керепес и знакомится со студентом Бальтазаром. Это пылкий, романтический юноша, обладающий недюжинным поэтическим даром и к тому же влюбленный в прелестную Кандиду - дочку своего профессора Мош Терпина. Казалось, его ждет семейное счастье и счастливая будущность, но судьба Бальтазара самым роковым образом переменилась после встречи с маленьким Циннобером. Они столкнулись совершенно случайно: Бальтазар прогуливался за городом со своим другом Фабианом, а Циннобер, недавно поступивший в Керепесский университет, проезжал мимо на горячей лошади и вылетел из седла. Бальтазар помог бедняге взобраться обратно на коня. Как добрый человек, он искренне посочувствовал незнакомцу: такому нескладному и нелепому уродцу должно быть нелегко живется на свете! В ту минуту он еще не знал, с кем имеет дело.

Невероятные вещи стали твориться с Бальтазаром уже на следующий вечер, когда он прибыл на званный вечер профессора Моша Терпина. Последний представил обществу своего нового студента господина Циннобера и никто, к великому изумлению Бальтазара не обратил внимания на его уродливую внешность. Напротив, всем кажется, что перед ними весьма респектабельный, красивый молодой человек. Потом Цинобер, который довольно неуверенно держался на своих хилых ножках, оступился. Бальтазар хотел помочь ему подняться и случайно коснулся головы уродца. При этом тот издал пронзительный вопль. А что же гости? Вскочив с мест, они окружают Бальтазара и спрашивают, чего ради ему пришло в голову прыгать на четвереньках и изображать из себя злобного рассерженного кота, которому наступили на хвост? Когда этот неприятный инцидент был забыт, Бальтазар решился прочитать свои стихи над которыми трудился всю ночь. Стихи были великолепны, но все похвалы, аплодисменты и крики восторга достались не Бальтазару, а Цинноберу, потому что окружающие именно его сочли их автором. Никто не обращал больше на молодого поэта внимания, даже Кандида. Зато Циннобер определенно стал героем дня: его обожали и каждым его словом (хотя он и молол несусветную чушь) восхищались, словно перлом остроумия.

В Керепесе стало твориться что-то невообразимое. После выступления итальянского виртуоза скрипача Сбьокка тот не удостоился даже скупой похвалы: все аплодисменты, все неистовое восхищение публики обратилось к стоявшему рядом Цинноберу, который даже не держал в руках скрипки. Молодой рефендарий Пульхер провалил экзамен на должность в министерство иностранных дел, хотя отвечал блестяще. Однако высокие баллы поставили не ему, а сидевшему рядом Цинноберу, хотя тот не знал ровным счетом ничего и нес какую-то невнятную околесицу. А стоило карлику появиться на службе, как правитель той страны князь Барсануф, безмерно восхищенный его мнимыми способностями, произвел Циннобера сначала в тайные советники, а потом – в министры. Маленький уродец стал ухаживать за Кандидой, и она тотчас влюбилась в него. По городу поползли слухи, что дочь профессора  Мош Терпина собирается выйти за Циннобера замуж.  Впору было подумать, что тут замешано какое-то темное волшебство. Но как простому человеку бороться против чар? К счастью, природа наделила Бальтазара страстной поэтической душой. Он один во всем  городе не поддался колдовскому очарованию Циннобера, и он один сумел понять, что почтенный доктор Проспер Альпанус совсем не тот, за кого себя выдает. Что он и не человек вовсе, а древний могущественный маг. К нему он и обратился за помощью. Вскоре Альпанусу удалось установить, что тайна странного обаяния Циннобера скрывается в трех  огнистых сверкающих волосках на его темени. Следует вырвать их из головы, и он опять погрузится в былое ничтожество.

