Джоджр. 4-5 гл

Аланка Уртати
                IV.

            Но счастливо встреченный год принес много изменений. В первой половине лета мы проходили практику за городом  пионервожатыми.

Моя подруга Марина на сборы не поехала. Она была детдомовкой и практику проходила с самого детства, там старшие воспитывали младших традиционными  способами, например, спустить кого-то в целях перевоспитания за «стукачество» или воровство в лестничный пролёт в тумбочке!
 
Мы были в лагере на положении солдат в воинской части,  и она приехала нас навестить.
 
Общество всколыхнула  весть,  что приехала Марина с “самим Джоджром!”.

Она была как чеховская героиня - под белым зонтиком с какой-то немыслимой причёской,  выкрашенная в золотой цвет, а этот ловелас в белом костюме - вылитый Марчелло Мастроянни в свои лучшие годы. 

Меня в это время раскачивали на качелях математики,  и мне было  наплевать прямо с небес на Джоджра и на взбесившихся девиц, пытавшихся отгадать, к кому он приехал:  к Пожарной Лошади, ко мне или сопровождал нашу актрису.

Пожарная Лошадь, крупная  мясистая девица из Пятигорска, тогда же высказалась, что Джоджр - как деньги занимать, так всегда  приходит к ней, а в лагерь явился, без сомнения, к ... и назвала меня.

Она попала пальцем в небо, потому что мы с ним не виделись,  и вообще меня больше занимал вопрос к родителям - отпустят ли в Москву со стихами и как ухитриться перевестись в Литературный институт, чтобы они поняли, что это роковое обстоятельство  подлежало исправлению.
 
Затем было чудесное лето, в котором я открыла для себя Москву, пьянящий настой московского интеллектуального общения, читала стихи, носилась по музеям и просто по городу.
   
На родину я вернулась под новым именем - “Аланка”. Так прозвали  меня в столичном  кругу друзей,  которые заслушивались моими  историческими фантазиями о древней стране Алании. Как и для Джоджра, история и филология были для меня единым пространством.

Но главное - это  имя с самого начала изменило всю мою дальнейшую жизнь, мое осознание себя в окружающем мире.

Вероятно,  рождение  под зодиакальным созвездием Близнецов должно было,  дополнив недостающим именем - Татьяна и Аланка -  обозначить отныне и навсегда некоторую двойственность моей души,  и среди множества моих сложностей было ощущение от участия в жизни и одновременно наблюдения за происходящим как бы со стороны.

Я говорила себе - здесь я как Аланка не могу поступить иначе, а здесь я могу  побыть просто Таней.

Этот внутренний образ  помогал  формироваться моей  личности. Я самоидентифицировалась с его помощью.
 
С тех пор при знакомстве я предлагала оба имени и неизменно выбирали  второе, Аланка, как наибольшее соответствие моему образу.

Со временем произошло полное слияние, я нашла сама себя, но в те годы это было новое, на время целиком поглотившее меня событие глубоко личного свойства.

А Джоджр,  как оказалось, употребил это лето на то, чтобы... открыть для себя прелести Марины. Это была ужасная история, но самое ужасное было то, что потеря кем-то невинности с помощью Джоджра  сказалась злым роком  на моей судьбе.   

Марина со своей трагедией на время  стала, как и  Джоджр,  persona grata – её ситуация заняла всё светское общество института.

Вечерами она  то и дело оказывалась у окна  на лестничной площадке и в качестве  пай-девочки выслушивала советы сострадательных старшекурсниц.

Огромный  белый медведь в её руках, которого я привезла из Москвы, дорисовывал портрет жертвы Джоджра, соблазнителя наивных девочек.

От прежней актрисы с вечным бенефисом, который с рожденья уже  был при ней, не осталось и следа. Её золотистая головка вызывала у всех желание погладить это дитя и защитить от таких мерзавцев, как наш проходимец. 

Я чувствовала себя так,  будто помогала  Джоджру совершать это пакостное дело, по слухам,  где-то на чердачном этаже и прямо на его светлом,  песочного цвета элегантном пальто, которое справили ему любящие родители.
 
Мне было так стыдно, точно это был мой брат, и он опозорил наших с ним родителей.
 
Марина каждый вечер  порывалась назавтра же  уехать,  выброситься в мир со своей  сломанной судьбой, и все этажи, курсы и  факультеты спорили и отговаривали - это был какой-то  ужас.

С самого детства в моём сознании было чёткое  понятие о возможностях и невозможностях для меня, моих ровесниц и  подруг - я признавала строгие нравы, даже не понимая, что они строги.

Поэтому  со мной проблем  быть не могло. Но дальше последовало то, что  об истории Марины узнали в горном институте, где учился мой брат.

Все его друзья шефствовали надо мной,  и  даже в моменты возлияний после сессий они не забывали прислать кого-нибудь в качестве проверяющего.   

Проверяющий  спрашивал, нет ли у меня проблем, и вручал фрукты, привезённые  друзьями чаще всего из грушевого Алагира, города у самых гор, а также варенье и присланные  моими родителями деньги.

Заодно они зорко присматривались, не обидел ли кто-нибудь меня из таких же прохвостов, какими, возможно,  бывали и они, но не с сёстрами друзей.
 
Это бывали серьёзные комиссии, из которых потом получились министры и другие государственные деятели, однако, тогда мне можно было их не  бояться, я была вышколенным человеком и потому с большим удовольствием и без всяких задних мыслей и тревог тут же принималась за  братские приношения.
 
Знаменитое лето одной историей Марины не исчерпывалось.

Жил в общежитии еще один, местный кударец, то есть южанин  - белоголовая бестия с физкультурного факультета, который был тоже не промах.

История почти такая же, как с Джоджром, но ему удавалось поучать меня только когда я пробегала мимо.

В конце этого же лета он  решительно остановил меня, чтобы  преподнести свой урок -  по его словам, история с Мариной была и у него,  и в то же самое лето, когда она работала в своем родном детдомовском лагере, в одном из ущелий.

И теперь он  не советовал мне  дружить с ней, потому что она будет  плохо влиять на меня, хорошую девочку. 

Но Марина  сама бросила меня к сентябрю, нанеся мне глубокую душевную рану. Я страдала от внезапного одиночества, прирученная нашей дружбой.
 
Другая моя подруга, рыжая Ламинка,  жила далеко, в центре города, а Марина была всегда рядом, наши кровати  соседствовали, ужинали мы или оставались голодными, если ничего не купили, тоже   всегда вместе.

Я привыкла делить с ней деньги, присылаемые моими родителями. Я делила с ней всё, что имела.   

 Однажды она налетела на меня на тихой улице, затащила  в подъезд ближайшего дома, и мы обменялись платьями - я натянула её платье и  продолжила свой задумчивый путь в общежитие, а она в моём понеслась в театр, которым бредила и где очаровала пожилую чету приезжих актеров.

Кроме привычки делиться  с ней, как с сестрой, я привыкла все решать под её влиянием.

Для начала Марина перетащила меня в общежитие от старичков с Библией и окунула в комнату с восемью кроватями, самую перенаселённую,  приучая жить буквально среди толпы, как жила она с самого детства в детдоме.

И это после того, как  в Беслане, на берегу Терека,  я жила в доме с отдельной моей детской комнатой и могла при маминых шагах быстро спрятать под учебник книгу.

И мама всегда говорила:

- Ты совсем дикая, как же ты будешь жить среди людей, если постоянно закрываешься от всех?!

Но сейчас у меня было неприятное  чувство раздвоенности.

С одной стороны, доступность Марины - на что она могла надеяться, она не была даже Золушкой, чтобы вырвать своего Принца из его окружения и привязать -  к какому очагу?

Скорее всего, это была проба  любовного адюльтера для юной экзальтированной особы,  не скованной  никакими  узами домашнего воспитания.

Только однажды раскрылась её тайна, когда  она повела меня к своей матери, заводской  работнице, жившей с каким-то новым мужем, из-за чего Марина оказалась в детдоме.

Это было не военное время, в детдом попадали дети, лишённые матерей из-за пьянства,  или, как Марина, ненужные  даже  собственным матерям. 

Такой истории с Джоджром у меня быть не могло, было бы слишком много осложнений для соблазнителя.

Во-первых, у меня было много  братьев, из них только один родной, старший, но зато двоюродных -  девять, самых разных возрастов.

Затем следовали дальние, а потом были те, с кем я выросла - рыцари моей чести.

Еще были  алагирцы, жившие в общежитии в одной комнате с братом - это уже означало ущелье, через которое лежал путь Джоджра к себе домой на юг.