Спасительное средство было открыто, но следовало поспешить с его применением. Как раз в тот день должна была состояться церемония обручения Циннобера с Кандидой. Бальтазар, Пульхер и Фабиан подоспели буквально в последнюю минуту. Друзья схватили уродца, а Бальтазар при помощи волшебного лорнета отыскал три огнистых волоска и вырвал их из головы своего соперника. В то же мгновение у окружающих словно открылись глаза. Вместо всесильного министра, красы и гордости двора все увидели перед собой ничтожного уродца. Каждое его слово вызывало только взрывы смеха. Преследуемый улюлюканьем, Циннобер укрылся в своем доме. Однако толпа народа продолжала преследовать его и там. Вне себя от страха карлик бросился в ночной горшок и… захлебнулся в нем. Так неожиданно оборвалась жизнь крошки Цахес по прозванию Циннобер. И все сразу вернулось на свои места. В сердце Кандиды пробудилась прежняя любовь. Проспер Альпиус сделал для Бальтазара и другое благодеяние: отправляясь в Индию, он подарил ему свое замечательное, полное чудес имение, так что бедный студент в мгновение ока превратился в весьма завидного жениха, и профессор Мош Терпин согласился выдать за него свою дочь. Бальтазар вскоре сделался известным поэтом и счастливо зажил с женой в своем великолепном имении.

                ****


Гофман стал основоположником новой романтической новеллы, в которой мир реальной повседневности оказывается чудесным образом переплетен с царством фантастики и сказки. В некоторых новеллах, написанных для детей («Щелкунчик», «Повелитель блох»), сказочный мир торжествует над обыденной реальностью. Но в большинстве произведений Гофмана эта связь оказывается не такой однозначной. Реальный и сказочный планы сосуществуют тут вместе, и герой последовательно переходит из реального мира в фантастический и обратно. Во многих новеллах Гофмана  фантастика имеет  светлый, радостный колорит («Золотой горшок»). Но так бывает не всегда. «Страшная» фантастика, например,  господствует в сборнике «Ночные этюды» (особенно в новелле «Майорат» - мрачной истории с приведениями и преступлениями в родовом рыцарском замке) и в романе «Эликсир сатаны», сюжет которого  построен на мотиве  двойничества, кровосмесительных связях и убийствах. Кое-где фантастика и реальность вообще не смешиваются, но как бы сосуществуют в разных измерениях. Этот прием замечательным образом воплощен в романе «Жизненные воззрения кота Мура», где идет параллельный рассказ о двух героях – гениальном композиторе Крейслере и его пародийном антиподе коте Муре, в образе которого сатирически раскрывается суть немецкого филистера.
 
КРЕЙСЛЕР. Иоганнес Крейслер – одна из самых замечательных фигур, созданных писателем. Поначалу он был героем очерков Гофмана на музыкальные темы, объединенных затем в цикл «Крейслериана» (1810-1815). Однако окончательную огранку образ Крейслера получил только в романе. Это энтузиаст, создатель чудесной музыки и в то же время колкий, сатирический человек. В нем есть что-то и от Фауста и от гётевского Вертера. Душевные терзания Крейслера  порой разражаются у него у него взрывами резкой иронии и шутовскими выходками. Фантом раздвоения, всю жизнь занимавший Гофмана, воплотился  в «Жизненных воззрения…» в неслыханно дерзкую художественную форму. Гофман не просто поместил два жизнеописания  под одной обложкой, но еще и демонстративно перемешал их. Один предмет подается тут в двух разных освещениях. Ироничный издатель подчеркивает: Крейслер – не главный герой романа.  Предлагаемая книга – исповедь ученого кота Мура. Он и автор и герой. При подготовке к печати якобы произошел конфуз: когда издатель получил  корректурные листы, он обнаружил, что записки кота постоянно перебиваются  обрывками другого текста. Как выяснилось, кот, записывая свои воззрения, рвал на части какую-то книгу из библиотеки хозяина, используя листы «частью для прокладки, частью для просушки». Книга эта была жизнеописанием Крейслера. В таком виде все и пошло в набор, так что жизнеописание  гениального композитора предстает перед читателем в виде  макулатурных листов в биографии кота.

Незадолго до смерти у Гофмана стало развиваться тяжелое заболевание – прогрессирующий паралич. Умер он в июне 1822 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281