А один из моих двоюродных братьев, мой ровесник,  мог привести своего закадычного друга, знаменитого бойца с Турханы - Серого.

У того в бесконечных уличных драках было повреждено сухожилие, и он прихрамывал. Почти после  каждой фразы он употреблял содранное у какого-то, явно, большого, крупного  дядьки-хохла слово “добре”.
 
Я познакомилась с ним в доме у моего дяди, где и встретила свой первый студенческий Новый год: с друзьями брата и моими новыми подружками-однокурсницами, которых пригласила по просьбе первых.

Серёжа тогда выманил меня на лестничную площадку, чтобы потрогать мою тёмно-русую косу.

Я стояла на верхней ступеньке в платье,  по-старинному настоящем, только коротком,  бальном платье - белом, с прозрачными оборками и большим легким шарфом, которое папа привёз из  командировки в Москву,  купил в ГУМе.

Герой уличных драк  оглядел меня с головы до ног и восхищённо сказал:

- Ты настоящая принцесса!

С того момента он всегда был готов сложить  свою буйную голову за мою честь - это я знала точно.

И до конца жизни, пока его не убили, боясь его политического лидерства, он держал меня в этом образе и выполнял все, что бы я ни попросила.

А попросила я однажды военный вертолет... 
 
Возвращаясь к Джоджру, следует сказать, что  за любой проступок  на моем севере мало бы ему не показалось!

А, с другой стороны, мне было больно, что Джоджр оскорбил мою подругу.

Я искренне переживала ситуацию, приняв  сторону Марины, за которую некому было вступиться - у неё не было семьи, братьев, фамилии с национальными традициями, к которой в таких случаях можно было воззвать.

Это был тупик для моего сознания.

Понимая это, Марина и сама сочла, что она сделала что-то неправедное, даже по отношению ко мне, поэтому она бросила меня в нашей комнате  среди   чужих людей и  сменила   не только комнату, но и общежитие.

Джоджра я больше не встречала, он растворился в атмосфере настолько, что, возможно, я  проходила сквозь его материю -  желудок, шею и между глаз, которые, по всей видимости, на какое-то время  погасли.

Я  похоронила  Принца в сердце без погребальных колоколов.

За ним стоял сияющий солнечный мир - он был ласков ко мне, и мое сердце оставалось пушистым комочком, ответно ласковым ко всему миру. Словно для меня у мира была другая оболочка.
 
Я забыла об этих людях и жила своей жизнью, которая, несмотря на полученный урок,  казалась бесконечной и полной ожидания  в этой бесконечности только светлого, чудесного и достойного.

                V.

          С тех самых пор Джоджра я  увидела впервые  в мой выпускной год, когда он со своей южной стаей шел по старинному Александровскому проспекту, где демонстрировалась вся жизнь нашей столицы. 
 
Он успел прочесть презрение на моем  лице перед тем, как я гордо отвернулась  и прошла стороной, остерегаясь его,  как чумы.

Он обогнал,  развернулся и возник передо мной, да  так, что я икнула от неожиданности и  выронила свое  роковое презрение, потому что  он внушительно произнес, медленно  вдавливая мне в мозг:
   
- Ты маленькая и очень глупая девочка. Вот станешь взрослой, поймешь, что я ни в чём не виноват!
 
Я растерялась,  и  получилось, что мне преподали тему моей собственной глупости для дальнейшего осмысления.
 
К этому времени подоспела пора распределения нашей группы по стране и республике для преподавания русского языка и литературы,  однако,  все понимали,  что учить я не стану.

Я пропадала на телевидении, на радио,  блуждала  со  своими  литературными настроениями - вся на виду, в то же время вещь в себе, и никому было не понять, что бродило во мне внутри.
 
Милый старичок Лукашенко, профессор-лингвист, звал меня в аспирантуру, но я говорила, что мне  хочется во все глаза смотреть на эту жизнь.

Он рассмеялся и ответил, что у меня есть время и рассмотреть, и  вернуться для науки к нему.
 
И, как когда-то в школе,  все вокруг   были  убеждены, что    мне  больше всего   пристало  заниматься  журналистикой.

“Место, где Макар телят не пас”, - так называлась кампания в министерстве образования, куда поступил мой отчаянный заказ.

Кто-то сказал, там с ног сбились, ищут. И нашли – самое отдалённое горное селение Дзинага в Дигорском ущелье.

Все восприняли это как каприз избалованной девочки или модная на ту пору романтика, почти отъезд по молодежному призыву на строительство БАМа.

Я просила Дзинагу,  потому что помнила её, там я каталась на лошади в туристических лагерях после девятого и десятого классов, где бывало  пол нашей школы - мы должны были знать свои горы.

Дзинага - это альпийские луга и Караугомский ледник, дома и  низкие ограды из белого камня.
 
Наш выводок  водили оттуда через перевалы в другую горную жемчужину - Цейское ущелье. 

Мой  рюкзак носили мальчики, я  еле плелась, на крутых подъёмах сердце выпрыгивало. Сама  я никогда не просила о помощи и не ныла, но все понимали слабость таких, как я, помощь была внутренним законом для сильных.

И вот теперь я одна возвращалась в тот дикий горный край, получив от жизни новый урок - по линии советской партийной системы.

Редактор городской комсомолки сама позвала меня, при встрече была очень ласкова, пообещала работу в ее газете.
 
Но при этом расспрашивала о...Джоджре. От неё же я узнала, что история с  Джоджром  имела продолжение.

Оказывается, Марина метнула в глаза своего соблазнителя порошок красного перца  -  огненно-красное, сжигающее,  прямо на зелёный ослепительный бархат его глаз!

Говорили, он взревел, как бык на арене фиесты. 

Навсегда осталось для меня нерешённым - Марина была юным отважным тореодором,   или это была подлость - вместо  клинка в самое сердце быка  гасить светильники  его глаз?!

Что нужно было знать газетной партдаме, я тоже не поняла. Джоджру в силу национального менталитета  и не грозило жениться на русской Марине, да и  вряд ли, имея такой буйный успех, Принц  насильственно посягал на невинность этой девушки, которую даже не завоевывал - она ни разу не сидела на подоконнике. Почему же все это происходило, я не понимала.
 
Редакторше я ответила  как будущий честный журналист все, что знала, но без собственной оценки, только факт - да, возможно, это было, но я ничего не знаю.

И о красной паприке для глаз я услышала только что от неё. На мгновение  я зажмурила глаза, как от жжения, но более никаких эмоций.
 
Меня манила журналистика, при чем здесь был Джоджр с наперченными глазами и роковая Марина со своей зверской манерой мщения?!
 
После столь незаинтересованного отношения к нашумевшим  городским историям мне было отказано в работе в редакции.

Всю последующую жизнь эта партдама   будет чинить мне зло по непонятным причинам, вероятно,  по моему невезению, что я вообще была знакома с Джоджром. 
 
Много лет спустя, когда я спешила к юбилею Пушкина подарить  моей родине версию кровной связи поэта  с аланами, она более года препятствовала её публикации,  пока не вмешался  тот самый Серый, боец-с-Турханы.
 
Он больше не хромал, не употреблял слово “добре”, а стал уникальным по своей сути обкомовцем, который остался навечно предан друзьям детства и юности.

Потом партдаму с позором выкинули из той  самой газеты, куда она закрыла мне вход, восставшие  против нее молодые журналисты.

А я, волею судьбы, наоборот,  стала работать на родине главным редактором газеты старейшин, решительно и бесповоротно объединившей север и юг Алании.
 
К тому времени я буду иметь свой собственный опыт познания, что любая подлость рано или поздно, но непременно будет наказана. Я наблюдала это собственными глазами и могла говорить уверенно.

Сложнее было с такими людьми, как  Джоджр.
 
Кто он был и каков? Никто не называл его мягким  именем - Александр, все предпочитали обжигать и обдирать свой язык,  употребляя фамилию – Джоджров, сократив ее до имени.

Возможно, это и подсказало подсознанию Марины выбрать для мести оружие жгучее, выжигающее.
 
Но тогда, в юности, для меня главным было то, что меня впервые обманули. Не как Марину - в личных взаимоотношениях. Меня предали - мое будущее, мои идеалы, мою любовь к  профессии.

Джоджр, королевский отпрыск, стал  корреспондентом  Агентства печати новостей у себя на юге.

А моим прибежищем должна была стать первозданно дикая   провинция Дзинага, где такой, как я, зимой в горах нужно было суметь выжить.